ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха»
Конспект урока по развитию речи (7 класс).
Подготовка к сочинению-рассуждению по теме: «При солнышке тепло, а при матери добро».
Винокурова Г.А., учитель русского языка
и литературы
2020г.
Тема урока. Подготовка к сочинению-рассуждению по теме: «При солнышке тепло, а при матери добро».
Цель урока: знакомство со структурой текста-рассуждения.
Задачи урока:
1. Актуализировать знания учащихся, полученные в начальных классах ( типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).
2. Формировать навыки в составлении текста-рассуждения.
3. Развивать устную и письменную речь.
4. Прививать любовь к русскому языку.
Оборудование урока: схема, тексты, раздаточный материал, опорные карточки.
Словарь: типы речи (описание, повествование, рассуждение)
Схема- плакат. Типы речи:
1. Описание — это текст, в котором названы признаки предмета. Описание отвечает на вопрос какой?
2. Повествование- это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло?
3. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?
Схема – плакат: Структура текста-рассуждения.
1. ТЕЗИС – то, что надо доказать.
2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО – аргументы.
3. ВЫВОД - итог рассуждения.
Пословицы о маме (у каждого ученика на столе):
1. Птица рада весне, а дитя - матери.
2. Сердце матери лучше солнца греет
2. Ближе матери друга нет.
3. Материнская молитва со дна моря достаёт.
4. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
Раздаточный материал (у каждого ученика на столе):
Текст №1
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)
Текст 2:
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!” (А. Толстой)
Текст 3:
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить! ( Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод).
Текст. «Мама - самое священное слово на земле».
Мама – самое священное слово на земле! Человек рождается и умирает с этим словом. Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать". Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!" Все самое дорогое и важное в нашей жизни связано с именем матери.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Проверка аппаратов, готовности учащихся к уроку.
Учитель: Какой сейчас урок?
Ученики: Сейчас урок развития речи.
Учитель: Спросите у меня, чем будем заниматься на уроке?
Ученики: Скажите, пожалуйста, чем будем заниматься на уроке?
Учитель: Сегодня на уроке будем писать сочинение – рассуждение.
II.Речевая зарядка. Отработка логического ударения.
Учитель: Послушайте вопросы. Скажите ответы, выделяя голосом слова, важные по смыслу. (Записана фраза на доске)
Сегодня на уроке будем писать сочинение – рассуждение.
Учитель: Что будем писать?
Ученики: Будем писать сочинение – рассуждение.
Учитель: Когда будем писать сочинение-рассуждение?
Ученики: Сегодня будем писать сочинение – рассуждение.
III. Повторение пройденного о типах речи. Фразы на слух.(На доске схема: ТИПЫ РЕЧИ),
Учитель. Какие вы знаете типы речи?
Ученик. Я знаю три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
Учитель. Что такое описание?
Ученик. Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой?
Учитель. Что такое повествование?
Ученик. Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос что произошло?
Учитель. Что такое рассуждение?
Ученик. Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос почему?
IV. Работа с раздаточным материалом.
Учитель. Прочитайте тексты.
Текст 1:
На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки. (А. Толстой)
Текст 2:
Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело : “Весна пришла!” (А. Толстой)
Текст 3:
Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!: Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод
Учитель. К какому типу речи относится каждый из этих текстов?
Ученик. Первый текст относится к описанию.
Учитель. Почему относится к описанию? Прочитай определение по схеме.
Ученик. Потому что здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой?
Учитель. К какому типу речи относится второй текст?
Ученик. Второй текст относится к повествованию.
Учитель. Почему к повествованию? Прочитай определение по схеме.
Ученик. Потому что здесь рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед. Потом резко встал и улыбнулся солнышку. К этим словам можно задать вопрос что делал?
Учитель. К какому типу речи относится третий текст?
Ученик. Этот текст относится к рассуждению, в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод. Прочитай определение по схеме.
V. Объяснение нового материала.
Учитель. Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение о маме. Из скольких частей состоит сочинение-рассуждение? (Схема на доске).
Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трёх частей: тезиса, доказательства и вывода.
Учитель. Что такое тезис? Прочитай определение по схеме.
Ученик. Тезис – это основная мысль текста, которую нужно доказать.
Учитель. Что такое доказательство? Прочитай определение по схеме.
Ученик. Доказательство – это примеры, доказывающие основную мысль текста.
Учитель. Что такое вывод? Прочитай определение по схеме.
Ученик. Вывод – это заключение рассуждения.
Учитель. Любите вы свою маму и за что вы её любите?
Ученик. Мама - самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь.
Ученик. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму.
Ученик. Она раньше всех встает, позже всех ложится.
Ученик. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.
Учитель. Какие пословицы сложили народы мира, говоря о маме, о материнской любви? Прочитайте.( Раздаточный материал .Ученики читают пословицы по очереди и объясняют , как их понимают).
Ученик. Материнская ласка конца не имеет.
Ученик. Всякой матери свое дитё мило.
Ученик. Птица рада весне, а дитя - матери.
Ученик. Ближе матери друга нет.
Ученик. Сердце матери лучше солнца греет.
Ученик. Материнская молитва со дна моря достаёт.
Ученик. С матерью жить – ни скуки, ни горя не знать.
Учитель. У текста рассуждения есть особенные слова, которые помогают связать части рассуждения.(Запись на доске).
При составлении тезиса можно применить эти слова:
- Докажем это…
- Это можно доказать так…
- Почему и вот почему…
- Это объясняется следующим образом
При доказательстве:
- Во-первых,…
- Во-вторых,…
- В-третьих,…
- Допустим…
При выводе:
- Итак,…
- Обобщим сказанное,,…
- Таким образом,…
- Следовательно,...
VI .Отработка структуры текста - рассуждения.
Текст«Мама - самое священное слово на земле».
Мама – самое священное слово на земле!
Человек рождается и умирает с этим словом.
Хлебороб благодарно произносит: "Спасибо, кормилица-мать".
Солдат, смертельно раненный, шепчет: "За Родину-мать!"
Все самое дорогое и важное в нашей жизни связано с именем матери.
Словарная работа.
Священное слово – самое главное, самое важное, самое нужное, самое уважаемое.
Учитель. Прочитайте текст, выделите три основные части и вставьте специальные слова.
VII. Работа по опорным карточкам.
Части рассуждения. Примеры.
1. Тезис. Мама - самое священное слово на земле. Это можно доказать так.
2.Доказательства.
А).Во-первых, человек рождается и умирает со словом мама.
Б).Во-вторых, хлебороб благодарит землю матушку. Называет её кормилицей.
В). В-третьих, раненый солдат, умирая, шепчет: «За Родину-мать»
3. Выводы. Таким образом, все самые дорогие святыни названы именем матери.
Учитель. Применять в тексте специальные слова вы научились.
Попробуйте, применяя слова и языковые обороты, написать сочинение- рассуждение о маме. В своём сочинении вы можете использовать пословицы о маме
VIII. Итог урока.
Комментирование оценок.
IX. Домашнее задание.
Написать сочинение-рассуждение по теме «При солнышке тепло, а при матери добро».