СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (15.3 ОГЭ).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  может быть использован учителем русского язхыка при подготовке обучающихся 9 класса к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. 

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (15.3 ОГЭ).»

Урок русского языка в 9-м классе.

Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту (15.3 ОГЭ).


Цели урока:

общеобразовательные: научиться правильно понимать исходный текст; уметь отбирать материал, необходимый для написания сочинения;

развивающая: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся;

воспитательная: формирование представлений об общечеловеческих ценностях.


Задачи урока:

1) проанализировать текст публицистического стиля с точки зрения стиля, типа и жанра речи;

2) определить тему, идею, проблему текста;

3) уметь находить авторскую позицию;

4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы.


Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, таблица “Аргументы”, печатные листы с текстом К.Г. Шахназарова, карточки с афоризмами, «Толковый словарь» С.И. Ожегова.


Ход урока.

I. Организационный момент. Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята!

Я рада вас видеть. Слайд 2.

Сегодня на нашем уроке развития речи предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту: учиться понимать текст, извлекать необходимую информацию, необходимую для написания сочинения-рассуждения 15.3 в рамках подготовки к ОГЭ Слайд 2.

Сегодня на уроке мы попробуем выработать алгоритмы работы, которые помогут справиться с сочинением.


Мне бы очень хотелось, прежде чем приступить к нашему занятию, прочитать вам одно стихотворение, которое, на мой взгляд, будет очень кстати к теме нашего урока:


Откинув время повседневности,


В ночной целительной глуши


Перебираю драгоценности,


Хранимые на дне души.


Их у меня не так уж много,


Но больше и не надо мне.


При подведении итогов


Они не падают в цене!


- Ребята, а что же это за драгоценности? Как вы понимаете это слово?

(Это представления человека о самом важном в жизни, о жизненных ценностях, о том, что задает вектор нашему существованию).


Слайд 3.

3.Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (текст выбран из открытого банка заданий ФИПИ.)

Выразительное чтение текста учителем.


(1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:


– (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.


(8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.


(10)Он хлопнул меня по плечу:


– (11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо общаться!


(13)Одна интересная дама повернулась ко мне:


– (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.


– (18)Это у них называется «балдеет», – радостно сообщил один из гостей.


– (19)Дух противоречия, – убеждённо сказал другой.


– (20)А по-моему, – заявил подтянутый мужчина, – всё дело в избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.


– (22)О-о, это старая песня, – засмеялась дама. – (23)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо!


– (25)Наверное, глупо, – согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то добавить, но замешкался.


(27)Семён Петрович решил переменить тему:


– (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?


– (29)Это будет прекрасно, – томно сказала пожилая дама.


(30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:


– (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского...


– (32)Значит, «Соловья»? – спросила Катя.


(33)Она мягко коснулась пальцами клавиш – нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском:


– (35)Соловей мой, соловей,


Чтоб ты сдох, Бармалей!..


– (36)Что? – растерянно пробормотала мама.


(37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:


– (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости – тут я со своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!..


(41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.


(По К.Г. Шахназарову)* (справка учителя об авторе и его фильме «Курьер») Слайд 3


  • Шахназаров Карен Георгиевич (род. в 1952 г.) – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.


- Каково ваше мнение о тексте? Заинтересовал? Вывел на размышления?...


-Теперь прочитаем задание 3 к тексту:

Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.


Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.


Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


- Итак: запишите число. Тема нашего урока – Подготовка к сочинению – рассуждению. «Жизненные ценности».


2. Этап актуализации знаний.

- Я предлагаю вам подумать над словом ценности.

- Что такое ценности?

- Какие ассоциации возникают у вас?

Запишите на доске в порядке убывания те жизненные ценности, которые, на ваш взгляд, необходимы для большинства людей.

- Какое толкование слова ценность дается в словаре Ожегова С.И.? Согласны ли вы с таким толкованием? Слайд 4.

-и, ж. 1. см. ценный. 2. Цена (в 1 знач.), стоимость. Картина большой ценности. 3. чего. Важность, значение. В чем ц. этого предложения? Большая ц. работы. 4. обычно мн. Ценный предмет, явление. Хранение ценностей. Культурные ценности. Духовные ценности. Материальные ценности (все то, что имеет денежную цену). || прил. ценностный, -ая" -ое (ко 2 знач.; спец.).

Комментарий учителя о жизненных ценностях.


3. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.


Слайд 5

1. Повторение теоретических знаний о тексте

Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось бы напомнить вам основные признаки текста (информативность, завершённость, связность, цельность, стилевое единство).

(Повторяем каждый признак)

- Заметьте; один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам). Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.


Стиль, тип речи: (художественный, повествование).


Давайте определим тему текста, его идею.

- О чём этот текст? Озаглавьте его.

Актуальна ли тема? В чем её актуальность?

-Какие вопросы волнуют автора?

-Имеют ли место быть эти вопросы сегодня?

- С какой целью написан автором текст?

- Найдите кульминационный момент текста, прокомментируйте его значимость.

- Как нравственное понятие «жизненные ценности» отражается в содержании текста.

- Давайте снова обратимся к тексту и выделим ключевые моменты.


4. Работа по написанию сочинения-рассуждения

А).Формулировка этического понятия

- Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо вспомнить структуру сочинения-рассуждения Слайд 6.

Композиция сочинения-рассуждения


1. Вступление. Тезис.

Формулировка определения и комментарий к нему.

2. Основная часть. Доказательства.

Два примера-аргумента.

3. Заключение. Вывод.


Каждая часть сочинения пишется с красной строки.


В сочинении 15.3. может быть четыре абзаца.

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;

2 абзац – аргумент из исходного текста;

3 абзац – аргумент из жизненного опыта;

4 абзац – вывод.

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию!


И первый наш шаг – Слайд 7- дать толкование понятия «жизненные ценности», применив возможные варианты для начала сочинения.

Как начать?

-Дать толкование слова.

-Начать с вопроса и ответа на данный вопрос.

-Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия

-Начать с чьего - либо высказывания и его комментирования


.Составление комментария к определению .

- Следующий шаг. Комментарий … Давайте вспомним, что такое комментарий?

Справка. Прокомментировать – значит показать степень понимания данного вами определения.

- Все! Мы определение понятия прокомментировали одним-двумя предложениями. Запишем комментарий в тетрадь.


Б). Аргументация Слайд 8

Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: подобрать 2 аргумента, доказывающих справедливость понятия «жизненные ценности». Один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.


Как связать вступление и аргументы? Слайд 8

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями: Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения

Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия


Как ввести в сочинение аргументы Слайд 9

Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится. Возможно, что ты придумаешь что-то своё.

Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)

Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.

Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.

Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт.


Давайте определим, какие аргументы можно считать жизненным опытом? Слайд 10.

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать.


В). Как можно завершить сочинение? Слайды 11-12

Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что…

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что…

Всё сказанное убеждает нас в том, что …


Работа с афоризмами.

- В качестве вступления, как было отмечено выше, нам могут послужить афоризмы.

- Что такое афоризм? (Краткое выразительное изречение.)

Слайд 13. Задание: прочитайте афоризм. (Люк де Клапье Воверанг, французский мыслитель 18 века). Обсудите его. Как вы понимаете его смысл? Согласны ли вы с выраженными в нем мыслями о жизненных ценностях?


5. Подведение итогов урока

Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения.

Рефлексия. Ребята, скажите, пожалуйста, дал ли вам этот урок полезную информацию для написания сочинения-рассуждения по заданию 15.3?

Домашнее задание. Слайд 14

- Дома вы, пользуясь подготовленными материалами, должны написать сочинение-рассуждение по данному тексту.


6. Заключительное слово

А закончить сегодняшний урок хотелось бы притчей назидательного характера «О двух волках».


Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


- А кого кормите вы? Стоит задуматься…

В этой маленькой притче заключена большая истина!


Я думаю, что сегодняшний наш урок дал вам представление о значимости жизненных ориентиров и стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!