План подготовки к ОГЭ
по предмету ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для 9 класса (2022-2023уч/г.)
Аношко О.Н.
на 2022-2023 учебный год
Пояснительная записка.
План подготовки к ОГЭ по обществознанию в 9 классе составлен на основе Методических рекомендаций ФИПИ. Подготовлен на основе анализа типичных ошибок участников ОГЭ 2022 года по обществознанию, Демонстрационного варианта КИМ ОГЭ по обществознанию 2023 года, Кодификатора элементов содержания и Спецификации КИМ 2023 года.
Подготовка к ОГЭ позволяет школьникам систематизировать, расширять и укреплять знания, научиться выполнять разноуровневые задания базовой и повышенной сложности, способствует выработке и закреплению навыков работы. Повторение реализуется в виде обзора теоретических вопросов по изученным темам, выполнения тестов с получением ответа и рассмотрением заданий по тексту. Углубление реализуется на базе обучения методам и приёмам решения коммуникативных задач, развивающих теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Особое внимание занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Цели:
Обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по изучаемым темам; приобретение практических навыков выполнения заданий, повышение подготовки школьников к ОГЭ.
Задачи:
- сформировать наличие у участников экзамена коммуникативных умений, необходимых человеку в современном обществе;
- развивать коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;
- особое внимание уделять умению аргументировать положение своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы;
- развивать умение анализировать информацию, представленную в разных источниках;
- повысить уровень знаний учеников;
- формировать умения и навыки решения типовых тестовых заданий, выполнять задания повышенной и высокой сложности.
- знакомить со структурой и содержанием контрольно - измерительных материалов по предмету;
- формировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом, эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
- эффективная организация работы по подготовке к ОГЭ по обществознанию;
- психологическая подготовка обучающихся в экзаменам;
- закрепление навыков решения тестовых заданий;
- закрепление навыков самоконтроля;
- своевременное обеспечение обучающихся и родителей информацией о ОГЭ.
Ожидаемые результаты:
- овладение коммуникативными знаниями и умениями необходимыми для итоговой аттестации в форме ОГЭ, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- формирование навыков самообразования, критического мышления, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения находить, формулировать и решать проблемы.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ по обществознанию.
Работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.
Задания представляют следующие разделы курса: «Человек и общество» и «Сфера духовной культуры» (задания 2–4), «Экономика» (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности), «Социальная сфера» (задания 10, 11), «Сфера политики и социального управления» (задания 13, 14), «Право» (задания 16–18). На одной и той же позиции (задания 1, 5, 12, 15, 19–24) в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.
Максимальный первичный балл за работу – 37.
Общее время выполнения работы – 3 часа (180 минут).
План подготовки к итоговой аттестации обучающихся 9 класса
(ОГЭ) по обществознанию (2022-2023 уч.год)
№ п/п | Содержание | Сроки |
Организационный блок |
1 | Ознакомление с особенностями ОГЭ в этом году, кодификатором, спецификацией | сентябрь |
2 | Работа по изучению индивидуальных особенностей учащихся (с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ОГЭ). | в течение года |
3 | Проведение индивидуально-групповых занятий по обществознанию | еженедельно |
4 | Разработка планов подготовки к ОГЭ. | сентябрь |
5 | Изучение системы работы учителей обществознания по подготовке учащихся к ОГЭ | декабрь |
6 | Проведение для 9 классов бесед-разъяснений по темам: -бланковая документация ОГЭ, технология заполнения бланков ответов; -знакомство с информацией на сайтах: www.fipi.ru | в течение года |
7 | Организация проведения персонального контроля учителей обществознания (посещение уроков, кружковых, факультативных, дополнительных занятий) | январь-февраль |
8 | Организация и проведение мониторинга в форме ОГЭ (контрольные и проверочные работы, пробные экзамены, репетиционные тестирования) | декабрь-май |
9 | Проведение коррекционной работы с учащимися по результатам проведенных мониторингов для учащихся в форме ОГЭ. | декабрь-май |
10. | Размещение на информационном стенде расписания сдачи ОГЭ | март |
11. | Формирование отчётов по результатам ОГЭ. | в течение учебного года |
Работа с учащимися | |
12 | Информирование по правилам поведения на ОГЭ; Беседа с учащимися: «Успешная сдача ОГЭ» | ноябрь, май |
13 | Информирование по вопросам : КИМы, официальные сайты ОГЭ | октябрь-май |
14 | Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ | в течение уч. года |
15 | Индивидуальное консультирование обучащихся | в течение уч. года |
16 | Психологическая подготовка к ОГЭ | в течение уч. года |
17 | Информирование по вопросам подготовки к ОГЭ | ноябрь, май |
18 | Организация работы с заданиями различной степени сложности | уроки и доп. занятия еженедельно |
Тематическое планирование.
Код раз- дела | Код контроли- руемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы | Сроки |
1 | | Человек и общество | сентябрь |
1.1 | Общество как форма жизнедеятельности людей |
1.2 | Взаимодействие общества и природы |
1.3 | Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь |
1.4 | Биологическое и социальное в человеке |
1.5 | Личность. Особенности подросткового возраста |
1.6 | Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) |
1.7 | Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение. |
1.8 | Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение |
2 | | Сфера духовной культуры | Октябрь |
2.1 | Сфера духовной культуры и ее особенности |
2.2 | Наука в жизни современного общества |
2.3 | Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации |
2.4 | Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести. |
2.5 | Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность |
3 | | Экономика | Ноябрь - Декабрь |
3.1 | Экономика, ее роль в жизни общества |
3.2 | Товары и услуги, ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. |
3.3 | Экономические системы и собственность. |
3.4 | Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация |
3.5 | Обмен, торговля |
3.6 | Рынок и рыночный механизм |
3.7 | Предпринимательская деятельность |
3.8 | Деньги |
3.9 | Заработная плата и стимулирование труда |
3.10 | Социальная политика Российского государства |
3.11 | Налоги, уплачиваемые гражданами |
3.12 | Экономические цели и функции государства |
4 | | Социальная сфера | Январь - Февраль |
4.1 | Социальная структура общества |
4.2 | Семья как малая группа. Отношения между поколениями |
4.3 | Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте |
4.4 | Социальные ценности и нормы |
| 4.5 | Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. |
4.6 | Социальный конфликт и пути его решения |
4.7 | Отношения между нациями |
5 | | Сфера политики и социального управления | Март |
5.1 | Власть. Роль политики в жизни общества |
5.2 | Понятие и признаки государства |
5.3 | Разделение властей |
5.4 | Формы государства |
5.5 | Политический режим. Демократия |
5.6 | Местное самоуправление |
5.7 | Участие граждан в политической жизни |
5.8 | Выборы, референдум |
5.9 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни |
5.10 | Гражданское общество и правовое государство |
6 | | Право | Апрель – Май |
6.1 | Система российского законодательства |
6.2 | Источники права. Нормативный правовой акт |
6.3 | Понятие правоотношений |
6.4 | Признаки и виды правонарушений. юридической ответственности |
6.5 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации |
6.6 | Федеративное устройство Российской Федерации |
6.7 | Органы государственной власти Российской Федерации |
6.8 | Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан |
6.9 | Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. |
6.10 | Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних |
6.11 | Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина |
6.12 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов |
6.13 | Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей |
6.14 | Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей |
6.15 | Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних |
6.16 | Административные правоотношения, правонарушения и наказания |
6.17 | Уголовное право, основные понятия и принципы. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних |
Перечень требований к результатам освоения образовательной программы ООО, проверяемые заданиями экзаменационной работы:
Понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; |
Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; |
Освоение приёмов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процесса; |
Формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённых в Конституции РФ; |
Развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. |
Шкала перевода первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку:
2 (не сдал) | 3 | 4 | 5 |
0 – 13 ПБ | 14 – 23 ПБ | 24 – 31 ПБ | 32 – 37 ПБ |