Конспект урока развития речи в 9 классе.
ПотёмкинаЕ.А.,
учитель русского языка и литературы
ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в формате ОГЭ (выполнение задания 15.3)».
Цель урока: сформировать у обучающихся навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).
Задачи:
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, о композиции сочинения-рассуждения по лексическому значению слова, о способах толкования слова, о правилах написания аргументов.
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текст публицистического характера;
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся.
Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, ответы учащихся.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.
Приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft PowerPoint и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока.
1.Организационный момент.
1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока.
Наш урок сегодня – продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ.
Мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста - задание 15.3. Но ведь не только подготовка к экзаменам занимает ваши мысли, не только из учебы складывается жизнь подростка. Ребята, а что еще важного происходит в Вашей жизни сейчас? Что вас волнует? О чем вам интересно поговорить?
(Составление кластера)
2. Мотивация.
Действительно, во все времена подростков интересовали вопросы взаимоотношений друг с другом, с родителями, с педагогами, поиски надежных друзей и жизненных ориентиров, вопросы справедливости. И, пожалуй, никто не остался в стороне от такой прекрасной и трогательной темы, как любовь. Обычно впервые мы испытываем это чувство в подростковом возрасте, остро его переживаем, делаем серьезные выводы на будущее. Наш урок проходит накануне дня всех влюбленных - Дня святого Валентина, и поэтому, готовясь к сочинению, мы еще будем рассуждать о любви, об отношениях.
Вашему вниманию предлагаю небольшой видеофрагмент.
(Показ видеофрагмента)
Какие выводы вы можете сделать из той притчи, что была представлена вашему вниманию?
Продолжите фразу: Любовь – это не только …….., но и ……… Человек, испытывающий это чувство, …………… В свою очередь, тот, кого любят,………….
3. Подготовка к написанию сочинения.
Ребята, мы сегодня будем работать с текстом, посвященном теме любви.
Однако прежде чем начать читать текст, давайте определим цель и задачи сегодняшнего урока.
Итак, мы продолжаем работу по подготовке к экзаменационному сочинению. Что мы должны знать и уметь, чтобы успешно справиться с написанием сочинения?
(знать композицию (строение) сочинения- рассуждения по лексическому значению слова, знать понятия "тезис", "аргументы", "вывод", способы толкования значения слова, уметь аргументировать свой тезис, логично строить работу)
Все это правильно, однако самое главное – правильно понять текст, тогда получится написать хорошее сочинение.
Актуализация знаний.
Давайте повторим композицию сочинения-рассуждения по заданию 15.3. С чего начинается сочинение?
(С вступления). О чём мы будем писать во вступлении?(дадим определение предложенного в задании слова, т. е напишем тезис - положение, утверждение, которое требуется доказать.)
.
Что значит определить значение слова?
(значит определить смысл слова, раскрыть понятие, дать характеристику тому или иному предмету.)
Какие способы толкования слова вы знаете? Приведите примеры
( Описательный – толкование (объяснение) через описание признаков с опорой на толковый словарь. Н-р: Доброта - это нравственное качество человека, которое заключается в душевном расположении к людям, в стремлении сделать что-то хорошее.
Подбор синонимов и антонимов – через слова с близким или противоположным значением. н-р: ревностный – старательный, усердный, исполненный рвения к чему-либо.
Опора на состав слова, однокоренные слова – через значения частей слов – приставок, корней, суффиксов. н-р:честность - честный
Способ отрицательного определения - путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют. Н-р: азот – газ без цвета и запаха, не поддерживающий горения; суша – часть земли, не покрытая водой.
Используя вышеперечисленные способы, дайте определение такого нравственного понятия, как любовь (по группам)
Итак, описательный способ: любовь - это такое чувство человека, которое проявляется в ……..
Синонимический способ : любовь – это привязанность……..
Любить – значит…….
Способ отрицательного определения: Любящий человек / влюбленный человек - тот, кто лишён/ кто не может / не способен …….
Что пишем дальше в сочинении?
(Комментируем определение)
Что значит прокомментировать определение?
( показать наши размышления в соответствии с заявленным тезисом, которые должны быть логически связаны с дальнейшими аргументами и примерами из текста и нашего жизненного опыт, короче говоря, -это пояснение данного определения с опорой на текст)
Что далее пишем в сочинении?(Аргументы - это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис
(Приводим примеры из текста и из жизненного опыта).
Ни в коем случае нельзя пересказывать текст!
Последний абзац сочинения - вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения
Так сколько же абзацев будет в вашей работе? (5 или 4, если тезис и комментирование объединить в один)
Работа с текстом при написании сочинения-рассуждения.
Шаг 1. Возьмите в руки раздаточный материал и внимательно прочитайте задание.
Значение какого слова нам предлагают определить?
На какую тему вы будете писать сочинение?
Так о чём будет ваше сочинение?
Шаг 2. Внимательно читаем текст. Все ли в нем понятно?
Шаг 3. Погружение в текст.
- Какова тема этого текста?
- Назовите стиль данного текста. (Художественный).
- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).
- С помощью каких изобразительно-выразительных средств автор создает портреты своих героев? Какие лексические и синтаксические средства помогают автору выразить собственное мнение?
- Что вы можете сказать о рассказчике? Каким он вам представляется? Через какие фразы, характеристики героев проступает авторская позиция?
- Какова же основная мысль текста?
Работа в группах.
Ребята, вам нужно прочитать текст еще раз и выполнить задания в группах.
Группа 1. Готовим характеристики героев текста с опорой на цитаты.
Группа 2. Готовим характеристику образа рассказчика, выявляем авторскую позицию.
Группа 3. Даем толкование понятия и готовим комментарий.
Группа 4. Готовим аргументы к проблеме. Находим предложения, на которые можно опереться в аргументации, и объясняем, как именно они иллюстрируют проблему.
Представление полученных результатов. Обсуждение.
Шаг 4. Анализ собственных ошибок, допущенных в предыдущей работе.
(самостоятельная работа учащихся)
Выводы: 1. Обратить внимание на введение аргументов, на цитирование.
2. Обратить внимание на грамотность. Орфография и пунктуация. Коррекционная работа.
А теперь давайте прокомментируем наш тезис, опираясь на текст Ю.Яковлева.
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.
В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где проявилась истинная красота души или где её не было?И т.п.
Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.
( чтение своих вариантов комментирования)
Аргументируем определение.
1-ый аргумент - вы возьмёте из текста. ( ни в коем случае нельзя пересказывать, нужно анализировать. )
Какой(ие) из примеров можно использовать в качестве аргумента в нашем сочинении?
Какие речевые клише вы можете использовать для введения основной части сочинения.?
Какие вводные слова уместны в этой части сочинения? Какие встретились в данных отрывках?
2аргумент - из жизненного опыта.
А что такое жизненный опыт?
-примеры из читательского опыта;
-исторические факты;
- статьи и СМИ;
- высказывания специалистов какой-либо области;
-результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).
Какие речевые клише вы можете использовать для введения 2 аргумента?
Рефлексия.
6. Рефлексия.
- Какие навыки вы приобрели сегодня на уроке?
- Какие из этапов работы над сочинением остались за рамками нашего
разговора, что вам предстоит сделать дома?
- Назовите самую непреодолимую преграду на пути к пятерке, получению максимального балла на экзамене.
7.Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.
максимального балла на экзамене.
10. Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение на предложенную тему;