СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к началу движения и движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

пла нурока практического обучения управления автомобилем. подготовка и движение в тёмное время суток.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к началу движения и движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости)»

План урока производственного обучения

Профессия: водитель ТС категории “B”


Тема программы: Вождение по учебным маршрутам

Тема урока: Подготовка к началу движения и движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости).

Тип урока: Формирование первоначальных умений и навыков



Цель урока, его воспитательные и развивающие задачи:

  1. Повторение основных приемов предыдущего занятия.

  2. К концу занятия обучающийся должен научиться управлять транспортным средством в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости.

  3. В ходе проведения занятия мастер П/О должен содействовать воспитанию чувства самостоятельности, развивать у обучающегося распределённость и объем внимания.

  4. Мастер П/О должен установить деловой контакт с обучаемым с учетом индивидуальных особенностей.

  5. Мастеру необходимо настойчиво, спокойно и терпеливо добиваться от обучающегося правильного понимания задачи при выполнении приемов управления автомобилем.

Требования к качеству обученности: К0,7



Оборудование: Учебный автомобиль ВАЗ 21140



Дидактические материалы:

1. Учебное пособие для подготовки водителей транспортных средств категории «АВ».- М.: Издательство «Третий Рим», 2007 г.

2. Схема учебного маршрута

3. Оценочный лист.

4. Журнал учёта проведения инструктажа по ТБ.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ



этапа

Структурный элемент урока

Время этапа

Уровень

УПД уч-ся

Методические особенности и краткие указания по проведению этапа урока

Примечания

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

3

α0

Проверить готовность учащегося к учебному занятию:

- осмотреть внешний вид обучающегося, обращая внимание на одежду, которая не должна стеснять движения, и особенно на обувь, не допуская к вождению в обуви с длинным тонким каблуком;

- Проверить наличие индивидуальной книжки водителя;

- оценить психологическое и физическое состояние обучающегося.



2




2.1

Вводный инструктаж



Проведение ежедневного осмотра ТС

3




3



Обучающийся проводит осмотр учебного автомобиля, комментируя свои действия, после чего докладывает о его готовности мастеру П/О.

Необходимо контролировать правильность действий и терминов, при необходимости поправляя обучающегося.


2.2

Инструктаж по технике безопасности

3

Провести инструктаж по правилам техники безопасности. Сообщить, что обучающийся должен:

  • протереть подошву от снега и грязи;

  • застегнуть верхнюю одежду, чтобы не мешала во время езды;

  • соблюдать меры безопасности во время начала движения.

Сообщить обучающемуся, что:

  • резкое ускорение автомобиля создает силу инерции,

  • движение начать на малых оборотах коленчатого вала, экономии бензина (бензин продукт переработки нефти, состоит из легких углеводородов, температура кипения от 30 до 200 градусов Цельсия, горючая жидкость и органический растворитель),

  • при резком нажатии на дроссельную заслонку увеличивается выброс вредных веществ – оксиды углерода и азота.

  • Сообщить о рисках связанных с управлением ТС в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости.

  • Сообщить место нахождения в ТС аптечки и огнетушителя.

Обучающийся расписывается в журнале по технике безопасности.




2.3

Подготовительный этап

2


Обучающийся занимает место водителя, настраивает сиденье, регулирует зеркала.




2.4

Сообщение темы и цели урока

1

Сообщить тему и цель занятия. Привлечь к формулированию цели обучающегося.

Объяснить, что полученные на данном занятии знания, умения и навыки будут использоваться при управлении ТС в реальных условиях. Сообщить, что правильное и уверенное управление автомобилем снижает риск ДТП. Подчеркнуть, что управление автомобилем в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости сопровождается повышенным риском и требует большей концентрации внимания.

Ответить на имеющиеся вопросы обучающегося.



2.5

Актуализация опорных знаний и умений

5

Предложить обучающемуся рассказать последовательность действий водителя при выполнении поставленных задач:

правильная техника руления;

действия органами управления ТС при движении и по учебному маршруту;

вождение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке.

- проанализировать с обучающимся правильность его действий и при необходимости откорректировать.

Порядок действий приведен в приложении № 1


2.6

Объяснение, показ новых трудовых приемов, операций

8

Осуществить показ новых приемов и операций (переключение ближнего и дальнего света, регулировка корректора фар, настройка подсветки приборов, пользование противотуманными фонарями).

Выяснить готовность обучающегося к выполнению задания, дать понять , что у него тоже все получится.

Ответить на вопросы обучающегося. В случае необходимости повторить показ.

После этого предложить обучающемуся приступить к отработке задания.


2.7

Выполнение обучающимся пробных упражнений, анализ правильности его действий

7

Обучающийся выполняет несколько пробных упражнений под контролем мастера.

Необходимо проанализировать вместе с обучающимся правильность выполнения упражнения, дать необходимые пояснения для улучшения качества действий.

В случае необходимости, провести дополнительный инструктаж и повторить показ выполнения упражнения.

Отмечать достижения обучающегося в первую очередь, а потом ошибки.

Подчеркнуть, на что нужно обратить особое внимание при выполнении повторного упражнения.

Дополнительный инструктаж см. приложение 2

3














Самостоятельная работа обучающихся по выполнению практического задания и текущий инструктаж мастера

20


Обучающийся выполняет упражнение самостоятельно. Нужно следить за правильностью его выполнения без комментариев.

После каждого упражнения предложить самостоятельно проанализировать правильность выполнения упражнения.

При анализе действий обучающегося, в первую очередь, отметить положительные результаты и благодаря чему они были достигнуты, а затем проанализировать ошибки. Если необходимо, помочь найти правильное решение.

Перед выполнением предпоследнего упражнения сообщить, что следующее будет контрольным.

После выполнения контрольного упражнения предложить обучающемуся оценить правильность своих действий с помощью ведомости учета.









Ведомость учета см. Приложение 3

4

Заключительный инструктаж

Подведение итогов занятия.













Домашнее задание к следующему занятию

5






















Обсудить достигнута ли цель занятия. Подчеркнуть благодаря каким качествам обучающегося она была достигнута. Или подчеркнуть причины, по которым цель урока не была достигнута.



Выставить отметку в журнале производственного обучения и в книжке индивидуального вождения.

Предложить обучающемуся мысленно повторить последовательность действий ранее пройденного материала (при необходимости записать).


































Приложение 1

Последовательность действий водителя при выполнении приёмов управления транспортными средствами

  1. Упражнение на руление:

Рулевое колесо следует держать двумя руками. Правильное положение рук соответствует положению стрелок часов «без четверти три». В зависимости от роста водителя и регулировки сиденья допустимы положения «без десяти минут два» и «без десяти минут четыре». Такие положения рук на рулевом колесе обеспечивают наибольшую точность управляющих действий.

Рулевое колесо нужно держать свободно. Нельзя сильно сжимать обод рулевого колеса, а тем более применять «замки» на пальцах. От такого хвата руки быстро устают. Только в случае крайней необходимости рулевое колесо следует держать очень крепко: при движении по неровным дорогам, обледенелым участкам и т.п. При поворотах рулевое колесо нужно тянуть вниз, а не толкать его вверх.

При переключении передач, включении и выключении указателей поворота, при торможении стояночным тормозом автомобилем управляют одной рукой. В этом случае рулевое колесо нужно удерживать крепче обычного.

Скорость поворота рулевого колеса должна быть соизмерима со скоростью движения автомобиля. Рулевое колесо должно поворачиваться плавно.

  1. Действия органами управления ТС при движении по учебному маршруту:

Начало движения на сухой ровной твердой дороге производят в следующей последовательности:

-       включают левый указатель поворота;

- осматривают дорожную обстановку в зеркалах заднего вида;

-       нажимают на педаль сцепления;

-       включают первую передачу;

-       выключают стояночный тормоз;

-  медленно отпуская педаль сцепления одновременно увеличивают частоту вращения коленчатого вала;

-       после начала движения продолжают плавно отпускать педаль сцепления до конца и снимают ногу с педали.

- корректируют направление движения ТС рулевым колесом.

При начале движения автомобиля на мягком грунте, в песке, в снегу, на подъеме необходимо при включении сцепления устанавливать повышенную частоту вращения коленчатого вала тем большую, чем больше сопротивление грунта, подъем или загрузка автомобиля. На скользких дорогах при начале движения устанавливают наименьшую частоту вращения коленчатого вала.

Педаль управления дроссельной заслонкой (подачей топлива) нажимается передней частью стопы, опираясь на каблук, а педали сцепления и тормоза – средней частью стопы. На педаль сцепления нажимают быстро, но не резко, а отпускают ее плавно, особенно в конце рабочего хода. При штатном торможении (не экстренном) на педаль нажимают плавно, особенно во второй половине ее рабочего хода. Отпускают педаль тормоза быстро.

При движении левую ногу следует располагать рядом с педалью сцепления и без напряжения мышц. Нельзя держать ноги на педалях сцепления или тормоза.

Начав движение, водитель должен стремиться перейти на высшую передачу на возможно более коротком отрезке пути. Длительное движение на низших передачах приводит к перерасходу топлива, перегреву двигателя, интенсивному изнашиванию деталей двигателя и трансмиссии, создаёт сложные дорожные ситуации.

Разгон автомобиля выполняют последовательным переключением передач в восходящем порядке. Порядок переключения следующий:

-       разгон автомобиля до скорости соответствующей следующей передаче;

-       выключение сцепления, одновременное освобождение педали «газа»;

-       перевод рычага КПП в положение соответствующее следующей передаче;

-       плавное освобождение педали сцепления и увеличение подачи топлива.

Торможение двигателем выполняют последовательным переключением передач в нисходящем порядке с такой последовательностью:

-        освобождение педали «газа» и быстрое выключение сцепления;

-        перевод рычага в положение очередной низшей передачи;

-        увеличение частоты вращения коленчатого вала и плавное включение сцепления.

При переключении передач во время движения педаль сцепления можно отпускать быстрее, чем при начале движения, но при этом увеличивать частоту вращения коленчатого вала двигателя так, чтобы она соответствовала включенной передаче и скорости движения. Не должно быть толчка назад при отпускании сцепления, а затем толчка вперед при нажатии на педаль «газа».

При разгоне автомобиля необходимо ограничивать максимальную частоту вращения коленчатого вала при движении на промежуточных передачах, что способствует уменьшению расхода топлива, снижению изнашивания деталей двигателя и трансмиссии.

Торможение автомобиля:

Во всех случаях, кроме аварийных, торможение должно выполняться плавно. Чем выше скорость движения автомобиля, тем торможение должно быть более плавным.

Применяя экстренное торможение, водитель должен наблюдать за траекторией движения автомобиля. При начавшемся заносе следует отпустить тормозную педаль.

На дорогах со скользким покрытием нужно применять прерывистое торможение, периодически нажимая на тормозную педаль и быстро ее отпуская. Сила нажатия на тормозную педаль увеличивается по мере снижения скорости, но это не должно приводить к блокировке колес. Торможение необходимо осуществлять на включенной передаче и выключать сцепление следует непосредственно перед остановкой автомобиля.

Остановку ТС производят в следующей последовательности:

-       включают правый указатель поворота;

-       выключают сцепление;

-       плавно нажимают на педаль тормоза, корректируя направление движения, до полной остановки ТС;

-       включают стояночный тормоз;

-       включают нейтральную передачу;

-       отпускают педали тормоза и сцепления;

-       отключают указатель поворота.







Приложение 2

Последовательность действий водителя при выполнении приёмов управления транспортным средством в тёмное время суток (в условиях недостаточной видимости)

Пользование внешними световыми приборами должно осуществляться согласно Правил Дорожного Движения п.19

- включение фар, передних или задних противотуманных фонарей производится нажатием соответствующей кнопки на панели приборов.

- регулировка угла освещения производится “рукояткой корректора фар”.

- интенсивность освещения панели приборов производится при помощи реостата.

- переключение ближнего – дальнего света производится левым подрулевым переключателем вдоль оси вращения рулевого колеса.

- перед началом движения в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости на ТС должен быть включен ближний свет фар.

- при отсутствии на дорогах населённого пункта искусственного освещения разрешается использование дальнего света.

- дальний свет фар должен быть переключен на ближний при въезде на освещённый участок дороги, при встречном разъезде согласно п. 19.2 ПДД, а так же при приближении к участку дороги, имеющему ограниченную видимость, для исключения возможности ослепления других участников дорожного движения.

- при ослеплении необходимо включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.











Приложение 3

ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ

Упражнение: «движения и движение в темное время суток (в условиях недостаточной видимости).»

ФИО обучающегося:

Дата:

Элементы трудовой деятельности

Оценка обучающегося

Оценка мастера

Своевременное включение (выключение) света фар



Необходимость включения дальнего света фар



Своевременное переключение дальнего – ближнего света



Пользование противотуманными фонарями



Выбор скорости движения в зависимости от освещения



Выбор дистанции при движении в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости.



Действия при ослеплении





Критерии оценки:

«2» - элемент выполнен правильно и полно

«1» - элемент выполнен с незначительными недочетами

«0» - элемент выполнен неверно или со значительными недочетами








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!