СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

материалы для сочинения по произведению Гоголя

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по литературе»

Урок в 9 классе Классное сочинение по поэме «Мёртвые души»

Цели урока:

  • обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»;

  • закрепить умение создания письменного монологического высказывания с использованием фрагментов исходного текста.

  • повысить интерес к литературе

Развивающие задачи: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию.

Воспитательные задачи: воспитывать активную жизненную позицию, объективно оценивать явления жизни.

Ход урока

1.Слово учителя

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся в буквальном смысле слова объять необъятное, потому что именно таковой является поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Без преувеличения можно сказать, что перед нами целый мир. Вселенная, заключенная в этой маленькой книге. А чтобы нам с вами не потеряться в этой бесконечности, мы будем придерживаться плана, который вы видите на доске.

Итак, давайте рассмотрим 1-й пункт и скажем, что мы говорили о сатире.

(Обращение к толковому словарю Ожегова, литературоведческому и энциклопедическим словарям).

Сатира - это уничтожающая критика пороков окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключен в эпиграфе к нашему уроку (читаем).

Так над чем же смеется, что критикует Гоголь в своей поэме? На этот вопрос нам поможет 2-й пункт нашего плана.

2.Вопрос: В чем главный урок Гоголя для вашего возраста? Говорю «для вашего возраста», потому что у всех русских классиков есть свои уроки для каждого периода жизни (Обычные варианты ответов: не болтать по пустякам, стараться, чтобы слово не расходилось с делом, не злословить, остерегаться пошлости и пр.).

Слово учителя

Вот прозвучало слово, которого я ждала – «пошлость». Напомните, что оно обозначает? (Низкий, вульгарный, недостойный…).А какое слово является его антонимом? (Высокий, возвышенный…).

Я нарисую на доске две точки: нижняя точка – это, как вы понимаете, «пошлость», верхняя «возвышенное, прекрасное». Между ними черта, которая обозначает путь человека, нормальное, обычное его поведение.

Как вы думаете, вот из этого среднего положения, куда легче дойти? (Ребята дают однозначный ответ: скатиться всегда легче, чем подняться. Восхождение требует гораздо больших затрат времени, сил, работы тела, ума, сердца).

Вот вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя, а чтобы однажды, взглянув в зеркало, не увидеть свое «оскотинившее лицо», надо много работать над собой, уметь видеть в обыденном – необыкновенное, в земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему. Вы скажете: « Мы это знаем, сколько раз нам это говорили!» Но тут начинается самое интересное: Гоголь, писатель-провидец, как бы предчувствует это наше восклицание и говорит, напрямую обращаясь к нам с вами. Давайте найдем и прочитаем лирическое отступление, которое, возможно, осталось вне вашего внимания.

«Много свершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь… Но мимо его в глухой темноте текли люди… Умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи… Видит теперь все ясно текущее поколение, смеется над неразумием своих предков… и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки»(т.1,гл.10).

Горько звучат эти слова, но есть в поэме и обнадеживающее напутствие, и вы его знаете. Какое? (Учащиеся находят в тексте)

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!»

3. Дискуссия с учащимися

Н.В.Гоголь, как не раз отмечалось, - это следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей литературы. Без него немыслимы ни Салтыков-Щедрин, ни Достоевский, ни Чехов… Герои и идеи Гоголя перекочевали и расселились у писателей – сатириков начала 20 века, как у себя дома (произведения Зощенко, Ильфа и Петрова, Булгакова).Хотя гоголевские образы претерпели фантастические изменения, суть осталась та же. На очень печальной ноте заканчивается это новое похождение Чичикова. Попробуйте объяснить эту интонацию.(Конечный вариант ответа: пока есть условия, будут жить и чичиковы, и ноздревы… Где «служат лицам, а не делу», где льстят и угодничают, там всегда будут те же самые «звериные морды», вместо человеческих лиц).

4. Работа над сочинением.

Каким предстаёт в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?


Каково отношение автора к чиновникам губернского города в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?


Каково отношение автора к главному герою поэмы «Мёртвые души»?


В чем смысл названия произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души»?


Почему афера Чичикова с мёртвыми душами закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)


Каковы, с Вашей точки зрения, положительные и отрицательные черты личности Чичикова? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)


Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова?

5.Домашнее задание дописать сочинение








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!