Знакомство со структурой итогового собеседования по русскому языку в 9 классе
Презентацию подготовила:
учитель русского языка и литературы Махнева Елена Михайловна,
МБОУ «СОШ №34», г.БИЙСК, Алтайский край
Итоговое собеседование является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20. Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов. На проведение итогового собеседования с одним участником итогового собеседования отводится примерно 15-16 минут.
Задание №1. Чтение текста вслух.
Задание №1. Чтение текста вслух.
- Читайте текст не слишком быстро и не слишком медленно. Научитесь укладываться в 2 минуты.
- Читайте чётко, плавно, не пропускайте слова, не «проглатывайте» окончания.
- Помните, что во время собеседования производится аудиозапись, поэтому читайте достаточно громко.
- Обращайте внимание на знаки препинания в конце предложения. Соблюдайте правильную интонацию.
- Обращайте внимание на знаки препинания внутри предложения.
- На месте запятых, точек с запятой, тире, двоеточий делаются паузы.
Задание №1. Чтение текста вслух.
- Соблюдайте интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
- Между абзацами делайте более длительные паузы.
- Чтобы случайно не пропустить слово или не перескочить через строчку, водите по тексту пальцем или карандашом (ручкой).
- Если в тексте встретилась аббревиатура, расшифровывать её не надо.
- Если в тексте встретились инициалы, то можно их расшифровать (если точно знаете имя и отчество человека) или пропустить и прочитать только одну фамилию.
- Правильно произносите слова, в которых в тексте поставлены ударения.
Задание №2.Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Задание №2.Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Перескажите прочитанный Вами текст о ….., включив в пересказ слова ……..:
«……………………………………………………………………….».
Подумайте, где лучше использовать слова………… в пересказе.
Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задание №2.Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Подготовка к пересказу
- При подготовке ко второму заданию (пересказу) прочитайте текст ещё раз. Во время чтения выписывайте на специальный бланк, выданный учителем-собеседником, подчёркнутые ранее ключевые слова.
- Запомните структуру текста (расположение микротем, главных мыслей). Имейте в виду, что структура всех текстов на итоговом собеседовании примерно одинаковая. Держите это в голове при пересказе.
- 3. Прочитайте цитату. Обратите внимание на то, кому принадлежит высказывание: самому герою текста или другому лицу. Внимательно прочитайте его фамилию.
- 4.Подумайте, в какую часть текста это высказывание подходит по смыслу и логике. Сделайте об этом пометку в своих записях.
- 5.Подумайте, каким из способов вы включите цитату в пересказ.
- 6.Перескажите текст с опорой на записи. Не спешите. Старайтесь правильно строить предложения и произносить слова. Если что-то забыли, не останавливайтесь, пропустите и рассказывайте дальше. Не забудьте про цитату.
Задание №2.Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Способы включения цитаты в пересказ
1. Прямое цитирование (дословная передача слов)
Клише (самый простой вариант, который вы точно не забудете):
ФИО говорил: «Цитата».
Недаром ФИО утверждал: «Цитата».
Заслуги (ФИО героя текста в родительном падеже) подтверждают слова ФИО (того, кому принадлежит высказывание): «Цитата».
«Цитата», — так говорил об этом человеке ФИО.
Сам ФИО (героя текста) говорил следующее: «Цитата».
2. Косвенное цитирование (при помощи сложноподчинённых предложений)
ФИО говорил, что…
ФИО утверждал, что…
Задание №2.Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Совет 1
- Лучше использовать прямое цитирование, чтобы избежать речевых и грамматических ошибок!
Совет 2
- Если вы забыли включить высказывание во время пересказа (а такое нередко случается от волнения) и вспомнили о нём только тогда, когда пересказали текст полностью, не расстраивайтесь и произнесите цитату в конце.
- Вам могут не дать балл по критерию П3 («Работа с высказыванием»), зато вы не потеряете балл по критерию П4 («Способы цитирования»).
Монолог и диалог
Часть 2
Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Минимальный объём высказывания – 10 фраз. Больше лучше, но необходимо уложиться во временной лимит – 3 минуты. Если рассказ будет слишком долгим, то вас прервут и перейдут к диалогу. Если высказывание окажется слишком коротким, то экзаменатор может начать задавать наводящие вопросы. На подготовку даётся всего 1 минута.
Задание 3.Выберите одну из предложенных тем беседы:
- Совет 1 : Не загадывайте заранее, какую тему вы будете брать. Исходите из ситуации. Может быть, вам попадется интересная фотография, а может, проблемный вопрос покажется очень легким. Главное – не берите то, в чём совсем не уверены.
- Совет 2 : Читайте подсказки, данные в карточках. Это позволит не потеряться и не уйти в сторону во время монолога. При этом не обязательно давать ответы на все данные там вопросы. Во время подготовки можно галочками отметить самые важные их них, а потом подсматривать в карточку.
- ТЕМА 1. Музей (на основе описания фотографии)
ТЕМА 2. Экскурсия (повествование на основе жизненного опыта)
ТЕМА 3. Какого человека можно назвать настоящим другом? (Рассуждение по поставленному вопросу)
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Не забудьте описать:
Кто изображен на фотографии; место действия, внешний вид людей;
чем они заняты; какое настроение у детей на фотографии.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.
Описание фотографии
- 1. Передо мной интересная фотография.
- 2. На ней изображен(а)…………..
- 3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.
- 4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)
- 5. На переднем плане мы видим….
- 6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).
- 7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …
- 8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)
- 9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).
- 10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.
Описание фотографии
Совет : Описывая фотографию, обращайте внимание на композицию, то есть передний и задний план, на цветовую гамму, на действия героев (их позы), на передаваемое снимком настроение и важные детали.
- В конце можно сказать о задаче автора снимка или о том, какие эмоции он у вас вызывает.
Тема 2. Экскурсия
Расскажите об экскурсии, которая произвела на вас впечатление.
Не забудьте рассказать:
- Когда состоялась экскурсия? Куда вы ходили?
- Кто организовывал экскурсию?
- Чем вам была интересна/ полезна экскурсия?
- Вы могли бы порекомендовать друзьям эту экскурсию? Почему?
У вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Тема 2.Экскурсия.
- Рассказывая о случае из своей жизни (тема 2), не пытайтесь ничего придумывать.
- Это может вас запутать или заставить запнуться в самый неподходящий момент.
- Будьте эмоциональнее.
- Когда вы делитесь собственной историей, в ней не может быть правильных или неправильных моментов, деталей.
- Главное, чтобы рассказ был логичным и содержательным.
Рассказ на заданную тему
Расскажите об экскурсии, которая произвела на вас впечатление.
Не забудьте рассказать:
- Когда состоялась экскурсия? Куда вы ходили?
- Кто организовывал экскурсию?
- Чем вам была интересна/ полезна экскурсия?
- Вы могли бы порекомендовать друзьям эту экскурсию? Почему?
- 1. Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….
- 2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).
- 3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).
- 4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).
- 5. И вот наступил долгожданный день.
- 6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..
- 7. Кроме того, мы увидели ….
- 8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….
- 9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……
- 10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.
Тема 3.
Какого человека можно назвать настоящим другом?
Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:
Что значит дружба?
- Почему не каждого знакомого человека можно назвать другом?
- Есть ли у Вас настоящие друзья?
- У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.
Тема 3.
Тема 3.Рассуждение на заданную тему
- 1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.
- 2. (Произнести заданную для монолога тему).
- 3. Попробую изложить свою точку зрения.
- 4. Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).
- 5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).
- 6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…
- 7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…
- 8. Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).
- 9. (Ответ на последний вопрос)
- 10. Таким образом, (сделать общий вывод).
- Какого человека можно назвать настоящим другом?
- Не забудьте дать ответы на следующие вопросы: Что значит дружба?
- Почему не каждого знакомого человека можно назвать другом?
- Есть ли у Вас настоящие друзья?
Задание №4.Диалог.
Готовимся к диалогу
- Тема — соответствует теме выбранного монологического высказывания.
- Диалог проводит учитель-собеседник: задаёт 3 вопроса, предложенных в КИМ (вопросов может быть больше, и они могут отличаться от тех, что заданы в КИМ).
- Время на подготовку — 0 минут.
- Время на диалог — до 3-х минут.
Задание №4.Диалог .
Задание №4.Диалог .
- Внимательно выслушивайте вопросы учителя-собеседника, в том числе и дополнительные. Скорее всего, он постарается вам помочь, задавая наводящий или уточняющий вопрос.
- На вопросы учителя-собеседника давайте полные, развёрнутые ответы, состоящие из 2 – 4 предложений.
- Не бойтесь дать «неправильный» ответ. Ваша задача — высказать свою точку зрения, обозначить собственную позицию.
- Помните, что недостаточно просто высказать мысль — её нужно доказать (обосновать, привести пример из личного опыта).
- Будьте максимально искренни. Говорите только о том, что было на самом деле.
- Проявляйте положительные эмоции, улыбайтесь, помогайте себе жестами и мимикой.
- Старайтесь правильно употреблять слова, ставить ударения, строить предложения.
- Говорите достаточно громко, чётко, не «глотайте» окончания, не спешите, но и не делайте слишком больших пауз. Если какой-то вопрос поставил вас в тупик, скажите: «Я затрудняюсь ответить на этот вопрос».
Задание №4.Диалог
- Речевые клише для диалога
- Я думаю, что…
- Я считаю, …
- Как мне кажется, …
- По-моему, …
- По моему мнению, ...
- По-видимому, …
- Следовательно, …
- Итак, …
- Таким образом, …
- Например, ...
Задание №4.Диалог
Диалог с экзаменатором
- Это единственная часть итогового собеседования, которая проводится без подготовки. Отвечать на вопросы нужно сразу. Это совсем не страшно, если внимательно слушать вопрос и давать прямые ответы.
- Совет 1 : Постарайтесь сконцентрироваться и понять вопрос. Но если вдруг вы отвлеклись или не услышали его, можно попросить экзаменатора повторить вопрос. Если совсем не знаете, что отвечать, это также поможет выиграть время.
- Совет 2 : Не давайте односложных ответов: «Да» или «Нет». Сразу постарайтесь развёрнуто донести свою точку зрения. Хорошим считается ответ объёмом от 2 до 4 предложений. А построение может быть примерно таким: «Я согласна с этим, потому что…». «Нет, для меня это непривычно/ я так не считаю, ведь…».
- Совет 3 : Помните, что в вопросе всегда содержится информация, с которой можно начать ответ. Пример: «Как часто Вы посещаете библиотеку и какие книги выбираете?» Ответ: «Я посещаю библиотеку довольно часто, особенно школьную. В основном я выбираю книги необходимые мне для уроков литературы или истории, но могу попросить библиотекаря посоветовать мне интересную приключенческую книгу».
Желаю удачи на экзамене!
Интернет-источники
- https:// catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613503780_28-p-russkii-yazik-fon-dlya-prezentatsii-nachal-30.png - рамка
- https://rustutors.ru /
- https:// i.ytimg.com/vi/R6YK5Qhmhsc/maxresdefault.jpg
- https:// rustutors.ru/uploads/posts/2021-12/medium/1639767982_21.jpg