СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ. Правописание безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся). Задание 5 ОГЭ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ. Правописание безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся). Задание 5 ОГЭ.»

Открытый рок в 9 классе

Дата:30.11.2020г.

ТЕМА. Подготовка к ОГЭ

Правописание безударной гласной в корне (проверяемой, непроверяемой, чередующейся). Задание 5 ОГЭ

Цели

  • образовательные: систематизация и углубление знаний, умений по орфографии; формировать умение применять знания по орфографии при написании корней;

  • отработка навыков правописания корней , повышение качества знаний при индивидуальной и коллективной работе учащихся; активизация познавательной деятельности учащихся;

  • развивающие: развитие умственной деятельности учащихся; умения применения полученных знаний ;

  • воспитательные: воспитание интереса, уважения к русскому языку; формирование навыков сотрудничества, воспитание навыков самоконтроля, стремления к самосовершенствованию.

Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
                                                                 Её цени, в ней черпай наслажденье.
                                                                 Как проведёшь её, так и пройдёт.
                                                                 Не забывай: она твоё творенье.

Омар Хайям


Ход урока

  1. Организационный этап.

 - Сегодняшний урок мне хочется начать с чтения притчи. В ней содержится народная мудрость. Давайте её прочтём.

В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:
- Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу.
- Это безделье тебя изменило, а я стала красивой от труда.

2. Актуализация знаний.

- Прочитайте эпиграф и подумайте, к чему призывает Омар Хайям

-Каким образом связана притча и высказывание? (без труда в жизни ничего не добиться)

- Всё в жизни зависит от нас, от нашего трудолюбия, от того, как мы достигаем поставленных целей

Я очень надеюсь, что сегодня мы будем работать в полную силу и наш совместный труд принесёт нам новые знания

Синтаксический разбор предложений Объяснить орфограмму- «Гласная в корне слова»)(ученик у доски)

ЧТО-ТО СТРАННОЕ ПРОИСХОДИЛО ВОКРУГ: ВЕТЕР ТО НАЛЕТАЛ НА ПРОХОЖИХ, ТО СЛЕГКА КАСАЛСЯ ЛИСТЬЕВ ДЕРЕВЬЕВ,ТО ЗАМИРАЛ НА НЕСКОЛЬКО МГНОВЕНИЙ.

Словарный объяснительный диктант ( по цепочке объяснение)

Холодок, поседеть от горя, балкон, жюри, шЁпот, шЁл, чЁлка, шоколод, цИрк, панцирь,вычитать, загорелый, положить, вырастить, касаться, запереть.

-Какие орфограммы встретились в работе? Каковы цели и задачи нашего урока?

Кто сформулирует тему урока?

(Правописание безударной гласной в корне)

ЧТО ИЗУЧАЕТ ОРФОГРАФИЯ-

(РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, в котором излагается СИСТЕМА ПРАВИЛ НАПИСАНИЯ СЛОВ. СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ)

Для чего это нам нужно? Ответы учащихся (Для сдачи экзаменов ,чтобы быть просто грамотным)

3.Повторение и систематизация знаний

а) Что нужно знать о правописании безударных гласных, в корне?

ОБРАТИМСЯ К СХЕМАМ,ТАБЛИЦАМ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ)

Теоретическая информация

  • -а - (- я-)---им -, -ин - (сжимать, начинать, снимать, приминать)

  • -мак (о погружении в жидкость) - мок (становиться влажным)

  • - плав - плов - а - пишется всегда, кроме слов пловец, пловчиха

  • - клан-клон, твар - твор - под ударением может быть и а, и о, без ударения - только о

  • -равн (одинаковый) - ровн (гладкий, прямой)

  • - скак - скоч - в безударном положении а пишется перед к, а о перед ч

  • - зар - зор в безударном положении - а

  • - гар - гор в безударном положении – о

(У КАЖДОГО НА ПАРТЕ раздаточный материал,ТАБЛИЦЫ НА ДОСКЕ)

4.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Сегодня у нас практический урок подготовки к ОГЭ.Мы отработали с вами материал по орфографии.Но чтобы справиться с заданиями на экзамене,нужно не только знать материал ,но и уметь грамотно использовать свои знания.В этом хорошо помогают опорные алгоритмы,таблицы,схемы.

5.Закрепление материала.

НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ СОЧЕТАНИЯ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ И БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА.

1.РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ. 2 учащихся работают у доски,остальные на месте.

Роскошный, заря , возлагаемый, равнина, согрешить, очарование, загореть, аромат, запирать, касательная, хризантема,вагон.

-Начнём повторение с безударных проверяемых гласных в корне слова.-Одной чертой подчеркните слова с проверяемой безударной гласной в корне слова Роскошный(роскошь), согрешить (грех), очарование (чары)- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова?

Безударные гласные корня проверяются ударением, т.е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова

Выделите корни, поставьте ударение

2. РАБОТА В ПАРАХ.

Вставьте буквы, объясняя выбор, запишите:

Раздр…жать пов…дением, разр…дить руж…ё, ув…дать изд.…ли, ут..хать п…ст…пенно, разв…ваться н…рмально, бл…г…сл…влять на подвиг, уг…дить маме, п…ры воздуха, пок…рать врага, ч…столюбие, пос…деть в сквере, пол…скать щ…нка, прор…дить морковь на грядке, спл…титься для общего дела, призн…вать заслуги, про…вить м..лосердие.

3.Физминутка

А)ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Глазами нарисовать 8, написать своё имя.

3.Работа по таблице «Чередование гласных».

ПО КАКОМУ ПРАВИЛУ ПИШУТСЯ КОРНИ С ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ гласными?

(ПРАВОПИСАНИЕ ЗАВИСИТ от согласной в корне раст,ращ,рос;лаг-лож;от наличия\отсутствия ударениягор,клон,зар;от от суффикса А после корня; от лексического значения(Скак\скоч;мак\мок,пллав\плов, равн\ровн (подровнять-сделать гладким,ровным)

ЗАДАНИЕ Вставьте пропущенные буквы.Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение

 

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а-после корня

от лексического значения

Зам_рать

 

 

 

 

Ср_внить

 

 

 

 

Заг_р

 

 

 

 

Р_внина

 

 

 

 

Прод_раться

 

 

 

 

Ср_внять

 

 

 

 

Р_стительность

 

 

 

 

Непром_каемый

 

 

 

 

З_ря

 

 

 

 

Обм_кнуть

 

 

 

 

Прик_сновение

 

 

 

 

Зап_реть

 

 

 

 

Заг_релый

 

 

 

 

Бл_стеть

 

 

 

 

Отр_сль

 

 

 

 

Подл_жить

 

 

 

 

Выр_щенный

 

 

 

 

Р_сток

 

 

 

 

К_сание

 

 

 

 


4.Задание . Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

6. Контроль знаний(презентация)

7Подведение итогов урока

8Домашнее задание :выполнить задание 5 ОГЭ (1-3варианты)

Приложение

Вставьте буквы, объясняя выбор, запишите:

Раздр…жать пов…дением, разр…дить руж…ё, ув…дать изд.…ли, ут..хать п…ст…пенно, разв…ваться н…рмально, бл…г…сл…влять на подвиг, уг…дить маме, п…ры воздуха, пок…рать врага, ч…столюбие, пос…деть в сквере, пол…скать щ…нка, прор…дить морковь на грядке, спл…титься для общего дела, призн…вать заслуги, про…вить м..лосердие.

ЗАДАНИЕ Вставьте пропущенные буквы.Объясните ,от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение

 

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а-после корня

от лексического значения

Зам_рать

 

 

 

 

Ср_внить

 

 

 

 

Заг_р

 

 

 

 

Р_внина

 

 

 

 

Прод_раться

 

 

 

 

Ср_внять

 

 

 

 

Р_стительность

 

 

 

 

Непром_каемый

 

 

 

 

З_ря

 

 

 

 

Обм_кнуть

 

 

 

 

Прик_сновение

 

 

 

 

Зап_реть

 

 

 

 

Заг_релый

 

 

 

 

Бл_стеть

 

 

 

 

Отр_сль

 

 

 

 

Подл_жить

 

 

 

 

Выр_щенный

 

 

 

 

Р_сток

 

 

 

 

К_сание

 

 

 

 

Задание . Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.



  1. абс…лютый, ост…лбенеть, зан…маться

  2. авиак…мпания, ск…пившийся, пл…вец

  3. автом…тизировать, обн…вляясь, стр…жайший

  4. б…лагурить, приск…кать, сл…жившийся

  1. соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант

  2. к…пошится, предв…рительный, скл…ниться

  3. с…туация, ср…жаться, б…седующий

  4. см…гчение, увл…кательный, упр…стить

  1. вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

  2. вл..стелин, пок..рать, укр..титель

  3. пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать

  4. упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

  1. спец..алист, р..комендация, изб..рательный

  2. кр..терий, употр..бить, г..сударственный

  3. т..рритория, оп..раться, р…внение

  4. мот..вировать, б..зироваться, произн..шение



  1. абс…лютый, ост…лбенеть, зан…маться

  2. авиак…мпания, ск…пившийся, пл…вец

  3. автом…тизировать, обн…вляясь, стр…жайший

  4. б…лагурить, приск…кать, сл…жившийся

  1. соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант

  2. к…пошится, предв…рительный, скл…ниться

  3. с…туация, ср…жаться, б…седующий

  4. см…гчение, увл…кательный, упр…стить

  1. вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

  2. вл..стелин, пок..рать, укр..титель

  3. пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать

  4. упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

  1. спец..алист, р..комендация, изб..рательный

  2. кр..терий, употр..бить, г..сударственный

  3. т..рритория, оп..раться, р…внение

  4. мот..вировать, б..зироваться, произн..шение



  1. абс…лютый, ост…лбенеть, зан…маться

  2. авиак…мпания, ск…пившийся, пл…вец

  3. автом…тизировать, обн…вляясь, стр…жайший

  4. б…лагурить, приск…кать, сл…жившийся

  1. соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант

  2. к…пошится, предв…рительный, скл…ниться

  3. с…туация, ср…жаться, б…седующий

  4. см…гчение, увл…кательный, упр…стить

  1. вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

  2. вл..стелин, пок..рать, укр..титель

  3. пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать

  4. упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

  1. спец..алист, р..комендация, изб..рательный

  2. кр..терий, употр..бить, г..сударственный

  3. т..рритория, оп..раться, р…внение

  4. мот..вировать, б..зироваться, произн..шение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!