СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к написанию сжатого изложения на ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации даны подробные рекомендации ученикам , как писать сжатое изложение. 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к написанию сжатого изложения на ОГЭ»

Сжатое изложение Евдокимова Н.Н. МБОУ «Калиновская ООШ» Омского р-на Омской обл.

Сжатое изложение

Евдокимова Н.Н.

МБОУ «Калиновская ООШ»

Омского р-на

Омской обл.

Самое первое задание, которое встречает вас на ОГЭ – это написание сжатого изложения. Первостепенная задача такой работы – сохранить и без искажения передать основную информацию текста. Объем написанной работы должен быть не менее 70 слов. Причем, как утверждают эксперты, не всегда засчитываются служебные части речи, поэтому желательно, чтобы объем изложения был несколько больше, приблизительно 90-95 слов.

Самое первое задание, которое встречает вас на ОГЭ – это написание сжатого изложения. Первостепенная задача такой работы – сохранить и без искажения передать основную информацию текста.

Объем написанной работы должен быть не менее 70 слов. Причем, как утверждают эксперты, не всегда засчитываются служебные части речи, поэтому желательно, чтобы объем изложения был несколько больше, приблизительно 90-95 слов.

ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА В ИЗЛОЖЕНИИ ОГЭ 9 КЛАСС Исходный текст, по которому вам предстоит работать, будет содержать около 170-200 слов. А значит, прежде всего,  нужно научиться правильно сокращать текст, сохраняя смысл  и главные идеи прослушанного текста. Не стоит бояться данного вида задания.  На самом деле, необходимо знать несколько приемов сжатия текста, которые не только помогут вам выполнить задание, но и будут непосредственно оцениваться проверяющими.
  • ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА В ИЗЛОЖЕНИИ ОГЭ 9 КЛАСС

Исходный текст, по которому вам предстоит работать, будет содержать около 170-200 слов. А значит, прежде всего,  нужно научиться правильно сокращать текст, сохраняя смысл  и главные идеи прослушанного текста. Не стоит бояться данного вида задания.  На самом деле, необходимо знать несколько приемов сжатия текста, которые не только помогут вам выполнить задание, но и будут непосредственно оцениваться проверяющими.

Исключение : один из излюбленных и самых простых приемов работы с текстом. Здесь требуется при прослушивании текста исключать второстепенную информацию. Мы исключаем длинные ряды перечисления признаков и действий (день был  невероятно радостный, солнечный, весенний), причастные обороты ( капелька росы,  переливающаяся на солнце всеми цветами радуги ), деепричастные обороты ( бежал быстро,  не ощущая  ни  боли, ни усталости ). Одним словом, мы убираем все то, что выделяется запятыми и не несет особо важной информации. Также обращаем внимание на сложноподчиненные предложения, в которых одна часть зависит от другой: Все на Земле связано одной колыбелью,  которую мы называем природой .  В большинстве случаев придаточную (зависимую) часть можно исключить. В данном примере можно исключить или нет? Если можно, то как?

Исключение : один из излюбленных и самых простых приемов работы с текстом. Здесь требуется при прослушивании текста исключать второстепенную информацию. Мы исключаем длинные ряды перечисления признаков и действий (день был  невероятно радостный, солнечный, весенний), причастные обороты ( капелька росы,  переливающаяся на солнце всеми цветами радуги ), деепричастные обороты ( бежал быстро,  не ощущая  ни  боли, ни усталости ). Одним словом, мы убираем все то, что выделяется запятыми и не несет особо важной информации. Также обращаем внимание на сложноподчиненные предложения, в которых одна часть зависит от другой: Все на Земле связано одной колыбелью,  которую мы называем природой В большинстве случаев придаточную (зависимую) часть можно исключить. В данном примере можно исключить или нет? Если можно, то как?

Обобщение : это прием, с помощью которого объединяются однородные понятия. То есть, однородные  члены предложения заменяются общим словом, а несколько простых предложений, несущих второстепенную информацию, заменяют одним, общим. Например:  Зазвенели ручьи. Началась капель. Растаял снег .  В этом случае намного проще написать:  Пришла весна.

Обобщение : это прием, с помощью которого объединяются однородные понятия. То есть, однородные  члены предложения заменяются общим словом, а несколько простых предложений, несущих второстепенную информацию, заменяют одним, общим. Например:  Зазвенели ручьи. Началась капель. Растаял снег . В этом случае намного проще написать:  Пришла весна.

Упрощение:  цель этого приема — упростить предложение, то есть преобразовать в более простое. Здесь будет уместно как и объединить несколько простых предложений в одно, так и заменить сложные предложения одним простым. Кроме того, мы избавляемся от прямой речи, заменяя ее косвенной. Какой именно прием сжатия текста вам необходимо использовать в том или ином случае, зависит от прослушанного текста, от его особенностей. Главное помнить, что основная цель при выполнении этого задания – выделить и сохранить ключевую информацию.

Упрощение:  цель этого приема — упростить предложение, то есть преобразовать в более простое. Здесь будет уместно как и объединить несколько простых предложений в одно, так и заменить сложные предложения одним простым. Кроме того, мы избавляемся от прямой речи, заменяя ее косвенной.

Какой именно прием сжатия текста вам необходимо использовать в том или ином случае, зависит от прослушанного текста, от его особенностей. Главное помнить, что основная цель при выполнении этого задания – выделить и сохранить ключевую информацию.

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ ОГЭ  Итак, текст зачитывается вам 2 раза. Причем между первым и вторым прочтением будет дано 3-4 минуты на осмысление текста. При первом прочтении нужно внимательно прослушать весь текст,  понять его основное содержание, по возможности записать все необходимые опорные слова и предложения. Но не стремитесь написать весь текст! На это вы потратите много времени, причём такая работа бесполезна.
  • ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ ОГЭ

Итак, текст зачитывается вам 2 раза. Причем между первым и вторым прочтением будет дано 3-4 минуты на осмысление текста. При первом прочтении нужно внимательно прослушать весь текст,  понять его основное содержание, по возможности записать все необходимые опорные слова и предложения. Но не стремитесь написать весь текст! На это вы потратите много времени, причём такая работа бесполезна.

Обратите внимание на  фактическую сторону : даты, имена, фамилии, время и место действия.  • При редактировании постарайтесь  избавиться от тяжеловесных предложений . В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.
  • Обратите внимание на  фактическую сторону : даты, имена, фамилии, время и место действия. • При редактировании постарайтесь  избавиться от тяжеловесных предложений . В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.
Помните, ваше задание —  написание сжатого изложения. Поэтому при первом прочтении ваша задача – сконцентрироваться, выделить основную проблему, проследить за развитием сюжета . Оставляйте в черновике место для того, чтобы при втором прочтении дописать необходимую для вас информацию. При втором прочтении вы уже проверяете написанный текст, дополняете его словами, которые не успели записать при первом прочтении. В процессе прослушивании текста перед вами стоит не менее важная задача – разбить текст на микротемы, то есть правильно поделить его на абзацы . Микротема в изложении ОГЭ – часть общей темы текста, одна из опорных идей.  Таким образом, к каждому абзацу можно задать вопрос, ответ на который как раз дается в этом абзаце .

Помните, ваше задание —  написание сжатого изложения. Поэтому при первом прочтении ваша задача – сконцентрироваться, выделить основную проблему, проследить за развитием сюжета . Оставляйте в черновике место для того, чтобы при втором прочтении дописать необходимую для вас информацию. При втором прочтении вы уже проверяете написанный текст, дополняете его словами, которые не успели записать при первом прочтении.

В процессе прослушивании текста перед вами стоит не менее важная задача – разбить текст на микротемы, то есть правильно поделить его на абзацы . Микротема в изложении ОГЭ – часть общей темы текста, одна из опорных идей.  Таким образом, к каждому абзацу можно задать вопрос, ответ на который как раз дается в этом абзаце .

Чтобы не сделать ошибку при делении текста на абзацы, рекомендуем составить план. Как правило, исходный текст делится на 3 абзаца. Таким образом, ваш план изложения ОГЭ должен состоять из трех пунктов-абзацев, в которых последовательно раскрывается  тема текста. Именно при втором прочтении обратите особое внимание на микротемы .

Чтобы не сделать ошибку при делении текста на абзацы, рекомендуем составить план. Как правило, исходный текст делится на 3 абзаца. Таким образом, ваш план изложения ОГЭ должен состоять из трех пунктов-абзацев, в которых последовательно раскрывается  тема текста. Именно при втором прочтении обратите особое внимание на микротемы .

После прослушивания текста продолжайте работу с черновиком : вам нужно сформулировать целиком все нужные предложения, применяя при этом способы сжатия текста. При работе с черновиком уделите внимание тому, чтобы тщательно проверить и отредактировать написанное. Обратите внимание на точность передачи сюжета, на связь не только между предложениями, но и между микротемами текста . Еще раз просмотрите, какими приемами сжатия текста вы воспользовались и какие можно применить ещё раз. Также уделите особое внимание проверке орфографии и пунктуации в тексте. По завершении проверки черновика приступайте к оформлению чистового варианта.

После прослушивания текста продолжайте работу с черновиком : вам нужно сформулировать целиком все нужные предложения, применяя при этом способы сжатия текста. При работе с черновиком уделите внимание тому, чтобы тщательно проверить и отредактировать написанное. Обратите внимание на точность передачи сюжета, на связь не только между предложениями, но и между микротемами текста . Еще раз просмотрите, какими приемами сжатия текста вы воспользовались и какие можно применить ещё раз. Также уделите особое внимание проверке орфографии и пунктуации в тексте.

  • По завершении проверки черновика приступайте к оформлению чистового варианта.
При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать  авторские ключевые слова и словосочетания .  •  Что должно остаться в тексте : то содержание, без которого был бы неясен или искажён авторский замысел. Ключевые слова и микротемы – опора для определения главной информации.  •  Что подлежит сжатию : подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Отсутствие второстепенной информации не мешает воспринимать основную тему, идею, проблемы, композицию текста.  • Помните о главном условии: вы должны  передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом .
  • При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать  авторские ключевые слова и словосочетания . •  Что должно остаться в тексте : то содержание, без которого был бы неясен или искажён авторский замысел. Ключевые слова и микротемы – опора для определения главной информации. •  Что подлежит сжатию : подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Отсутствие второстепенной информации не мешает воспринимать основную тему, идею, проблемы, композицию текста. • Помните о главном условии: вы должны  передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом .
№ Критерии оценивания сжатого изложения ИК1   Содержание изложения     Баллы   Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы     Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,  но упустил или добавил одну микротему   2   1   Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,  но упустил или добавил более одной микротемы   0

Критерии оценивания сжатого изложения

ИК1

  Содержание изложения

   

Баллы

  Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

 

  Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему

  2

  1

  Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы

  0

ИК2   Сжатие исходного текста       Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста     Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста   3   Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста   2     1   Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста   0

ИК2

  Сжатие исходного текста

   

  Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

 

  Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия двух микротем текста

  3

  Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия одной микротемы текста

  2

 

  1

  Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста

  0

ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и  последовательность изложения     Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:  – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;  – в работе нет нарушений абзацного членения текста     Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,  но допущена одна логическая ошибка, и/или  в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста   2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,  но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста   1    Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3   0   7

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

   

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста

 

  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

  2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

  1

   Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3

  0

  7

 Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.  В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.  Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

Определяем микротемы  (план текста)

Определяем микротемы (план текста)

Определяем микротемы (план текста) 1. Что такое нравственность? 2. От чего зависит нравственность или безнравственность поступков человека? 3. Что помогает человеку быть нравственным? Что такое совесть?
  • Определяем микротемы (план текста)
  • 1. Что такое нравственность?
  • 2. От чего зависит нравственность или безнравственность поступков человека?
  • 3. Что помогает человеку быть нравственным? Что такое совесть?
Выбираем алгоритм работы во время чтения текста изложения Микротема Ключевые слова 1. Нравственность Система правил; ценности, хорошо – плохо; важные, необходимые 2. Каким будет поступок Какие именно; придерживается; самостоятельный выбор 3. Что поможет; совесть Сделать выбор; обеспечить поведение; чувство вины за…

Выбираем алгоритм работы во время чтения текста изложения

Микротема

Ключевые слова

1. Нравственность

Система правил; ценности, хорошо – плохо; важные, необходимые

2. Каким будет поступок

Какие именно; придерживается; самостоятельный выбор

3. Что поможет; совесть

Сделать выбор; обеспечить поведение; чувство вины за…

 Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.  В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.  Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

Информация о тексте для сжатого изложения 1. Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности. 2. Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным. 3. Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, – единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека.
  • Информация о тексте для сжатого изложения
  • 1. Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для человека ценности.
  • 2. Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным.
  • 3. Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, – единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека.
Не ленитесь и пишите несколько черновиков (время на экзамене позволяет ). Первый – это «черновик черновика» - запись текста во время прослушивания . Второй – это написание черновика полного текста . На этом этапе вы должны научиться формулировать мысли. Если при записи вы не успели дописать какое-то предложение, то его нужно или как-то воспроизвести по памяти, или вообще не писать. Нельзя в своем изложении употреблять незаконченные фразы. На следующем этапе вы должны работать с получившимися текстами, сжимая их: вычеркивайте лишнее, заменяйте большие конструкции короткими. И наконец, можно приступать к третьему черновику – написанию сжатого текста . И еще! Обязательно проверяйте написанное со словарем, который, к счастью, на экзамене выдается.

Не ленитесь и пишите несколько черновиков (время на экзамене позволяет ). Первый – это «черновик черновика» - запись текста во время прослушивания . Второй – это написание черновика полного текста . На этом этапе вы должны научиться формулировать мысли. Если при записи вы не успели дописать какое-то предложение, то его нужно или как-то воспроизвести по памяти, или вообще не писать. Нельзя в своем изложении употреблять незаконченные фразы. На следующем этапе вы должны работать с получившимися текстами, сжимая их: вычеркивайте лишнее, заменяйте большие конструкции короткими. И наконец, можно приступать к третьему черновику – написанию сжатого текста . И еще! Обязательно проверяйте написанное со словарем, который, к счастью, на экзамене выдается.

Как подготовиться?  Чтобы уловить мысль автора и правильно передать ее, следует много читать и тренироваться в написании сжатых пересказов. 
  • Как подготовиться? Чтобы уловить мысль автора и правильно передать ее, следует много читать и тренироваться в написании сжатых пересказов. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя