Подготовка к обучающему подробному изложению текста Василия Пескова «Последний лист осени» (6 класс)
Цели
обучающие:
отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
актуализация опорных знаний по стилистике;
обучение приёмам создания собственного текста на основе прочитанного;
развивающие:
закрепление навыков подробного пересказа и интерпретации исходного текста;
развитие умения создания собственного текста на основе прочитанного;
формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;
воспитывающие:
воспитание доброты, любви к природе, ответственности за сохранение окружающей среды;
формирование интереса к слову, русскому языку и их богатым возможностям.
Метод: репродуктивный, исследовательский.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: фотографии с изображением осеннего леса и его обитателей; презентация; электронная доска.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока «Подготовка к обучающему подробному изложению текста Василия Пескова «Последний лист осени» и целей урока:
отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
актуализация опорных знаний по стилистике;
обучение приёмам создания собственного текста на основе прочитанного.
Актуализация опорных знаний.
Беседа с учащимися по вопросам:
Что такое подробное изложение текста?
Подробное изложение текста – это письменный пересказ исходного текста, максимально приближенный к его содержанию.
Каким требованиям должно соответствовать подробное изложение?
Обобщение учителя. Подробное изложение должно соответствовать определённым требованиям.
Требования к подробному изложению:
максимальная приближенность к исходному тексту:
сохранность всех микротем;
соблюдение последовательности в развитии событий;
установление смысловой связи между абзацами и предложениями;
соответствие языковых средств стилю и типу речи текста.
Совместное определение задач на два урока.
Первый урок – подготовка к написанию подробного изложения прочитанного текста. Второй урок – написание подробного изложения.
Задачи:
познакомиться с исходным текстом;
поработать с незнакомыми словами;
провести выборочный анализ текста по плану;
отобрать содержательный материал и языковые средства для создания собственного текста;
написать подробное изложение прочитанного текста.
Работа с исходным текстом Василия Пескова «Последний лист осени»
Первое прочтение текста учителем.
После медного звона погожей осени наступает пора ожиданий холодов. Если сверкнули звезды – быть завтра морозу. А чаще нет ни солнца, ни звезд…
«Сегодня – завтра, сегодня – завтра» - падают в светлую лужицу капли с рябины. Сегодня-завтра все забелеет. Каждый след будет виден. А пока жухнет одеяло из листьев. Россыпью гвоздей лежат в лужице колючки от елок. Только кукушкин лен бодро зеленеет в березняке. Простились птицы с уснувшим, оцепеневшим лесом. Только дрозды, увлеченные пиром, снуют на рябине. Но тут же, на ветке, зваными гостями сидят свиристели и снегири – вестники белых узоров.
Заяц готов зимовать. Давно уже приобрел он белые шаровары. А на этой неделе лесные портняжки сшили ему и белую куртку. Однако поспешил заяц одеться – зима застряла где-то в лесах вологодских. Сидит заяц белым сугробцем на виду у всего света. Крепко сидит зайчишка. В трех шагах пройдешь – сидит. Напружинился, глазом шаги провожает. Не задержался, не хрустнуло под ногой – так и не вскочит…
На облетевшей березе дрожит последний листок. Ветер шевелит потемневшие ветки. Лист вздрагивает, но остается висеть… А когда все утихает, вдруг сам по себе листок отрывается, тихо по невидимой горке скользит и желтой монеткой ложится в зеленую шапку кукушкина льна. Последний лист осени…
Второе прочтение текста.
Текст читается вслух учащимися по абзацам, совместно определяются четыре микротемы текста; устанавливается, что количество микротем соответствует количеству абзацев в предложенном тексте.
Учащиеся самостоятельно составляют план текста, делают записи в тетрадях и сверяют свой план с примерным.
Примерный план текста:
Пора ожиданий холодов.
Птицы поздней осенью.
Заяц готов зимовать.
Последний лист осени.
Словарная работа.
Цель: определить лексические значения непонятных или незнакомых учащимся слов.
Погожая (осень) – тёплая
Жухнут (листья) – сохнут и сворачиваются
Россыпью (лежат) – беспорядочно разбросаны.
Кукушкин лён – мох, растущий в сырых лесах, на болотах.
Оцепеневший (лес) – застывший в молчании, в тишине.
Снуют (дрозды) – бесцельно бегают.
Званые гости – ожидаемые и желанные.
Свиристели – певчие птицы с хохолком.
Снегири – певчие птицы с красной грудкой.
Вестники – те, кто предвещает, знаменует наступление чего-либо.
Шаровары – широкие штаны с резинкой внизу.
Портняжки – портные, мастера, шьющие одежду.
Напружинился – собрался, приготовился.
Вологодские (леса) – находящиеся в Вологодской области.
Выборочный анализ текста по плану:
Учитель. К какому стилю относится предложенный текст: художественному, научному, публицистическому, официально – деловому, разговорному?
Учащиеся. К художественному.
Учитель. Аргументируйте свой выбор.
Учащиеся. Основными признаками предложенного текста являются образность и яркий, выразительный язык.
Учитель. Каков тип речи: повествование, описание, рассуждение?
Учащиеся. Повествование с элементами описания осеннего леса и зайца-беляка.
Учитель. Определите тему текста, задав к нему вопрос: о чём текст?
Учащиеся. Тема текста – пора ожидания холодов.
Учитель. Сформулируйте основную мысль текста.
Учащиеся. Поздней осенью лес замирает и готовится к зиме.
Учитель. Предложите свои варианты заглавия текста, причём одни из них должны выражать его тему, а другие – основную мысль.
Учащиеся. «В ожидании холодов», «Предзимье», «Оцепеневший лес», «Подготовка к зиме»
Поиск в тексте Василия Пескова языковых средств выразительности и определение их роли.
Метафоры (медный звон погожей осени; снегири и свиристели – вестники белых узоров).
Лексический повтор (лужицы, белые, лист, заяц).
Олицетворение (дрожит листок, ветер шевелит ветки).
Оценочные слова (сугробцем, зайчишка, монеткой).
Разговорная лексика (застрял, жухнет, снуют, портняжки).
Синонимы (птицы, дрозды, свиристели, вестники).
Эпитеты (оцепеневший, уснувший лес; погожая осень).
Фразеологизмы (на виду у всего света; глазом провожает).
Однородные члены предложения (листок оторвался, скользит и ложится…)
Написание подробного изложения текста (урок № 2)
Третье чтение учителем текста Василия Пескова «Последний лист осени»
Выполнение учащимися заданий:
напишите подробное изложение текста Василия Пескова «Последний лист осени»;
при написании изложения пользуйтесь планом текста и записанным справочным материалом (записи в рабочей тетради);
самостоятельно озаглавьте свой записанный текст.
Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему «Природа готовится к зиме» (не менее 10 предложений на основе личных наблюдений)