нения в формате ЕГЭ.
Конспект урока русского языка в 11 классе
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.
.
Цели урока:
Образовательные:
1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;
2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
Развивающие:
1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-
следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;
2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.
Воспитательные:
1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;
2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.
Ход урока
Организационный момент. Настрой на урок.
- Сделайте глубокий вдох и выдох. Вдохните в себя хорошее настроение, а выдохните вчерашние обиды и беспокойство.
-Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо всем улыбнуться.
- Присаживайтесь, работать вы будете на рабочих листах. Подпишите листы.
На листочках-сердечках продолжите фразу «Любовь – это…», написав только одно слово, которое, по-вашему, ассоциируется с этим понятием. Один учащийся собирает небольшие сердечки с ассоциациями одноклассников и закрепляет их на листе формата А 4.
-Как вы думаете, о чём пойдет наш разговор на уроке?
( о чувствах, о любви)
- Верно, о том, что такое любовь, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-рассуждению.
Сообщение темы урока (начало презентации Слайд 1).
Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки зад.27
- Перед вами основные части сочинения. Распределите их в необходимой последовательности. Слайд 2.
(Ученики выстраивают названия частей в их строгом соответствии: Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент – - Вывод).
-Проверим! Слайд 3
-На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности, их соотношение есть соотношение вопроса и ответа.
Где вопрос – это…. (проблема), а ответ – это…. (позиция автора). Слайд 4
-Какие проблемы могут подниматься в предложенном тексте для анализа? Сочинения по каким проблемам мы уже писали? (проблема долга, чести, любви к Родине, бережного отношения к языку).
-Обычно такие серьезные проблемы предлагают к решению известные писатели, философы, научные деятели.
-А могут ли ваши сверстники размышлять о таких проблемах? В какой форме? (могут написать друг другу в сообщениях, на интернет форумах)
-Конечно, могут. Предлагаю вам прочитать электронное послание некого Феерического Мегамачо, видимо, приверженца, так называемого, Интернет-языка падонкафф. (Орфография автора.)
Заранее подготовленный ученик читает текст письма Мегамачо.
(Слайд 5)
«Мария, превед Наткнулся я в бездне инета на статью "Хищница", и скупая мужская слеза затуманила мне картинку монитора, когда сообразил я, што и меня никто по-настаящиму не любит... Типа забывать мы начали, што эта за тема. Все живут, как завещал классик: "мы странно встретились и странно разбежимся". Никто не парится: "любовь эта, или я просто погулять вышел" - все ищут дальше. Где вы видели, чтобы в век калайдера и свабоды без границ, кто-то терпел? Как итог разводы и полная разруха. Паэтаму щитаю: людям нада объяснять канкретна - где у них любовь, а где хаотическое сталкивание. По пунктам, штобы врубились и задолбанный науками доцент, и любая жасмин. Аффтору зачот".
Феерический Мегамачо
-Несмотря на пренебрежительное отношение к языку, выраженное в намеренном нарушении определённых в языке норм, некую развязность автора, видно, что его волнуют насущные проблемы современного российского общества. Согласитесь, эти мысли Мегамачо могут быть облечены в более достойную форму и ещё могут нам пригодиться при аргументации собственной позиции.
- Ответ на какой вопрос он ищет? Почему?
Он ищет для себя ответ на вопрос «Что есть любовь». Потому что каждый из нас хочет любить и быть любимым.
- Мы еще вернемся к этому тексту. Но все же для анализа я предлагаю вам текст Михаила Булгакова, который лежит у вас на столе.стр. 51 (Слайд 6)
Михаил Булгаков - русский писатель, драматург, режиссер, один из лучших авторов первой половины ХХ века. Создатель гениальных романов «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», повести «Собачье сердце». Природу такого чувства, как любовь а, автор объясняет по-своему.
Работа в группах.
-Приступаем к чтению, анализу текста, а также заполнению рабочих материалов.
- Я прочту текст Михаила Булгакова – вы отметьте те строки, которые отражают позицию автора по данному вопросу. (Текст прилагается)
Вопросы к группам:
- Сформулируйте проблему текста.
Слайд 7
Что такое истинная любовь?
2. Проблема сохранения тайны в любви.
-На что обращает внимание читателя Булгаков в своём тексте? Какие примеры истинной любви она приводит? (Предложения 4,10,17 – 19,30).Это и будет комментарий по тексту.
Булгаков пишет, что любовь поразила Мастера и Маргариту мгновенно, поразив обоих. Они не могли наговориться, им казалось, что они знали друг друга всегда. Она была замужем, но всё изменила эта судьбоносная встреча. (Слайд 8)
-Грамотно оформите формулировку проблемы текста и комментарий к ней в своих рабочих листах.
! Один от каждой группы читает, что получилось.
- Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста.
Истинная любовь – это любовь с первого взгляда. Так, Мастер и Маргарита с первой встречи поняли, что не могут жить друг без друга.
Важно сохранять тайну в любви. Это создает вокруг любовного чувства особую, озвышенную ауру. (Слайд 9)
- Пропишите позицию автора, опираясь на текст.
Автор приходит к выводу, что любить – значит думать не о себе, а о том, кто рядом с тобой. (Слайд 11)
-Сформулируйте свою позицию и запишите её, возможно, используя послание Мегамачо. Обратите внимание на тот факт, что он сам, как и многие наши современники, никогда не испытывал настоящего чувства любви. Почему? Он очень хорошо это объясняет. (Слайд 12)
!Один от каждой группы читает, что получилось.
-Ваша задача – продумать аргумент своего сочинения - рассуждения. Обратите внимание, что литературный аргумент легко привести, т.к. можно использовать произведения русских классиков о любви.
Итог урока.
(Слайд 12.)
Класс отвечает на вопросы учителя:
- Назовите два определения ЛЮБВИ.
- Три действия, которые она, по-вашему, совершает.
- А теперь фразу – ваше отношение к Любви.
- И, наконец, ваша ассоциация с Любовью – только одно слово.
У нас получился синквейн. (Слайд 13)
Читается синквейн. Пример читаю свой. ( Слайд 14)
- Итак, синквейн у нас получился. А получились ли заготовки к сочинению? Прочитайте, что вы записали в свои рабочие листы.
- Разделяете ли вы точку зрения выступавших ребят?
- Какая мысль одноклассников вам показалась интересной? Навела на личные размышления?
- Скажите, к каким выводам вы хотели бы прийти в конце своего сочинения? Что такое любовь?
Любовь – чувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и мужчины. Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь. И если этого не происходит, то он теряет смысл своей жизни. Любовь необходима нам, как дыхание. С неё начинается наше духовно-нравственное воспитание. Человек не будет милосерден, гуманен, если он не любит. Все великие свершения, подвиги творились во имя Любви.
- Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?
Нет, не хватает переходов. Сочинение – это связный текст. И всё в нём должно быть объединено одной мыслью.
-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-рассуждение.
-Мне приятно отметить, что мы много успели сегодня за урок. Прочитали и осмыслили текст, подготовились к сочинению. Написали синквейн. И всё это за 45 минут. Как много может сделать человек, если он правильно организовал своё время.
-Благодарю вас за плодотворную работу.
Рабочие материалы _____________________________________
(Фамилия, Имя учащегося, класс)
ПРОБЛЕМА
В тексте поднимается проблема…
Проблеме (какой?) посвящен текст…
Автор задается вопросом:…
КОММЕНТАРИЙ
Клише 1 (публицистический стиль)
Рассуждая о проблеме…, автор, во-первых, рассказывает о …
- Во-вторых, ______(Ф.И.О. автора) отмечает (описывает, подчеркивает, утверждает, доказывает, и т.д.), что (как) …
- Автор убеждён в том, что…
Клише 2 (художественный стиль)
-Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…………………………………………………(взаимоотношений кого с кем)
Этот герой (эти герои)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
- Писатель рассказывает, как… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
- Автор убеждён в том, что………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
ПОЗИЦИЯ АВТОРА
Автор считает, что…
ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ
Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …
ОБОСНОВАНИЕ
В этом убеждают нас и примеры из художественной литературы. Вспомним роман/повесть/рассказ: (далее идёт пример-аргумент).
Правоту моих слов подтверждает …
У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) … В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример:…
ВЫВОД
Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…
Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О.