СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.С. Грабаря «Февральская лазурь»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Образовательные: систематизировать знания об описании как типе речи. Познакомить с жизнью и творчеством художника И. Э. Грабаря и изобразительными средствами, которые он использует при описании зимнего пейзажа; научить школьников высказывать своё отношение к художественному произведению, правильно оценивать настроение картины, отбирать лексический материал для своего устного выступления, подготовить учащихся к написанию сочинения. Развивающие: развивать интерес к произведениям живописи; навыки монологической речи. Развивать пространственное мышление и представления о холодных и тёплых тонах картины. Развивать творческое воображение и кругозор учащихся. Воспитательные: воспитывать любовь к природе и к прекрасному, национальную гордость. Планируемые результаты:  учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание;  конструировать текст сочинения-описания, редактировать написанное;  словесно передавать свои эстетические впечатления.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-описанию по картине И.С. Грабаря «Февральская лазурь»»

Тема: Подготовка к сочинению-описанию по картине И.С. Грабаря «Февральская лазурь»

Цели урока:

Образовательные: систематизировать знания об описании как типе речи.

Познакомить с жизнью и творчеством художника И. Э. Грабаря и изобразительными средствами, которые он использует при описании зимнего пейзажа; научить школьников высказывать своё отношение к художественному произведению, правильно оценивать настроение картины, отбирать лексический материал для своего устного выступления, подготовить учащихся к написанию сочинения.

Развивающие: развивать интерес к произведениям живописи; навыки монологической речи. Развивать пространственное мышление и представления о холодных и тёплых тонах картины. Развивать творческое воображение и кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе и к прекрасному, национальную гордость.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание;

  • конструировать текст сочинения-описания, редактировать написанное;

  • словесно передавать свои эстетические впечатления.

Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация; музыка Э.Грига; иллюстрация картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»; этимологическая страничка – словарик и высказывания И.Грабаря.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Целеполагание. Сообщение темы, цели и задач урока

Ребята, посмотрите в окно. С каким цветом у вас ассоциируется зима?

Сегодня на уроке вы узнаете, что зима бывает не только белой.

III. Работа по теме урока.

1. Лирическое отступление (чтение учащимися стихотворений о берёзе под музыкальное сопровождение – Э.Григ фрагмент из сюиты «Пер Грюнт» «Утро»)

И стоит берёза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром. (С.Есенин)


Новый, новый у берёз наряд,
Искры, искры, серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)

Эти стихи вы можете использовать в качестве эпиграфа к своему сочинению.

Что такое эпиграф?

(Эпиграф – цитата, помещаемая автором перед текстом, поясняющая основную идею произведения.)



2.Работа с терминами:

- Произведения искусства, написанные художниками, мы называем картинами или репродукциями. Давайте определим, что перед нами.

Картина (от русского "карта") - произведение живописи в красках.

Репродукция (лат.) - воспроизведённый посредством печати рисунок или картина.

- Как можно назвать художника, отображающего в своих произведениях картины природы? а само произведение?


Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.

Пейзаж (франц.)-1) общий вид местности, картина природы; 2) рисунок, картина, изображающая природу.

- Ребята, лексические значения этих слов вам помогут при написании сочинения?

3. Первичное восприятие картины

Рассмотрите репродукцию картины.

Что на ней изображено?

Какой цвет преобладает?

Чем понравилась?

Центральный художественный образ – береза, а название «Февральская лазурь». Объясните название.

- А какие ещё знания вам помогут написать сочинение? (о художнике)

4. Рассказ о художнике.

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 году в Будапеште в семье юриста. Из-за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.

С 1913 - 1925 гг руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией.

Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Ясный осенний вечер", "Разъяснивается", "Зимний пейзаж", "Берёзы летом" и др.

Все они проникнуты радостным, светлым чувством.


5. Работа по картине

  1. История создания картины

-«Февральская лазурь» - самый известный пейзаж И.Э.Грабаря.

Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. А когда я видела её подлинник в Третьяковской галерее, это было впечатление салюта, фейерверка!

Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга.

В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», - подумал художник. Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.


  1. Этимологическая страничка

Что же такое лазурь? (Толковый словарь)

Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.

Синонимы:

Лазурный = лазоревый = голубой.

Коралловый (цвет) - (перен.) ярко-красный.

Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира.


  1. Беседа по содержанию картины.

–Какой день изобразил художник? Тёплый или холодный? - А что помогает нам понять, что день изображён солнечный?

- Какими бы тонами изобразил художник стужу? Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.

- Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. Есть ли на нём облака? Какого оно цвета вверху и на горизонте? Когда бывает такое небо?

- Что ещё изобразил художник?

Рассмотрите берёзы, как они расположены? Опишите их.

-А как выглядит берёза на переднем плане картины? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке? Как выглядит эта берёза?

- Что можно сказать о других берёзках? А на заднем плане, какие берёзы?

- Какие краски использует художник, рисуя берёзы?

-А почему именно берёзу выбрал художник?

- Закроем нижнюю часть картины. Что напоминает нам оставшаяся часть? Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом?

- Откроем нижнюю часть картины. Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? . Ощущаете ли вы присутствие человека

-Что виднеется на горизонте? .

- Когда-то И.Э. Грабарь мечтал «передать хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа». Как вы думаете, ему это удалось? Удалось ли художнику передать красоту, которую он увидел в природе?

 - Что вы можете сказать о расположении предметов на картине? Опишите их.

- Как расположена картина?

– Нравится ли вам построение (композиция) картины?

- Какова основная мысль этого пейзажа? (Красота, величие, монументальность русской зимы)

- Какие слова помогают увидеть февральский день? Изображено ли всё это на картине? Что на картине и о чём эта картина?

–Какое настроение вызывает эта картина? Что вы чувствуете, о чём думаете, глядя на неё? Какое впечатление производит на вас эта картина? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на эту картину, потому что она красочная и понятная)

- Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину своё отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в неё и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней.


6. Работа над композицией сочинения.

-Художник выразил свои чувства на картине с помощью цвета, а мы постараемся понять настроение автора и передать свои мысли в виде рассказа. Порядок в вашем тексте определяет план. А ваша задача – составить рассказ.

-Прежде чем начать работать, определим каков же тип текста?

-Какие будут части?

7. Составление плана сочинения.


8. Обсуждение каждой части.

-О чём надо написать во вступлении? Можно ли упомянуть о воспоминаниях самого художника?

-Как описать солнечное февральское утро, изображённое на картине?

-Утро. Восходящее яркое солнце освещает берёзовую рощу, погода стоит чудесная. Будто зима праздновала какой-то небывалый праздник.

Подберите слова, чтобы описать «гимн берёзам»

-Жемчужные берёзы на картине устремляются ввысь, к небу, солнцу. Их коралловые веточки переплелись в лазоревом небе в причудливое кружево. Не забудьте описать иней, который украшает ветки.

- А каков же снег на картине?

- Художник сам описывал снег, как драгоценную ткань: сапфировые тени на серебряном снегу.

-Какие могут быть варианты заключительной части?

-Ребята, скажите, а баловал ли нас декабрь вот такими ясными и солнечными днями?

-Хотелось бы вам наяву, а не только на картине увидеть такое чудо – февральскую лазурь?

-Можно ли об этом написать в заключении?

IV/ Рефлексия.

- Ребята, в начале урока вы ответили на вопрос: какой цвет больше присутствует в зиме? Вы сказали — белый, а глядя на эту картину, можем сказать , что ещё и …

IV/ Итог урока .

 -Что помогло вам понять замысел художника и рассказать об этом?

- Помогли ли нам поэты и композитор увидеть красоту «Февральской лазури»?


V/ Домашнее задание

Написать сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!