МОУ «Новоигирменская средняя общеобразовательная школа № 3»
Иркутская область, Нижнеилимский район, п. Новая Игирма, мкр. Химки д.27
индекс: 665684, тел./факс: (39566) 62-3-59, e-mail: n_igirma_school3@mail.ru
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема «Спешите делать добро»
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( часть 3, задание 15.3 «Что такое доброта?» )
Разработала: Антонова Наталья Вячеславна,
учитель русского языка и литературы
Новая Игирма, 2018 год
Учитель: Антонова Н.В.
Предмет: русский язык
Образовательная технология: «Продуктивное чтение» ( смысловое чтение )
Тип урока: развитие речи
Тема урока: «СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО»
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку ( часть 3, задание 15.3 «Что такое доброта?» )
Цель урока, запланированная учителем:
1.Формирониеу учащихся навыков написания примера-аргумента не из прочитанного текста для написания сочинения-рассуждения 15.3.
2. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой.
Задачи:
Образовательные: расширение навыков написания сочинения по критерию оценивания С3К2 в формате ОГЭ, умение самостоятельно создавать собственное высказывание;
Развивающие: развитие мыслительной, речевой и творческой активности;
Воспитательные:формирование таких нравственных качеств, как человечность, отзывчивость, доброта.
Цели урока, запланированные учащимися:
Исходя из того, что урок построен с использованием образовательной технологии «Продуктивное чтение», цель определяют учащиеся самостоятельно после того, как будут погружены в различные виды деятельности
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный
Организационные формы: беседа, индивидуальная работа, парная работа, групповая работа, самостоятельная работа, составление интеллект карт.
Оборудование :тексты, толковые словари,интернет-ресурсыпо теме, презентация
Ход урока:
Организационный этап
Цель:
-общая готовность к уроку,
-концентрация внимания учащихся, эмоциональный настрой
Деятельность учителя:
Приветствие. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу хорошей работы, нам предстоит сдать экзамен по русскому языку, выполнить множество различных заданий. Наш урок сегодня – ещё один этап подготовки к ОГЭ.
Начать урок хочу с притчи. (Учитель рассказывает притчу без названия)
Притча «О доброте»
Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Ему нужно было продавать газеты, так как необходимо было зарабатывать на проезд на автобусе в школу, так как в его поселке не было старших классов.
Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить.
Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил:
— Сколько мне нужно заплатить за молоко?
— Ничего, — женщина с улыбкой на лице ему ответила, — меня учили с детства не брать деньги за добрые дела.
— Я буду молиться за Вас, — тихо прошептал мальчик.

Он почувствовал себя полным сил, когда он отошел от дома, и вера его стала сильнее. Он понял, что Бог всегда помогает страждущим и приходит на помощь в самый тяжелый момент.
Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь. Доктора, которые были в том поселке, не могли ей помочь. Ее перевели в городскую больницу. Все равно диагноз никто не мог поставить. Для этого вызвали доктора медицинских наук.
Как только доктор узнал откуда эта женщина, то он сразу же пошел осматривать эту женщину. Это был тот самый мальчик, который подрабатывал, продавая газеты.
Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь.
Лечение заняло много времени и усилий от доктора, но, в конце концов, болезнь покинула старушку.
После лечения доктор сказал, чтобы счет за лечение сначала был предоставлен ему.
Когда он получил счет, то он написал что-то внизу счета и только тогда распорядился, чтобы счет передали женщине.
Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, ей придется продать все свое имущество.
Когда ей принесли счет, то она молилась Богу. Она начала пристально смотреть на счет с кругленькими цифрами и увидела внизу счета надпись: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора.
Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла.
- А теперь посмотрите презентацию ( ребята смотрят слайды о проявлении доброты)
-Что объединяет притчу и слайды?
- О чём мы будем говорить на уроке? Значит, тема урока «Что такое доброта?»
- Как данная тема связана с заданиями на экзамене?(учащиеся говорят про сочинение 15.3)
-Давайте вспомним структуру сочинения-рассуждения 15.3
Деятельность учащихся:
1.Ребята рассказывают о структуре сочинения-рассуждения 15.3
Структура сочинения – рассуждения.
1. ТЕЗИС. Определение предложенного в задании слова. Комментарий определения.
АРГУМЕНТЫ.
2.Первый пример – аргумент из текста + комментарий.
3.Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ: обобщение, вывод.
2. Что такое тезис, аргументы, вывод?
Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.
Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.
Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.
Деятельность учителя:
Мы будем сегодня работать над критерием С3К2
Посмотрите на приложение № 1 и № 2 и попробуйте определить, как мы будем сегодня работать ( сами формулируют цели и задачи урока)
Примечание : учащиеся предлагают вспомнить художественные произведения, в которых описываются добрые поступки, некоторые говорят про примеры из жизненного опыта.
Основной этап урока – это работа с текстом в три этапа с использованием технологии «Продуктивное чтение» (смысловое чтение) 1 этап: работа с текстом до чтения
Предтекстовая стратегия«Мозговой штурм».
Цель:
-умение предполагать, прогнозировать;
-актуализация предшествующих знаний и опыта, активизация мыслительной деятельности.
Деятельность учителя:
-Что вы представляете, когда слышите слово доброта?
Все ассоциации запишите, можно составить схему, кластер…
Деятельность учащихся:
1.
2.Индивидуальная работа со словарями. ( Найти определение слова доброта )
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим .( словарь Ожегова ) – стр. 169
Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру как качество человека.( словарь Даля ) – стр. 213
Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.
www.daz.su | Познавательная Википедия (работа с интернетом )
После беседы записываем определение нравственно-этического понятия « доброта».
Тезис.Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.
Деятельность учителя:
Теперь комментарий к тезису. 2-3 предложения , содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом . Каким доброта делает человека?
Переходим к аргументу №2
Физкультурная пауза
Для того чтобы передохнуть и снять напряжение, помогает техника самомассажа: найдите точку между бровями и переносицей и помассируйте плавными круговыми движениями в течение 30 сек; положите руку на заднюю часть шеи ниже затылка и мягко сожмите и разожмите её несколько раз; слегка помассируйте кончик мизинца.
2 этап: работа с тексом во время чтения ( чтение про себя с пометками ) Стратегия текстовой деятельности«Дневник двойных записей»
Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.
Деятельность учащихся:
Предлагаю учащимся разделить лист в тетради на две части . В процессе чтения ученики должны в левой части записать эпизоды, моменты, которые их поразили, удивили, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации, в правой части – комментарий: почему этот эпизод удивил, на какие мысли натолкнул, как этот материал можно соотнести с темой урока
1.Прочитайте текст про себя
Осколки доброты( название не написано)
(притча )
Семья проводила выходной на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать на пляже осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
(Автор неизвестен )
2. Заполните «Дневник двойных записей».
3. Медленное «вдумчивое» чтение отдельных фрагментов
4. Парная работа – записать аргумент по притче «Что такое доброта»
( ответы ребят )
3 этап: работа с текстом после чтения
Деятельность учащихся:
1.Беседа после текста
-Чему посвятила свою жизнь бабушка?
-Для чего она это делала?
- Как люди относились к старушке, когда видели её?
- Почему родители велели детям держаться от неё подальше?
-Называю название притчи «Осколки доброты». Как вы понимаете название текста?
2. Стратегия «Тайм-аут»:
Цель стратегии: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в группах.
Итог работы – составленный аргумент к сочинению 15.3 ( что такое доброта )
-учащиеся формулируют аргумент к сочинению 15.3, идёт обсуждение
-в некоторых группах ребята предлагают обратиться к произведениям художественной литературы ( если останется время ) Это оформленные ответы ребят.

3.Стратегия «Синквейн»:
Цель стратегии: показать своё отношение к проблеме притчи
-тема (слово, понятие ) ДОБРОТА
-два прилагательных, показывающих отношение к теме
-три глагола
-предложение в 4 слова
-эмоциональное отношение к теме
4 Этап урока: рефлексия:
Над чем заставил задуматься материал урока ?
Закончи предложение.
На уроке я узнал…
Я хотел бы пожелать своим одноклассникам…
На уроке я научился…
Домашнее задание: приготовить аргументы из жизненного опыта или из художественной литературы для сочинения – рассуждения на морально – этическую тему (15.3) «Что такое доброта»