ПОДГОТОВКА К ОГЭ по географии
Зуева Е.В.
Смоленск
ЗАДАНИЕ № 1
ПРОВЕРЯЕТ ЗНАНИЕ ФАКТОВ (атлас 7 класс)
… самая большая низменность в мире
… самая высокая вершина в мире
… самое высокое плоскогорье
… самое жаркое место на Земле
… самое влажное место на Земле
… самая глубокая впадина на суше
Список необходимых объектов
Тренинг
1) Крупнейшая по площади страна в мире это:
1- США; 2 – Канада;
3 – Россия; 4 – Китай.
2) На каком материке находится самое глубокое озеро?
1 – С. Америка; 2 – Ю. Америка
3 - Африка 4 - Евразия
3) Самая полноводная река в мире:
1- Конго; 2 – Янцзы;
3 – Нил; 4 – Амазонка.
ЗАДАНИЕ № 2
Задание посвящено границам России
С КАКОЙ СТРАНОЙ РОССИЯ ИМЕЕТ
… самую длинную границу
… только морскую границу
… только сухопутную границу
… морскую и сухопутную границу
… границу проходящую по горному хребту
… самую южную границу
Атлас 9 класса карта админстративно-территориального деления
тренинг
Запишите название государства, пропущенного в тексте.
Одним из приграничных субъектов РФ является Оренбургская область, которая имеет выход к Государственной границе РФ с _______________.
ЗАДАНИЕ № 3
Проверяет знание природы России
Летом температура воздуха увеличивается с севера на юг. Зимой уменьшается с запада на восток (чем ближе к западу – тем теплее).
Количество осадков увеличивается к западу, в горах, на побережье Тихого океана.
Атлас 8 класс, тематические карты.
Тренинг
1) В каком регионе России зимы наиболее теплые?
1 – Адыгея; 2 – Башкирия; 3 – Карелия
2) Какая природная зона занимает наибольшую площадь в России?
1 – Тундра; 2 – Тайга;
3 – Степь; 4 – Пустыня.
3) Самые высокие горы России это:
1 – Алтай; 2 – Урал;
3 – Саяны; 4 – Кавказ.
ЗАДАНИЕ № 4
Посвящено природоохранным территориям (ООПТ), традиционным занятиям народов России
В КАКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ РОССИИ ВОДЯТСЯ
… овцебыки
… тигры
… тупики
… морские котики
… белые медведи
… верблюды
Атлас России 8 класс, карты животного мира и Природные святыни России
Тренинг
Традиционным занятием какого из перечисленных народов России является земледелие?
1) Мордва 2) Карелы
3) Чукчи 4) Ханты
ЗАДАНИЕ № 5,6
Анализ синоптической карты
ЗАДАНИЕ № 5 Н – Циклон (область низкого давления) В – Антициклон (область высокого давления)
Тренинг
Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
- Мурманск 2) Петрозаводск 3) Сыктывкар 4) Омск
ЗАДАНИЕ № 6
- Похолодание там, куда идет холодный фронт
- Потепление там, куда идет теплый фронт
- Выпадение осадков – где циклон или атмосферный фронт
Тренинг
Карта погоды составлена на 15 января 2013 г. В каком из перечисленных населённых пунктов, показанных на карте, на следующий день вероятно существенное потепление?
1) Нижний Новгород 2) Воронеж 3) Тюмень 4) Ямбург
ЗАДАНИЕ № 7
Умение находить объект на карте по его координатам.
Если город – Атлас 7 класс – политическая карта мира или Атлас 8 класс – карта АТУ
Если гора, вулкан – Атлас 7 класс – физическая карта мира или Атлас 8 класс – физическая карта России
Тренинг
- Определите, у какой республики в составе РФ столица имеет географические координаты 56° с.ш. и 49° в.д.
- Определите, какая горная вершина имеет географические координаты 43° с.ш. 42° в.д.
Задание № 8
Чем НИЖЕ слои горных пород – тем СТАРШЕ
1
2
3
4
В данном случае самым молодым является слой суглинка, самым древним - кварцита
Тренинг
Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) серый песок
Б) глина
В) суглинок
Задания 9-12
Задания 9-12
выполняются с использованием представленного в задании 9 топографического плана (карты) .
При выполнении задания разрешено использовать линейку
3,7 см
Задание № 9
Определение расстояния между заданными точками
При помощи линейки расстояние между заданными объектами Полученную величину умножаем на величину масштаба (например, 100 м)
3,7 см х 100 = 370 м
Пример задания № 10
Определение по карте направлений (относительно сторон горизонта)
Тренинг
Определите по карте, в каком направлении от точки А находится колодец.
Задание № 11
Выберите профиль, соответствующий отрезку А – В ( по высоте точек, по понижению рельефа и т.д )
- Определяем высоту точки А, далее высоту точки В.
- Определяем пересекает ли отрезок реку. Если да, то на профиле изображается углубление.
- Чем ближе располагаются горизонтали друг к другу- тем круче склон, чем дальше – тем более ровная местность.
- Отметки высот на горизонталях своим верхом обращены в сторону повышения рельефа.
Тренинг На рисунках представлены варианты профиля рельефа местности, построенные на основе карты по линии А—В разными учащимися. Какой из профилей построен верно?
1)
2)
3)
4)
Задание № 12
Определить какой из участков подходит для :
- Катание на санках, горных лыжах (1.Есть склон 2.Нет преград (кустарников, ям)
- -футбольного поля , волейбольной секции (1. Ровный рельеф 2. Нет препятствий (ям, кустарника, леса)
- - фруктового сада (1. Южный склон 2. Рядом дорога)
Тренинг
Школьники выбирают место для катания на санках. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего подходит для этого. Для обоснования своего ответа приведите два довода.
Задание № 13
Анализ данных.
Решение географических задач
(для расчетов можно использовать калькулятор)
Задачи на определение доли (%). ( искомое делим на общее и умножаем на 100%)
Определение температуры/давления на вершине горы.
Определение солености ( соленость умножаем на количество литров )
Определение уклона реки (1.падение=исток-устье, 2.уклон= падение в см : длину реки в км)
Тренинг
Используя данные таблицы «Продукция сельского хозяйства в РФ в 2011 г.», определите долю продукции растениеводства (в %) в общем объёме продукции сельского хозяйства. Полученный результат округлите до целого числа.
Продукция сельского хозяйства в РФ в 2011 г.
(миллиардов рублей)
продукция сельского хозяйства
в том числе:
3261,7
растениеводства
1703,5
животноводства
1558,2
Задание № 14
Природные и техногенные явления . (землетрясения, вулканы, снежные лавины, цунами и т.д.)
Можно использовать физическую карту и карту строения земной коры в атласе 7 класса. Все вулканы, очаги землетрясений и цунами отмечены звездочками или точками красного цвета
Тренинг
Для безопасности людей в сейсмоопасных районах применяется особая технология строительства. В каких двух регионах необходимо вести сейсмостойкое строительство?
1) Тульская область
2) Смоленская область
3) Ленинградская область
4) Камчатский край
5) Сахалинская область
Задание № 15
Влияние деятельности человека в природе.
Рациональное (правильное) и нерациональное (неправильное) природопользование.
Тренинг
Выберите два примера нерационального природопользования.
1) проведение снегозадержания в зимнее время
2) использование природного газа вместо угля на ТЭС
3) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях
4) осушение болот в верховьях малых рек
5) строительство ГЭС на равнинных реках
Задание № 16
способность анализировать таблицы и делать на основании этого выводы (есть закономерность)
В данном случае: чем восточнее точка (больше в.д.) тем ниже средняя температура воздуха в июле
Пункт наблюдения
Географические координаты пункта наблюдения
Александров Гай
Средняя температура воздуха, °С
50° с.ш. 48° в.д.
январь
Семипалатинск
– 11,1
июль
Кяхта
Атмосферные осадки, норма, мм
50° с.ш. 80° в.д.
50° с.ш. 106° в.д.
+23,6
Благовещенск
– 15,8
январь
Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм
33
+21,7
июль
– 23,8
50° с.ш. 127° в.д.
+21,4
23
15
– 21,6
337
+19,0
4
34
124
264
3
538
85
329
Тренинг
Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Валерия: «Чем выше расположен пункт, тем меньше в нём среднегодовое количество атмосферных осадков».
2) Герман: «При движении из Европейской части России в Азиатскую зима становится холоднее».
3) Анна: «Среднее количество атмосферных осадков увеличивается при движении с запада на восток».
4) Мария: «Чем ниже расположен пункт, тем теплее там зимой».
Пункт наблюдения
Географические координаты пункта наблюдения
Воронеж
Средняя температура воздуха, °С
51° с.ш. 39° в.д.
июль
Октябрьский
Кызыл
Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм
январь
+19,5
51° с.ш. 45° в.д.
– 9,2
Орск
Высота над уровнем моря, м
+20,9
51° с.ш. 94° в.д.
574
– 12,3
51° с.ш. 58° в.д.
+26,6
+20,8
149
– 30,2
384
223
– 13,4
71
297
628
200
Задание № 17 (выполняется по таблице из задания 16)
Географические следствия движения Земли.
А. Чем восточнее, тем раньше встает над горизонтом.
Б. 23 сентября – день осеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)
22 июня – день летнего солнцестояния (солнце в зените над северным тропиком)
21 марта – день весеннего равноденствия (солнце в зените над экватором)
22 декабря – день зимнего солнцестояния (солнце в зените над южным тропиком)
В. Широта тропиков – 23 градуса с.ш. и 23 градуса ю.ш
Г. 22 июня – Сев. Полюс – полярный день (самый длинный), юж.полюс – полярная ночь.
22 декабря – юж. Полюс –полярный день, северный полюс – полярная ночь.
Тренинг
В каком из перечисленных населённых пунктов 23 сентября Солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?
1) Воронеж 2) Октябрьский 3) Орск 4) Кызыл
Пункт наблюдения
Географические координаты пункта наблюдения
Воронеж
Средняя температура воздуха, °С
51° с.ш. 39° в.д.
Октябрьский
июль
январь
51° с.ш. 45° в.д.
+19,5
Кызыл
Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм
51° с.ш. 94° в.д.
+20,9
Орск
– 9,2
Высота над уровнем моря, м
51° с.ш. 58° в.д.
– 12,3
574
+26,6
149
384
– 30,2
+20,8
– 13,4
71
223
628
297
200
Задание № 18
умение читать климатограммы
Столбики – количество осадков в каждом месяце
Кривая – график изменения температуры
Количество осадков
Температура воздуха
Годовое количество осадков
Месяц
Задание №18
- Определить полушарие: если кривая выгнута вверх – северное (А) , если вниз – южное (Б) , если почти прямо – экватор или тропики (В)
А Б В
Задание №18
2. Отпределить количество осадков:
если осадков много , то точка расположена вблизи моря или на экваторе (А) ,
если мало – то в глубине материка, в районе тропиков и холодных течений (Б)
А А Б
Тренинг
Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
Задание № 19
умение работать с часовыми поясами
Атлас 8/9 класс. Административная карта. Найти нужные регионы или города или карта часовых поясов в атласе 8 класса
Новый год начинается на востоке.
Чем восточнее, тем раньше встречают НГ
Тренинг
Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) Хабаровский край
Б) Ненецкий АО
В) Красноярский край
Задание № 20
Особенности природно-хозяйственных зон и районов России и мира
Слоган – субъект РФ , то Атлас 8 класса стр. 4-5,
а если слоган- страна, то Атлас 7 класса, стр.2-3.
Тренинг
Туристические фирмы разных стран разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои страны. Установите соответствие между слоганом и страной.
СЛОГАН
А) Здесь вам предложат экскурсии по влажным тропическим лесам, где можно увидеть орангутанов!
СТРАНА
Б) Добро пожаловать на один из красивейших островов нашей страны — с изумительными величественными горами и действующим вулканом Этна!
1) Индонезия
2) Чехия
3) Италия
4) Испания
ЗАДАНИЕ № 21
умение анализировать текст и находить информацию по заданной теме и выбирать 2 верных утверждения:
… демография
… экология
… производство
… ресурсы и т.д.
необходимые термины
Тренинг
В каких двух высказываниях содержится информация о миграциях населения?
1) На 1 января 2013 г. доля городского населения в общей численности населения Рос-сии составляла 74%.
2) Численность населения России увеличилась за 2012 г. более чем на 313 тыс. человек.
3) Передвижения населения внутри страны заметно влияют на динамику численности отдельных регионов России.
4) С начала XXI в. число прибывающих на постоянное место жительства в Россию ежегодно превышает число выбывающих.
5) Снижение численности населения России обусловлено превышением смертности над рождаемостью.
ЗАДАНИЕ № 22,23
анализ информации. выполняется с использование графика или таблицы
ЗАДАНИЕ № 22
По графику (таблице) определить необходимый показатель
Например, в каком году наблюдался самый высокий уровень рождаемости
Тренинг
В каком году в Астраханской области наблюдалось наибольшее превышение рождаемости над смертностью?
1) 2007 г.
2) 2008 г.
3) 2009 г.
4) 2010 г.
Изменение численности населения Астраханской области
в 2007–2010 гг.
Показатель
Общий прирост населения за год,человек
2007 г.
Естественный прирост населения за год,человек
6747
2008 г.
4367
2009 г.
– 615
2010 г.
1872
561
– 381
820
671
ЗАДАНИЕ № 23 выполняется с использование графика или таблицы из задания 22
Необходимо расчитать указанный показатель по данным из таблицы(графика)
Для расчетов можно использовать калькулятор
Список необходимых формул
Тренинг
Определите миграционный прирост населения Астраханской области в 2009 г. Ответ запишите в виде числа.
Изменение численности населения Астраханской области
в 2007–2010 гг.
Показатель
Общий прирост населения за год,человек
2007 г.
Естественный прирост населения за год,человек
2008 г.
6747
– 615
2009 г.
4367
1872
2010 г.
561
– 381
820
671
Задание №24
Особенности населения России.
Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6) Соотнести две карты: «Плотность населения» и «Административную карту».
Плотность населения определяется по цвету
Тренинг
В каких двух из перечисленных регионов России средняя плотность населения наибольшая? Запишите в ответ цифры, под которыми указаны эти регионы.
1) Белгородская область
2) Архангельская область
3) Республика Коми
4) Республика Якутия
5) Самарская область
Задание №25
Численность населения городов
Атлас 9 класс. Карта «Плотность населения» (стр. 6)
Численность населения определяется по размеру пунсона (точки)
Тренинг
Расположите перечисленные ниже города в порядке увеличения в них численности населения. Запишите в таблицу получившуюся последовательность цифр.
1) Хабаровск
2) Казань
3) Псков
Задание №26
География отраслей промышленности России
Тематические карты атлас 9 класса
например, «Машиностроение», «Топливная промышленность» и т.д.
Тренинг
В каких двух регионах России лесная и деревообрабатывающая промышленность является одной из ведущих отраслей хозяйства?
1) Архангельская область
2) Республика Дагестан
3) Республика Карелия
4) Воронежская область
5) Оренбургская область
Задание № 27-29 работа с текстом
Задание №27
- Прочитайте внимательно текст
- Найдите в нем ориентиры, по которым можно определить географический объект (например, Каир – столица Египта)
- Найдите объект-ориентир на карте и сформулируйте ответ
Тренинг
В состав территории какого субъекта России входят данные острова?
Экспедиция «Открытый океан: архипелаги Арктики — 2019».
18 сентября в Архангельск вернулась комплексная экспедиция «Открытый океан: архипелаги Арктики — 2019. Северная Земля». Она организована Ассоциацией «Морское наследие» при участии Северного управления Росгидромета и проходит под эгидой Русского географического общества. В работе принимали участие учёные и специалисты Ассоциации «Морское наследие», Московского государственного университета, Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Мурманского морского биологического института Кольского научного центра Российской академии наук и Пермского госуниверситета.
22 учёных и специалиста на борту НИС «Профессор Молчанов» в течение трёх недель обследовали острова Северной Земли и прилежащую акваторию. Всего было обследовано десять крупных островов и групп островов: Пионер, Комсомолец, Октябрьской Революции и Большевик в архипелаге Северная Земля, а также острова Визе, Ушакова, Самойловича, Гейберга, Краснофлотские, Малый Таймыр и Старокадомского. В 18 местах произведены высадки, а три острова обследованы дистанционно с борта судна и с помощью беспилотного летательного аппарата. Пешие группы прошли в общей сложности более 400 км. С помощью беспилотника отснято 29 участков (сцен) общей площадью более 5 км 2 . На основе этих съёмок создано 16 цифровых моделей рельефа общей площадью 2,6 км 2 . Общий налёт исследовательских беспилотных летательных аппаратов составил 12,5 часов. Комплексно обследовано 13 озёр и рек: определены гидрохимические характеристики, собраны пробы планктона, бентоса, микробиоты. Океанографические и гидрометеорологические исследования проводились в пределах арктического и субарктического климатических поясов.
Задание № 28 в ыполняется на основе текста из задания 27
Для выполнения данного задания необходимо использовать тематические карты атласов
Тренинг
Какие типы воздушных масс формируют климат территории, в пределах которой будут проводиться исследования?
Экспедиция «Открытый океан: архипелаги Арктики — 2019».
18 сентября в Архангельск вернулась комплексная экспедиция «Открытый океан: архипелаги Арктики — 2019. Северная Земля». Она организована Ассоциацией «Морское наследие» при участии Северного управления Росгидромета и проходит под эгидой Русского географического общества. В работе принимали участие учёные и специалисты Ассоциации «Морское наследие», Московского государственного университета, Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Мурманского морского биологического института Кольского научного центра Российской академии наук и Пермского госуниверситета.
22 учёных и специалиста на борту НИС «Профессор Молчанов» в течение трёх недель обследовали острова Северной Земли и прилежащую акваторию. Всего было обследовано десять крупных островов и групп островов: Пионер, Комсомолец, Октябрьской Революции и Большевик в архипелаге Северная Земля, а также острова Визе, Ушакова, Самойловича, Гейберга, Краснофлотские, Малый Таймыр и Старокадомского. В 18 местах произведены высадки, а три острова обследованы дистанционно с борта судна и с помощью беспилотного летательного аппарата. Пешие группы прошли в общей сложности более 400 км. С помощью беспилотника отснято 29 участков (сцен) общей площадью более 5 км 2 . На основе этих съёмок создано 16 цифровых моделей рельефа общей площадью 2,6 км 2 . Общий налёт исследовательских беспилотных летательных аппаратов составил 12,5 часов. Комплексно обследовано 13 озёр и рек: определены гидрохимические характеристики, собраны пробы планктона, бентоса, микробиоты. Океанографические и гидрометеорологические исследования проводились в пределах арктического и субарктического климатических поясов.
Задание №29
в ыполняется на основе текста из задания 27
Необходимо ответить на вопрос, используя географические закономерности и Ваши знания
Тренинг
Объясните, почему для экспедиции был выбран именно этот период времени?
Экспедиция «Открытый океан: архипелаги Арктики — 2019».
18 сентября в Архангельск вернулась комплексная экспедиция «Открытый океан: архипелаги Арктики — 2019. Северная Земля». Она организована Ассоциацией «Морское наследие» при участии Северного управления Росгидромета и проходит под эгидой Русского географического общества. В работе принимали участие учёные и специалисты Ассоциации «Морское наследие», Московского государственного университета, Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, Мурманского морского биологического института Кольского научного центра Российской академии наук и Пермского госуниверситета.
22 учёных и специалиста на борту НИС «Профессор Молчанов» в течение трёх недель обследовали острова Северной Земли и прилежащую акваторию. Всего было обследовано десять крупных островов и групп островов: Пионер, Комсомолец, Октябрьской Революции и Большевик в архипелаге Северная Земля, а также острова Визе, Ушакова, Самойловича, Гейберга, Краснофлотские, Малый Таймыр и Старокадомского. В 18 местах произведены высадки, а три острова обследованы дистанционно с борта судна и с помощью беспилотного летательного аппарата. Пешие группы прошли в общей сложности более 400 км. С помощью беспилотника отснято 29 участков (сцен) общей площадью более 5 км 2 . На основе этих съёмок создано 16 цифровых моделей рельефа общей площадью 2,6 км 2 . Общий налёт исследовательских беспилотных летательных аппаратов составил 12,5 часов. Комплексно обследовано 13 озёр и рек: определены гидрохимические характеристики, собраны пробы планктона, бентоса, микробиоты. Океанографические и гидрометеорологические исследования проводились в пределах арктического и субарктического климатических поясов.
Задание № 30
Выявление признаков географических объектов и явлений .
Определение страны. Атлас 7 класс «Политическая карта мира»,
Определение города или региона РФ - Атлас 8 класс «Административная карта» или «Федеративное устройство РФ»
- Внимательно прочитайте текст
- Выделите ключевые фразы, слова, названия
- На основе выделенной информации определите страну/регион
Тренинг
Определите регион России по его краткому описанию.
Большая часть территории этой области находится в зоне тайги. Особенностью её ЭГП является положение на основных транспортных магистралях, соединяющих европейскую часть страны и Западную Сибирь с дальневосточными районами России. Основу хозяйства составляют несколько крупных ГЭС, рядом с которыми построены крупные алюминиевые комбинаты и лесопромышленные комплексы.
Ответ: ______________________ область.
Рекомендуемая литература и интернет-источники:
- Чтобы подтянуть определенные темы можно обратиться к учебникам географии за разные классы. https://11klasov.org/geography/
- Наглядный школьный курс. География. Удобно и понятно. https://litportal.ru/avtory/vyacheslav-garanin/kniga-geografiya-1078339.html
- География в схемах и таблицах https://yadi.sk/i/Y4YJFYH6w2xu4w
- Сборники тренировочных заданий. Э.М. Амбарцумова: ОГЭ География
- Сайт «решу ОГЭ» https://geo-oge.sdamgia.ru/
Урбанизация – увеличение роли городов и городского образа жизни (городское, сельское население)
Миграция – перемещение населения из одного места проживания в другое (эмигранты, иммигранты)
Механический прирост – иммиграция (вьезд в страну/регион/город)
Воспроизводство населения – процесс непрерывно смены поколений
Естественный прирост населения – разница между рождаемостью и смертностью
Режим реки – изменение уровня воды в реке по сезонам года (замерзание реки, вскрытие ледового покрова)
Бассейн реки – река с ее притоками и водосбором.
Погод а – состояние атмосферы в данное время в данном месте (прогноз погоды)
Климат – многолетний режим погоды (холодная зима, теплое лето)
Возрастная структура населения – группы возрастов (дети, подростки, взрослые, пожилые) вернуться к заданию
Задание №23
Естественный прирост = Рождаемость – Смертность
Смертность = Рождаемость – Естественный прирост Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция
Миграционный прирост = Приехавшие – Уехавшие
Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост
Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост
Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост
Плотность населения = Численность населения:Площадь
Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей: Площадь территории
Иммиграция – въезд в страну
Эмиграция – выезд из стран
Вернуться к заданию