СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению по роману Достоевского "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материала могут быть использваны и к итоговому сочинению в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению по роману Достоевского "Преступление и наказание"»

 «Преступление и наказание » Подготовка к сочинению

«Преступление и наказание »

Подготовка к сочинению

ХХ век - под знаком Достоевского… И.Глазунов

ХХ век - под знаком Достоевского…

И.Глазунов

Темы сочинений 1.Соня Мармеладова и Раскольников. 2. Теория Раскольникова, её проверка и опровержение. 3.  Мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». 4.  Преступление и наказание Раскольникова. 5. «Правда» Сони и «правда» Раскольникова. 6.Что может привести человека к бесчестному поступку? 7.В чём различие между ошибкой и преступлением? 8.Является ли разница характеров препятствием для дружбы? 9. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости? 10.Возможно ли счастье, построенное на несчастье других? 11.Суть теории Раскольникова в романе

Темы сочинений

1.Соня Мармеладова и Раскольников.

2. Теория Раскольникова, её проверка и опровержение.

3. Мир «униженных и оскорблённых» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

4. Преступление и наказание Раскольникова.

5. «Правда» Сони и «правда» Раскольникова.

6.Что может привести человека к бесчестному поступку?

7.В чём различие между ошибкой и преступлением?

8.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?

9. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?

10.Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

11.Суть теории Раскольникова в романе "Преступление и наказание«. (Смысл, идея, сущность.)

Цитаты В беду попадают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням.  (А. А. Бестужев-Марлинский). Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. (А. С. Пушкин) Он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало втягивать. (Ф. М. Достоевский) Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика. (Ф. М. Достоевский) Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. (Ф. Вольтер) Всякая идея для своего успеха нуждается в жертвах; из житейской борьбы никто не выходит незапятнанным. (Ж. Ренан) Преступление и наказание растут на одном стебле. (Р. Эмерсон) Если человек другого равнодушно убивает, то, значит, он в себе уже убил все человеческое. (Сае) Преступление доводит. преступника до душевного ада. (В. Набоков) Самое жестокое наказание то, которое вызывает искреннее раскаяние. (Э. Севрус) Я себя убил, а не старушонку! (Ф. М. Достоевский)

Цитаты

В беду попадают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням.

(А. А. Бестужев-Марлинский).

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно. (А. С. Пушкин)

Он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало втягивать.

(Ф. М. Достоевский)

Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика. (Ф. М. Достоевский)

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны. (Ф. Вольтер)

Всякая идея для своего успеха нуждается в жертвах; из житейской борьбы никто не выходит незапятнанным. (Ж. Ренан)

Преступление и наказание растут на одном стебле. (Р. Эмерсон)

Если человек другого равнодушно убивает, то, значит, он в себе уже убил все человеческое. (Сае)

Преступление доводит. преступника до душевного ада. (В. Набоков)

Самое жестокое наказание то, которое вызывает искреннее раскаяние. (Э. Севрус)

Я себя убил, а не старушонку! (Ф. М. Достоевский)

Соня Мармеладова и Раскольников. (Материалы)   1.Судьба Сони Мармеладовой (часть 1, гл.2 - исповедь Мармеладова; часть 3, гл.3 – 1-я встреча Сони с Раскольниковым; часть 4, гл.4 – Раскольников у Сони). 2.Признание (часть 5, гл.4 – второе посещение Раскольниковым Сони) 3.Смиряется ли Раскольников? (часть 6, гл.6 – прощание с родными; часть 6, гл.8 – раскаяние. Чем вызвано решение признаться? Как сам герой понимает возможность смириться и смиряется ли?) 4.Итоги. Эпилог, гл.2 – возрождение надежд. Как Достоевский отвечает на вопрос: «Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?» Вывод: Раскольников живёт разумом, не принимает жизнь такой, какая она есть, протестует, поэтому вступает на путь насилия. Соня же руководствуется чувством – выбирает путь насилия над собой, то есть самопожертвование, кротость, готовность подчиняться обстоятельствам.

Соня Мармеладова и Раскольников. (Материалы)

1.Судьба Сони Мармеладовой (часть 1, гл.2 - исповедь Мармеладова; часть 3, гл.3 –

1-я встреча Сони с Раскольниковым; часть 4, гл.4 – Раскольников у Сони).

2.Признание (часть 5, гл.4 – второе посещение Раскольниковым Сони)

3.Смиряется ли Раскольников? (часть 6, гл.6 – прощание с родными; часть 6, гл.8 – раскаяние. Чем вызвано решение признаться? Как сам герой понимает возможность смириться и смиряется ли?)

4.Итоги. Эпилог, гл.2 – возрождение надежд.

Как Достоевский отвечает на вопрос: «Как уничтожить зло на земле? Где путь к человеческому братству?»

Вывод: Раскольников живёт разумом, не принимает жизнь такой, какая она есть, протестует, поэтому вступает на путь насилия. Соня же руководствуется чувством – выбирает путь насилия над собой, то есть самопожертвование, кротость, готовность подчиняться обстоятельствам.

Теория Раскольникова, её проверка и опровержение Вступление . Главный герой. Портрет, героя, условия жизни, психология. Главная часть. Повод к написанию статьи о преступлении во имя великой идеи, «спасительной для  человечества»: социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик. Сущность теории, изложенной в статье. Стремление стать «сильным мира сего», кому «всё дозволено». Невольное сближение в мыслях, по теории, с Лужиным и Свидригайловым. 5. Несовместимость теории с жизнью (размышления о матери, Дуне, Соне и Лужине,  Свидригайлове) Муки совести – наказание за убийство. Крах теории. 4-й сон Раскольникова («Смирись, гордый человек!» Только любовь к  ближнему способна победить зло. «Не убий!» - такова позиция Достоевского, такова  идея романа.) III. Заключение. Судьба героя и позиция Достоевского. Моё отношение к позиции писателя.

Теория Раскольникова, её проверка и опровержение

Вступление .

Главный герой. Портрет, героя, условия жизни, психология.

Главная часть.

Повод к написанию статьи о преступлении во имя великой идеи, «спасительной для человечества»: социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик.

Сущность теории, изложенной в статье.

Стремление стать «сильным мира сего», кому «всё дозволено».

Невольное сближение в мыслях, по теории, с Лужиным и Свидригайловым.

5. Несовместимость теории с жизнью (размышления о матери, Дуне, Соне и Лужине, Свидригайлове)

Муки совести – наказание за убийство.

Крах теории. 4-й сон Раскольникова («Смирись, гордый человек!» Только любовь к ближнему способна победить зло. «Не убий!» - такова позиция Достоевского, такова идея романа.)

III. Заключение.

Судьба героя и позиция Достоевского. Моё отношение к позиции писателя.

Мир униженных и оскорблённых в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

I. Вступление. «Маленькие люди» в русской реалистической литературе XIX века

(А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Шинель»).

II. 1. Изображение в романе жизни петербургской бедноты:

а) типичность и безысходность жизни семьи Мармеладовых;

б) нищенское существование студента Родиона Раскольникова;

в) зависимое и униженное положение матери и сестры Родиона.

2.Трагедии униженных и оскорблённых – порождение русской жизни:

а) страшный образ «жёлтого» Петербурга в романе;

б) формы протеста «маленьких людей» против давления жизни. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.

III.  Мир насилия и грабителей в романе:

а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;

б) мир Лужина и Свидригайлова.

IV. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Естественное состояние человека и человечества - единение, братство и любовь. В романе звучит призыв автора к людям соединиться «в добром и хорошем», вера в то, что добро неуничтожимо в мире, что оно дано человеку изначально, заложено в нем  самом.

Теория идеи Раскольникова и её крах

I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.

II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?

1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:

а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;

б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.

2. Наказание Раскольникова за преступление

а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;

б) смерть матери;

в) всенародное осмеяние и осуждение;

г) каторга - юридическое наказание и очистительное страдание.

3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?

а) Раскольников в оценке положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони;

в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?

г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.

III. «Я хотел Наполеоном сделаться… ». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.

Преступление и наказание Родиона Раскольникова   1 . Введение. Развенчание индивидуализма как одна из основных проблем романа Достоевского. 2. Теория Раскольникова: а) возмущение социальным неравенством; б) разделение человечества на «право имеющих» и «тварей дрожащих»; в) проверка теории «экспериментом». 3. Конфликт антигуманистической и антихристианской теории и жизни: а) нравственные последствия преступления (муки совести, отторжение от людей, невозможность вести нормальную жизнь); б) признание Раскольникова – еще не признание своей вины; в) влияние Сони на Раскольникова; г) возрождение любви к людям и веры – залог воскресения героя. 4. Заключение. «Преступление и наказание» как идеологический роман.  

Преступление и наказание Родиона Раскольникова

1 . Введение. Развенчание индивидуализма как одна из основных проблем романа Достоевского.

2. Теория Раскольникова:

а) возмущение социальным неравенством;

б) разделение человечества на «право имеющих» и «тварей дрожащих»;

в) проверка теории «экспериментом».

3. Конфликт антигуманистической и антихристианской теории и жизни:

а) нравственные последствия преступления (муки совести, отторжение от людей, невозможность вести нормальную жизнь);

б) признание Раскольникова – еще не признание своей вины;

в) влияние Сони на Раскольникова;

г) возрождение любви к людям и веры – залог воскресения героя.

4. Заключение. «Преступление и наказание» как идеологический роман.

 

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

  • I. Вступление. Соня и Раскольников — герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и несправедливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.
  • II. Основная часть
  • 1. Но в то же время Соня и Раскольников — идейные антиподы. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня — путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответствен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться искупить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль — не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры — она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а отчасти потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека).

2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольникова ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действительно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольникова в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонечка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек — не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие — нравственное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что никакой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольникова — «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» — Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

III. Заключение. Достоевский дает спорящим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а одна «правда» — с другой.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!