Урок в 9 классе Классное сочинение по поэме «Мёртвые души»
Цели урока:
обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»;
закрепить умение создания письменного монологического высказывания с использованием фрагментов исходного текста.
повысить интерес к литературе
Развивающие задачи: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию.
Воспитательные задачи: воспитывать активную жизненную позицию, объективно оценивать явления жизни.
Ход урока
1.Слово учителя
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся в буквальном смысле слова объять необъятное, потому что именно таковой является поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Без преувеличения можно сказать, что перед нами целый мир. Вселенная, заключенная в этой маленькой книге. А чтобы нам с вами не потеряться в этой бесконечности, мы будем придерживаться плана, который вы видите на доске.
Итак, давайте рассмотрим 1-й пункт и скажем, что мы говорили о сатире.
(Обращение к толковому словарю Ожегова, литературоведческому и энциклопедическим словарям).
Сатира - это уничтожающая критика пороков окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключен в эпиграфе к нашему уроку (читаем).
Так над чем же смеется, что критикует Гоголь в своей поэме? На этот вопрос нам поможет 2-й пункт нашего плана.
2.Вопрос: В чем главный урок Гоголя для вашего возраста? Говорю «для вашего возраста», потому что у всех русских классиков есть свои уроки для каждого периода жизни (Обычные варианты ответов: не болтать по пустякам, стараться, чтобы слово не расходилось с делом, не злословить, остерегаться пошлости и пр.).
Слово учителя
Вот прозвучало слово, которого я ждала – «пошлость». Напомните, что оно обозначает? (Низкий, вульгарный, недостойный…).А какое слово является его антонимом? (Высокий, возвышенный…).
Я нарисую на доске две точки: нижняя точка – это, как вы понимаете, «пошлость», верхняя – «возвышенное, прекрасное». Между ними черта, которая обозначает путь человека, нормальное, обычное его поведение.
Как вы думаете, вот из этого среднего положения, куда легче дойти? (Ребята дают однозначный ответ: скатиться всегда легче, чем подняться. Восхождение требует гораздо больших затрат времени, сил, работы тела, ума, сердца).
Вот вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя, а чтобы однажды, взглянув в зеркало, не увидеть свое «оскотинившее лицо», надо много работать над собой, уметь видеть в обыденном – необыкновенное, в земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему. Вы скажете: « Мы это знаем, сколько раз нам это говорили!» Но тут начинается самое интересное: Гоголь, писатель-провидец, как бы предчувствует это наше восклицание и говорит, напрямую обращаясь к нам с вами. Давайте найдем и прочитаем лирическое отступление, которое, возможно, осталось вне вашего внимания.
«Много свершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь… Но мимо его в глухой темноте текли люди… Умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи… Видит теперь все ясно текущее поколение, смеется над неразумием своих предков… и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки»(т.1,гл.10).
Горько звучат эти слова, но есть в поэме и обнадеживающее напутствие, и вы его знаете. Какое? (Учащиеся находят в тексте)
«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!»
3. Дискуссия с учащимися
Н.В.Гоголь, как не раз отмечалось, - это следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей литературы. Без него немыслимы ни Салтыков-Щедрин, ни Достоевский, ни Чехов… Герои и идеи Гоголя перекочевали и расселились у писателей – сатириков начала 20 века, как у себя дома (произведения Зощенко, Ильфа и Петрова, Булгакова).Хотя гоголевские образы претерпели фантастические изменения, суть осталась та же. На очень печальной ноте заканчивается это новое похождение Чичикова. Попробуйте объяснить эту интонацию.(Конечный вариант ответа: пока есть условия, будут жить и чичиковы, и ноздревы… Где «служат лицам, а не делу», где льстят и угодничают, там всегда будут те же самые «звериные морды», вместо человеческих лиц).
4. Работа над сочинением.
Каким предстаёт в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?
Каково отношение автора к чиновникам губернского города в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?
Каково отношение автора к главному герою поэмы «Мёртвые души»?
В чем смысл названия произведения Н. В. Гоголя «Мертвые души»?
Почему афера Чичикова с мёртвыми душами закончилась разоблачением? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
Каковы, с Вашей точки зрения, положительные и отрицательные черты личности Чичикова? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»)
Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова?
5.Домашнее задание дописать сочинение