СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГ. "ПРиёмы сжатия текста. Повторение". 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГ. "ПРиёмы сжатия текста. Повторение". 9 класс.»

ПАМЯТКА

«Как написать сжатое изложение?»


Приёмы сжатия текста

Сжатие текста - компрессия

1. Исключение:

• исключение повторов;

• исключение одного или нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным

местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

• слияние нескольких предложений в одно;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена сложноподчинённого предложения простым;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.


ИЛИ 


1. Объединение, слияние «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

 

2. Замена «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы».

 

3. Удаление, исключение «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова...» = «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник - то, что находится под окном». Различные способы сокращения информации даются в упражнениях, поэтому важно не столько понять, сколько практически овладеть этими приемами.


Способы сжатия текста:

  • Выделите опорные слова в предложении.

  • Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.

  • Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

  • Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.

  • Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.

  • Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

  • Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

  • Проделайте следующую работу с текстом:

а) составьте к нему план;

б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.





Примеры сжатия теста.

1. Замены:

- замена однородных членов обобщающим наименованием:

- замена фрагмента предложения синонимичным выражением:

- замена предложения или его части указательным местоимением:

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением:

- замена сложноподчиненного предложения простым:

- замена прямой речи косвенной.


2. Исключения:

- исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов:

- исключение повторов:

- исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение:

- исключение одного или нескольких синонимов;

- исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко или полно.

3. Слияния:

- образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи:



Например:

 Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова)

     Здесь избыточными являются однородные обстоятельства, уберем их, оставим обобщающие слова  везде, во всём. Смысл предложения не изменится.

 Сказка живет везде,  во  всем (5 слов)

Например:

Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)

Например:

     Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Сказки любят все. (3 слова )

Сочетание исключения и обобщения (объединения)

Сказки... как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший - плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов)

Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов)

Сочетание исключения и замены

Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64 слова) 

 

Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

Сочетание замены, исключения и объединения

Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)

 

Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов) 







Практикум по приёмам сжатия текста 9 класс. Подготовка к ОГЭ.

№1. Запишите предложения, исключая повторы слов и словосочетаний.

  1. Война катилась на город, война шумела за околицей (А. Приставкин)

  2. Вокруг кто-то плакал, кто-то кричал, кто-то молился (Б. Полевой)

  3. Никто не спросит, никто не поинтересуется (А. Приставкин);

  4. Рожь была высока, солнце было прекрасно, и душа, не заслужившая этих сияющих и улетающих небес, жаждала неторопливых болей (И. Бабель)

  5. Широкая черкеска была кое-где порвана, шапка была заломлена назад по-чеченски, ноговицы спущены ниже колен (Л. Толстой).

  6. Незаметно проходит день, незаметно наступают потёмки. Стоит воздух, стоит одурелая от сна слободка, стоят звёзды в небе, стоит всё небо (К. Федин)

№2. Замените сложноподчиненное предложение простым.

  1. Вы надолго запомните красоту и необъятность нашей Родины, когда отправитесь путешествовать по ней.

  2. Багряная листва, которая была покрыта росой, шуршала под ногами.

№3. Отработайте умения выбирать краткие синонимичные слова для выражения мысли.

А. Замените фрагмент предложения синонимичным выражением

Резко, с шумом закрыть – захлопнуть. Привести доказательство –

Плохо растущий, болезненный - Идти, делая частые, мелкие шаги -

Говорить, перебивая друг друга - Такой, в котором приятно и удобно жить -

Ударить, сильно размахнувшись - Дать подтверждение –

Б. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить – для осуществления; для того чтобы получить –

для того чтобы изменить – ; для того чтобы соединить –

для того чтобы распределить – ; для того чтобы рассмотреть –

В. Замените прямую речь косвенной.

  1. Я однажды сказал: «Если бы ты знала, сколько у меня врагов». (Бунин)

  2. «Кого это вы хотите представить?» – тихо спросила Лизавета Ивановна. (Пушкин)

  3. «Доктор у себя?» – быстро спросил вошедший. (Чехов)

  4. «Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, – говорила она о торфе. – Ну и местечко, любота одна!» (Солженицын)

  5. «Посвети барину», – сказал Бирюк девочке. (Толстой)



________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!