СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение в формате ЕГЭ - непростой вид работы. Задача данного урока - научить создавать сочинене-рассуждение на основе прочитанного текста.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.»

нения в формате ЕГЭ.

Конспект урока русского языка в 11 классе

 

Тема урока: Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

.

Цели урока:

Образовательные:

1) продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся;

2) учить работать над созданием сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

Развивающие:

1) развивать интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно-

следственные связи, критически анализировать информацию, аргументировать собственную позицию;

2) развивать речевые навыки учащихся, их творческие способности, интеллект.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения;

2) формировать бережное и сознательное отношение к языку.

 

 

Ход урока

 

Организационный момент. Настрой на урок.

- Сделайте глубокий вдох и выдох. Вдохните в себя хорошее настроение, а выдохните вчерашние обиды и беспокойство.

-Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо всем улыбнуться.

- Присаживайтесь, работать вы будете на рабочих листах. Подпишите листы.

На листочках-сердечках продолжите фразу «Любовь  это…», написав только одно слово, которое, по-вашему, ассоциируется с этим понятием.  Один учащийся собирает небольшие сердечки с ассоциациями одноклассников и закрепляет их на листе формата А 4.

-Как вы думаете, о чём пойдет наш разговор на уроке?

( о чувствах, о любви)

- Верно, о том, что такое любовь, о её природе, я и хочу поговорить с вами сегодня при подготовке к сочинению-рассуждению.



Сообщение темы урока (начало презентации Слайд 1).



Ваша задача – подготовить рабочие материалы для написания сочинения-рассуждения. Напоминаю, что оно должно быть выстроено в соответствии с критериями оценки зад.27



- Перед вами основные части сочинения. Распределите их в необходимой последовательности. Слайд 2.



(Ученики выстраивают названия частей в их строгом соответствии: Вступление - Проблема - Комментарий – Позиция А (автора)– Позиция Я (собственная) – Аргумент –  - Вывод).

-Проверим! Слайд 3

-На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности, их соотношение есть соотношение вопроса и ответа.

Где вопрос – это…. (проблема), а ответ – это…. (позиция автора). Слайд 4

-Какие проблемы могут подниматься в предложенном тексте для анализа? Сочинения по каким проблемам мы уже писали? (проблема долга, чести, любви к Родине, бережного отношения к языку).

-Обычно такие серьезные проблемы предлагают к решению известные писатели, философы, научные деятели.

-А могут ли ваши сверстники размышлять о таких проблемах? В какой форме? (могут написать друг другу в сообщениях, на интернет форумах)

-Конечно, могут. Предлагаю вам прочитать электронное послание некого Феерического Мегамачо, видимо, приверженца, так называемого, Интернет-языка падонкафф. (Орфография автора.)

Заранее подготовленный ученик читает текст письма Мегамачо.

 (Слайд 5)

«Мария, превед Наткнулся я в бездне инета на статью "Хищница", и скупая мужская слеза затуманила мне картинку монитора, когда сообразил я, што и меня никто по-настаящиму не любит... Типа забывать мы начали, што эта за тема. Все живут, как завещал классик: "мы странно встретились и странно разбежимся". Никто не парится: "любовь эта, или я просто погулять вышел" - все ищут дальше. Где вы видели, чтобы в век калайдера и свабоды без границ, кто-то терпел? Как итог разводы и полная разруха. Паэтаму щитаю: людям нада объяснять канкретна - где у них любовь, а где хаотическое сталкивание. По пунктам, штобы врубились и задолбанный науками доцент, и любая жасмин. Аффтору зачот".

Феерический Мегамачо

 

-Несмотря на пренебрежительное отношение к языку, выраженное в намеренном нарушении определённых в языке норм, некую развязность автора, видно, что его волнуют насущные проблемы современного российского общества. Согласитесь, эти мысли Мегамачо могут быть облечены в более достойную форму и ещё могут нам пригодиться при аргументации собственной позиции.

- Ответ на какой вопрос он ищет? Почему?

Он ищет для себя ответ на вопрос «Что есть любовь». Потому что каждый из нас хочет любить и быть любимым.

- Мы еще вернемся к этому тексту. Но все же для анализа я предлагаю вам текст Михаила Булгакова, который лежит у вас на столе.стр. 51 (Слайд 6)

Михаил Булгаков - русский писатель, драматург, режиссер, один из лучших авторов первой половины ХХ века. Создатель гениальных романов «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», повести «Собачье сердце». Природу такого чувства, как любовь а, автор объясняет по-своему.



Работа в группах.

-Приступаем к чтению, анализу текста, а также заполнению рабочих материалов.

- Я прочту текст Михаила Булгакова  вы отметьте те строки, которые отражают позицию автора по данному вопросу. (Текст прилагается)

 Вопросы к группам: 

- Сформулируйте проблему текста.

Слайд 7

  •  Что такое истинная любовь?

  • 2. Проблема сохранения тайны в любви.



-На что обращает внимание читателя Булгаков в своём тексте? Какие примеры истинной любви она приводит? (Предложения 4,10,17 – 19,30).Это и будет комментарий по тексту.

Булгаков пишет, что любовь поразила Мастера и Маргариту мгновенно, поразив обоих. Они не могли наговориться, им казалось, что они знали друг друга всегда. Она была замужем, но всё изменила эта судьбоносная встреча. (Слайд 8)

 

-Грамотно оформите формулировку проблемы текста и комментарий к ней в своих рабочих листах.



! Один от каждой группы читает, что получилось.



- Назовите отмеченные вами при прочтении мысли автора, которые раскрывают позицию автора текста.

Истинная любовь – это любовь с первого взгляда. Так, Мастер и Маргарита с первой встречи поняли, что не могут жить друг без друга.

Важно сохранять тайну в любви. Это создает вокруг любовного чувства особую, озвышенную ауру. (Слайд 9)



- Пропишите позицию автора, опираясь на текст.

Автор приходит к выводу, что любить – значит думать не о себе, а о том, кто рядом с тобой. (Слайд 11)

 

-Сформулируйте свою позицию и запишите её, возможно, используя послание Мегамачо. Обратите внимание на тот факт, что он сам, как и многие наши современники, никогда не испытывал настоящего чувства любви. Почему? Он очень хорошо это объясняет. (Слайд 12)



 !Один от каждой группы читает, что получилось.



-Ваша задача  продумать аргумент своего сочинения - рассуждения. Обратите внимание, что литературный аргумент легко привести, т.к. можно использовать произведения русских классиков о любви.

 

Итог урока.

 (Слайд 12.)

Класс отвечает на вопросы учителя:

- Назовите два определения ЛЮБВИ.

- Три действия, которые она, по-вашему, совершает.

- А теперь фразу  ваше отношение к Любви.

- И, наконец, ваша ассоциация с Любовью  только одно слово.

У нас получился синквейн. (Слайд 13)

 

Читается синквейн. Пример читаю свой. ( Слайд 14)

- Итак, синквейн у нас получился. А получились ли заготовки к сочинению? Прочитайте, что вы записали в свои рабочие листы.

- Разделяете ли вы точку зрения выступавших ребят?

- Какая мысль одноклассников вам показалась интересной? Навела на личные размышления?

 

- Скажите, к каким выводам вы хотели бы прийти в конце своего сочинения? Что такое любовь?



Любовь  чувство вечное. Оно многогранно. Любовь женщины и мужчины.  Человек приходит в этот мир, чтобы познать любовь. И если этого не происходит, то он теряет смысл своей жизни. Любовь необходима нам, как дыхание. С неё начинается наше духовно-нравственное воспитание. Человек не будет милосерден, гуманен, если он не любит. Все великие свершения, подвиги творились во имя Любви.



 

- Можно ли эти заготовки назвать сочинением? И почему?

Нет, не хватает переходов. Сочинение  это связный текст. И всё в нём должно быть объединено одной мыслью.

-Вот над этим каждый из вас потрудится дома и к следующему уроку сдаст готовое сочинение-рассуждение.

 

-Мне приятно отметить, что мы много успели сегодня за урок. Прочитали и осмыслили текст, подготовились к сочинению. Написали синквейн. И всё это за 45 минут. Как много может сделать человек, если он правильно организовал своё время.

-Благодарю вас за плодотворную работу.






Рабочие материалы _____________________________________

(Фамилия, Имя учащегося, класс)



ПРОБЛЕМА

В тексте поднимается проблема…

Проблеме (какой?) посвящен текст…

Автор задается вопросом:…



КОММЕНТАРИЙ

Клише 1 (публицистический стиль)

 Рассуждая о проблеме…, автор, во-первых, рассказывает о …

- Во-вторых, ______(Ф.И.О. автора) отмечает (описывает, подчеркивает, утверждает, доказывает, и т.д.), что (как) …

- Автор убеждён в том, что…

Клише 2 (художественный стиль)

-Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…………………………………………………(взаимоотношений кого с кем)

Этот герой (эти герои)…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….





- Писатель рассказывает, как… ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………



- Автор убеждён в том, что………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..







ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Автор считает, что…



ПОЗИЦИЯ СОБСТВЕННАЯ

Я в полной мере разделяю мнение автора и считаю, что …


ОБОСНОВАНИЕ

В этом убеждают нас и примеры из художественной литературы. Вспомним роман/повесть/рассказ: (далее идёт пример-аргумент).



Правоту моих слов подтверждает …


У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта, которые доказывают необходимость (важность) … В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример:…






ВЫВОД

Заканчивая своё сочинение, хочу отметить, что…

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте Ф.И.О.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!