СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в формате ОГЭ (выполнение задания 15.3)».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ОГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
««Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в формате ОГЭ (выполнение задания 15.3)».»

Конспект урока развития речи в 9 классе.

ПотёмкинаЕ.А.,

учитель русского языка и литературы


ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту в формате ОГЭ (выполнение задания 15.3)».


Цель урока: сформировать у обучающихся навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).


Задачи:


образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, о композиции сочинения-рассуждения по лексическому значению слова, о способах толкования слова, о правилах написания аргументов.

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текст публицистического характера;

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся.


Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, сравнительный анализ информации.


Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, ответы учащихся.


Средства обучения: компьютер, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.


Приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3.


Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft PowerPoint и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.


Ход урока.

1.Организационный момент.


1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока.

Наш урок сегодня – продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ.

Мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста - задание 15.3. Но ведь не только подготовка к экзаменам занимает ваши мысли, не только из учебы складывается жизнь подростка. Ребята, а что еще важного происходит в Вашей жизни сейчас? Что вас волнует? О чем вам интересно поговорить?

(Составление кластера)

2. Мотивация.

Действительно, во все времена подростков интересовали вопросы взаимоотношений друг с другом, с родителями, с педагогами, поиски надежных друзей и жизненных ориентиров, вопросы справедливости. И, пожалуй, никто не остался в стороне от такой прекрасной и трогательной темы, как любовь. Обычно впервые мы испытываем это чувство в подростковом возрасте, остро его переживаем, делаем серьезные выводы на будущее. Наш урок проходит накануне дня всех влюбленных - Дня святого Валентина, и поэтому, готовясь к сочинению, мы еще будем рассуждать о любви, об отношениях.

Вашему вниманию предлагаю небольшой видеофрагмент.

(Показ видеофрагмента)

Какие выводы вы можете сделать из той притчи, что была представлена вашему вниманию?

Продолжите фразу: Любовь – это не только …….., но и ……… Человек, испытывающий это чувство, …………… В свою очередь, тот, кого любят,………….

3. Подготовка к написанию сочинения.

Ребята, мы сегодня будем работать с текстом, посвященном теме любви.

Однако прежде чем начать читать текст, давайте определим цель и задачи сегодняшнего урока.

Итак, мы продолжаем работу по подготовке к экзаменационному сочинению. Что мы должны знать и уметь, чтобы успешно справиться с написанием сочинения?

(знать композицию (строение) сочинения- рассуждения по лексическому значению слова, знать понятия "тезис", "аргументы", "вывод", способы толкования значения слова, уметь аргументировать свой тезис, логично строить работу)

Все это правильно, однако самое главное – правильно понять текст, тогда получится написать хорошее сочинение.

  1. Актуализация знаний.   

Давайте повторим композицию сочинения-рассуждения по заданию 15.3. С чего начинается сочинение?

(С вступления). О чём мы будем писать во вступлении?(дадим определение предложенного в задании слова, т. е напишем тезис - положение, утверждение, которое требуется доказать.)

.

Что значит определить значение слова?

(значит определить смысл слова, раскрыть понятие, дать характеристику тому или иному предмету.)

Какие способы толкования слова вы знаете? Приведите примеры

( Описательный – толкование (объяснение) через описание признаков с опорой на толковый словарь. Н-р: Доброта - это нравственное качество человека, которое заключается в душевном расположении к людям, в стремлении сделать что-то хорошее.

Подбор синонимов и антонимов – через слова с близким или противоположным значением. н-р:
 ревностный – старательный, усердный, исполненный рвения к чему-либо.

Опора на состав слова, однокоренные слова – через значения частей слов – приставок, корней, суффиксов. н-р:честность - честный


Способ отрицательного определения - путем указания таких свойств предмета, которые у него отсутствуют. Н-р: азот – газ без цвета и запаха, не поддерживающий горения; суша – часть земли, не покрытая водой.


Используя вышеперечисленные способы, дайте определение такого нравственного понятия, как любовь (по группам)

Итак, описательный способлюбовь - это такое чувство человека, которое проявляется в ……..

Синонимический способ : любовь – это привязанность……..

Любить – значит…….

Способ отрицательного определения: Любящий человек / влюбленный человек - тот, кто лишён/ кто не может / не способен …….


Что пишем дальше в сочинении?

(Комментируем определение)

Что значит прокомментировать определение?

показать наши размышления в соответствии с заявленным тезисом, которые должны быть логически связаны с дальнейшими аргументами и примерами из текста и нашего жизненного опыт, короче говоря, -это пояснение данного определения с опорой на текст)


Что далее пишем в сочинении?(Аргументы - это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис

(Приводим примеры из текста и из жизненного опыта).

Ни в коем случае нельзя пересказывать текст!


Последний абзац сочинения - вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения


Так сколько же абзацев будет в вашей работе? (5 или 4, если тезис и комментирование объединить в один)


  1. Работа с текстом при написании сочинения-рассуждения.

Шаг 1. Возьмите в руки раздаточный материал и внимательно прочитайте задание.

Значение какого слова нам предлагают определить?

На какую тему вы будете писать сочинение?

Так о чём будет ваше сочинение?

Шаг 2. Внимательно читаем текст. Все ли в нем понятно?

Шаг 3. Погружение в текст.

- Какова тема этого текста?

- Назовите стиль данного текста. (Художественный).

- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).

- С помощью каких изобразительно-выразительных средств автор создает портреты своих героев? Какие лексические и синтаксические средства помогают автору выразить собственное мнение?

- Что вы можете сказать о рассказчике? Каким он вам представляется? Через какие фразы, характеристики героев проступает авторская позиция?

- Какова же основная мысль текста?


Работа в группах.

Ребята, вам нужно прочитать текст еще раз и выполнить задания в группах.

Группа 1. Готовим характеристики героев текста с опорой на цитаты.

Группа 2. Готовим характеристику образа рассказчика, выявляем авторскую позицию.

Группа 3. Даем толкование понятия и готовим комментарий.

Группа 4. Готовим аргументы к проблеме. Находим предложения, на которые можно опереться в аргументации, и объясняем, как именно они иллюстрируют проблему.


Представление полученных результатов. Обсуждение.

Шаг 4. Анализ собственных ошибок, допущенных в предыдущей работе.

(самостоятельная работа учащихся)

Выводы: 1. Обратить внимание на введение аргументов, на цитирование.

2. Обратить внимание на грамотность. Орфография и пунктуация. Коррекционная работа.


А теперь давайте прокомментируем наш тезис, опираясь на текст Ю.Яковлева.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где проявилась истинная красота души или где её не было?И т.п.

Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

( чтение своих вариантов комментирования)

Аргументируем определение.

1-ый аргумент - вы возьмёте из текста. ( ни в коем случае нельзя пересказывать, нужно анализировать. )

Какой(ие) из примеров можно использовать в качестве аргумента в нашем сочинении?




Какие речевые клише вы можете использовать для введения основной части сочинения.?

Какие вводные слова уместны в этой части сочинения? Какие встретились в данных отрывках?


2аргумент - из жизненного опыта.

А что такое жизненный опыт?

-примеры из читательского опыта;

-исторические факты;

- статьи и СМИ;

- высказывания специалистов какой-либо области;

-результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).


Какие речевые клише вы можете использовать для введения 2 аргумента?


Рефлексия.

6. Рефлексия.

- Какие навыки вы приобрели сегодня на уроке?

- Какие из этапов работы над сочинением остались за рамками нашего

разговора, что вам предстоит сделать дома?

- Назовите самую непреодолимую преграду на пути к пятерке, получению максимального балла на экзамене.


7.Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста.

максимального балла на экзамене.



10. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на предложенную тему;





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!