Дата :
ТЕМА : ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
ЦЕЛИ : дать представление о социальной и нравственной проблематике комедии; развивать умение участвовать в обсуждении прочитанного, формировать и аргументировать свое мнение, оформляя его словесно в развернутых высказываниях; развивать умение понимать литературу как особый способ познания жизни; формировать гражданскую позицию, ответственное отношение к учению, уважительное отношение к труду.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ согласно КТП
Х О Д У Р О К А
1 Вступительное слово учителя. Что такое «социальная проблематика» и «нравственная проблематика»?
2 Беседа с учащимися по теме урока.
Вспомогательная таблица для учащихся.
П р о б л е м а | Отношение к ней автора | П р и м е р ы |
Проблема влияния крепостного права на людей ( Как крепостное право влияет на людей?) | Помещики жестоко обращаются с крепостными, потому что считают, что им все позволено. Крепостные считают, что так и должно быть, т.к. с детства привыкли подчиняться. | 1 Как Простакова и Скотинин грабят крестьян? (д. 1 , явл. 5) 2 Как Простакова относится к Еремеевне? Еремеена к Простаковым? 3 Кого и как собирается наказать Простакова после неудачного похищения Софьи? |
Проблема роли образования в жизни человека. ( Какое значение имеет образование в жизни человека? ) | Образованный человек может многого добиться в жизни и много сделать для других людей, для страны, а необразованный… | 1 Примеры благородных образованных людей в пьесе ( Правдин, Стародум ).Чем важна для других деятельность Правдина? Чего добился Стародум? 2 Примеры необразованных людей ( Простаковы, их родители, Митрофан) . Доказательства их необразованности. Смогут ли они прожить без крепостных, добывая сами себе хлеб? Какое будущее ждет Митрофана? |
Проблема воспитания ( Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы из них выросли достойные люди? ) | Нельзя потакать всем желаниям детей и действовать по принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало», иначе вырастет эгоист. Кроме того, надо помнить, что дети берут пример с родителей. | 1 Докажите, что М. необразован. Почему? Что мешает ему учиться? 2 Что означает имя «Митрофан»? Соответствует ли оно характеру главного героя? 3 Как Простакова относится к людям? ( Как и почему меняется ее отношение к Софье, Стародуму, ее отношение к Еремеевне? ) 4 Как и почему Митрофан относится к людям( как меняется его отношение к Ермеевне во время драки со Скотининым и в другое время, отношение к матери : сцена сна явл. 4 д-я 1 и последняя сцена )? |
3 Беседа о правилах написания сочинения.
Составление плана сочинения.
1 Какое произведение мы изучили? Какую проблему поднимает в нем автор?
2 Как автор относится к данной проблеме?
3 Какие доказательства этого можно привести из текста?
Речевые клише :
1 пункт : Автор поднимает проблему…
Одной из проблем, поднятых автором, является…
Автор задается вопросом….
Автор заставляет нас задуматься о том…
2 пункт : Автор считает…
Автор полагает…
Автор хочет донести до читателя мысль…
3 пункт : Можно привести много примеров, доказывающих эту мысль.
Ярким примером, доказывающим эту мысль, является следующий
эпизод ( сцена )…
Эту мысль можно доказать на примере…
4 Подведение итогов урока.
5 Домашнее задание : подготовиться к сочинению по одной из проблем ( на 1,5 – 2 страницы)