Подготовка к ВПР 7 класс
Задания 8. Применение пунктуационных умений
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
Распознавание предложения и мест расстановки запятых | |
Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания | 2 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущена одна ошибка | 1 |
Правильно определено предложение, при расстановке знаков препинания допущены две ошибки или более. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков | |
Верно обоснован выбор предложения: названы два пунктуационных отрезка | 1 |
Верно назван только один из пунктуационных отрезков. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1. Задание 8.
1) Родник весело зазвенел вырвавшись из тёмных глубин земли.
2) Запел хрустальную песенку родник обрадованный человеческой заботой.
3) Выпив родниковой воды усталые путники сели на мягкий ковёр травы.
4) Друзья вы делаете доброе дело помогая обустроить место вокруг родника.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и мест расстановки запятых: Друзья, вы делаете доброе дело, помогая обустроить место вокруг родника;
2) обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: это предложение с обращением и деепричастным оборотом.
ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.
Обоснование выбора предложения может быть сформулировано иначе.
2. Задание 8.
1) Мы замолчали опасаясь нового всплеска гнева.
2) Дружки свернули с дороги и пошли к лесу оглядываясь по сторонам.
3) Михаил куда ты дел конфеты купленные мамой?
4) Стихает гул прекращающегося дождя и небо проясняется.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: Михаил, куда ты дел конфеты, купленные мамой?
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: Первая запятая при обращении, вторая запятая выделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
3. Задание 8.
1) Через леса поля и степи к стройкам идут поезда гружённые оборудованием и машинами.
2) Снявшиеся с якоря мелкие суда уходили в дозор.
3) Распустившиеся волокна ковыля при лёгком дуновении ветерка колеблются и струятся слегка серебристою зыбью.
4) Пылает земля покрытая опалённой травою.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: Через леса, поля и степи к стройкам идут поезда, гружённые оборудованием и машинами.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между однородными обстоятельствами, вторая запятая выделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
4. Задание 8.
1) Старик заплакал прощаясь со мной.
2) Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха.
3) Растаяв на солнышке снег превращается в стремительные бурные потоки воды.
4) Ходил Калиныч нескоро но большими шагами.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: растаяв на солнышке, снег превращается в стремительные, бурные потоки воды.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастный оборот, вторая запятая между однородными определениями
5. Задание 8.
1) Окружённый со всех сторон русской армией неприятель продолжал защищаться.
2) Каждый листик был густо усыпан беловатыми каплями воды ещё не выпитыми солнцем.
3) Когда ты Света планируешь собираться в дорогу ведь времени осталось мало?
4) И пока он так говорил большая птица низко пролетела над кустом громко вскрикнув.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: и пока он так говорил, большая птица низко пролетела над кустом, громко вскрикнув.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между основами в сложном предложении, вторая запятая выделяет деепричастный оборот.
6. Задание 8.
1) Белые медведи отлично плавают при этом развивая скорость до десяти километров в час.
2) Камень упал на лёд и плотицы метнулись в глубину блеснув чешуёй.
3) Падая самолёт задел верхушки сосен.
4) Узнав об этом от людей Митраша и Настя стали собираться за клюквой.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: камень упал на лёд, и плотицы метнулись в глубину, блеснув чешуёй.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между основами в сложном предложении, вторая запятая выделяет деепричастный оборот.
7. Задание 8 .
1) Природа настораживается лишь сильные порывы ветра с каждым разом усиливаясь готовы сорвать ветви с макушек деревьев на своём пути.
2) Сначала обожжённые изделия покрывают белилами смешивая мел и молоко.
3) Знакомы ли вам небольшие фигурки вылепленные из глины и раскрашенные яркими красками?
4) И снова жизнь летнего леса оживает птицы радостно щебечут приветствуя весну.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: и снова жизнь летнего леса оживает, птицы радостно щебечут, приветствуя весну.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между частями в сложном предложении, вторая запятая выделяет деепричастный оборот.
8. Задание 8 .
1) Эти иллюстрации раздвигали передо мной землю всё шире и шире украшая её сказочными городами показывая мне высокие горы красивые берега морей.
2) Обе собаки также вскочили в кружок света и тотчас сели высунув красные языки.
3) Куда ты тропинка зовущая вдаль меня заведёшь??
4) Отступает осень а зима вступает в свои права становясь полноправной хозяйкой.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: отступает осень, а зима вступает в свои права, становясь полноправной хозяйкой.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между частями в сложном предложении, вторая запятая выделяет деепричастный оборот.
9. Задание 8.
1) Чувствуя близкий конец скитаний Алексей пополз не жалея сил не отдыхая.
2) Тишину вспугнув тревожную в чутко дремлющем бору бродят лоси осторожные гложут горькую кору.
3) Сквозь полог сосновых игл которыми была усыпана почва пробились яркие папоротники тесно раскинувшиеся причудливой бахромой.
4) Вьется речка небольшая средь полей и рощ петляя.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: тишину вспугнув тревожную в чутко дремлющем бору, бродят лоси осторожные, гложут горькую кору.
ИЛИ возможен другой вариант: тишину вспугнув тревожную, в чутко дремлющем бору бродят лоси осторожные, гложут горькую кору.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастный оборот, вторая запятая между однородными сказуемыми.
10. Задание 8.
1) Марья Дмитриевна приняла вид достойный и несколько обиженный.
2) Кровля от тяжести давившей её когда-то соломы сползла наперёд и грозила ежеминутным падением.
3) Я подкрался незаметно отвязал коня и вскочив на него стремглав помчался к деревне.
4) Спустились сумерки окутав полумраком поля лес и речку.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: спустились сумерки, окутав полумраком поля, лес и речку.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастный оборот, вторая запятая между однородными членами.
11. Задание 8 .
1) Ещё малолюдны были поля но гудение тракторов отчётливо доносившееся в утренней тишине сообщало о приближавшейся весне.
2) Отъехав шагов триста он остановил запыхавшуюся лошадь и стал прислушиваться.
3) В результате в одних местах появились скалистые горы а в других образовались глубокие впадины заполнившиеся водой.
4) Самая большая река впадающая в Байкал это Селенга берущая своё начало в далёкой Монголии а затем река Баргузин.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: в результате в одних местах появились скалистые горы, а в других образовались глубокие впадины, заполнившиеся водой.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между основами в сложном предложении; вторая запятая выделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
12. Задание 8 .
1) Все утро она сидела задумавшись.
2) Не люблю когда люди работают спустя рукава.
3) Саша сосредоточенно думает над задачей ведь он сможет пойти гулять только решив её.
4) Повернувшись боком к зеркалу и изогнув назад свою прекрасную обнаженную шею она слегка прищуривая близорукие глаза закалывала в волосы чайную розу.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: Саша сосредоточенно думает над задачей, ведь он сможет пойти гулять, только решив её.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между основами в сложном предложении; вторая запятая выделяет деепричастный оборот.
13. Задание 8 .
1) Наблюдательная Таня бросив на него украдкой несколько взглядов сразу определила про себя что этот мальчик застенчив беден и самолюбив.
2) Не люблю когда люди торопятся делая плохо свою работу.
3) Эти дни бывали днями полной анархии приводившей в отчаяние прислугу.
4) Огромная елка стояла посредине слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: не люблю, когда люди торопятся, делая плохо свою работу.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между основами в сложном предложении; вторая запятая выделяет деепричастный оборот.
14. Задание 8 .
1) Выполняя любую работу старайтесь довести её до конца ребята.
2) Нет ничего интереснее чем занятие любимым делом.
3) Присутствуя на уроке слушайте учителя и старайтесь выполнять все его требования.
4) Дружно цветущие сады вселяли уверенность в окончательном приходе весны.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: выполняя любую работу, старайтесь довести её до конца, ребята.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастный оборот, вторая запятая при обращении.
15. Задание 8 .
1) Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога тянувшаяся к морю от далекого города осталась позади а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море не имеющее границ.
2) Молодая волчица села в снег подняв голову и первый раз в жизни завыла жалобно не спуская глаз с месяца.
3) Волкам было тоскливо они стояли глядя мерцающими глазами на снег.
4) Кое-где на мшарах видны песчаные бугры поросшие сосняком и папоротником.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: волкам было тоскливо, они стояли, глядя мерцающими глазами на снег.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между основами в сложном предложении; вторая запятая выделяет деепричастный оборот.
16. Задание 8 .
1) Сочные щепки летели на росистую траву и легкий треск послышался из-за ударов.
2) Дрогнув всем телом дерево погнулось а потом задрожало.
3) На мгновение все затихло но снова прогнулось дерево наклонилось рухнув макушкой на землю.
4) Лишь верхняя губа его приподнялась сморщившись и обнажая крепкие клыки.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: дрогнув всем телом, дерево погнулось, а потом задрожало.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастие, вторая запятая между однородными сказуемыми.
17. Задание 8 .
1) Произошло что-то странное и довольно неожиданное.
2) Вернувшиеся из отпуска хорошо отдохнули.
3) Неожиданно начался сильный дождь и ватага ребят до того дружно и громко хохотавших бросилась врассыпную.
4) Марина мне нужно уйти не привлекая особого внимания.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: Марина, мне нужно уйти, не привлекая особого внимания.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая при обращении, вторая запятая выделяет деепричастный оборот.
18. Задание 8 .
1) Подъезжая к лесу увидел он соседа своего сидевшего верхом на коне.
2) Мы вернулись домой продрогшие и усталые.
3) На пару часов всё успокоилось но потом забушевало с новой силой.
4) Приподнявшись из-за стола учитель строго смотрел на класс.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: подъезжая к лесу, увидел он соседа своего, сидевшего верхом на коне.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастный оборот, вторая запятая выделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
19. Задание 8 .
1) Каштанка стала обнюхивать тротуар надеясь найти хозяина по запаху его следов.
2) Отдохнув я двинулся в путь.
3) Нельзя читать лёжа.
4) Сидя с удочкой хочется ни о чём серьёзном не думать а полностью погрузиться в мысли о клёве.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: сидя с удочкой, хочется ни о чём серьёзном не думать, а полностью погрузиться в мысли о клёве.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастный оборот, вторая запятая между однородными сказуемыми.
20. Задание 8 .
1) Если акула разгрызая что-то твердое поломает себе зуб вместо сломанного у нее вырастает новый.
2) Элли нашла в домике кусок хлеба и съела его на берегу ручья запивая прозрачной холодной водой.
3) Юные туристы отправляясь в путь помните что на тропе вас могут подстерегать змеи.
4) Аромат цветов победил мощного зверя и он спал широко раскинув лапы в последнем усилии достигнуть спасительного луга.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: аромат цветов победил мощного зверя, и он спал, широко раскинув лапы в последнем усилии достигнуть спасительного луга.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между основами в сложном предложении, вторая запятая выделяет деепричастный оборот.
21. Задание 8 .
1) Собрав последние силы девочка вскарабкалась на спину Льва.
2) Трудно представить себе человека не желающего иметь свой дом.
3) Мы оказались не подготовленными к длительному маршруту.
4) Кувыркаясь Страшила полетел к подножию горы а человечек ловко вскочил на ноги.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: кувыркаясь, Страшила полетел к подножию горы, а человечек ловко вскочил на ноги.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастие, вторая запятая между основами в сложном предложении.
22. Задание 8 .
1) Вдруг послышался сильнейший раскат грома а затем звук напоминающий шипение змеи.
2) Не отрывая глаз Яша смотрел на зарю.
3) То он задавался вопросом почему птицы так красиво летают то его волновал вопрос о происхождении Солнца то задумывался о дальних странах мечтая путешествовать.
4) Они приехали не предупредив.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: вдруг послышался сильнейший раскат грома, а затем звук, напоминающий шипение змеи.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между однородными подлежащими, вторая запятая выделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
23. Задание 8 .
1) Убегая к себе он принимался хлопать ящиками стола.
2) Листва берез висит не шелохнувшись.
3) Искупавшись они стали рассказывать друг другу истории произошедшие с ними за этот год.
4) И потом внезапно разъярившись мчится по всему дому бешено потрясая всеми ставнями и дверьми.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: искупавшись, они стали рассказывать друг другу истории, произошедшие с ними за этот год.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастие, вторая запятая — причастный оборот.
24. Задание 8 .
1) Крикнув собаку охотник быстрыми шагами направился к полянке.
2) Ворча и оглядываясь дед вошёл в комнату подошёл к столу и сел.
3) Мы сломя голову летели к поезду.
4) Егорушка останься в комнате чтобы не попасть под горячую руку деда очень рассерженного из-за выходки ребят.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: ворча и оглядываясь, дед вошёл в комнату, подошёл к столу и сел.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастие, вторая запятая между однородными сказуемыми.
25. Задание 8 .
1) Мы шли по тропинке пересекавшей поле.
2) Поравнявшись с толпой всадник остановился спрыгнул с лошади.
3) Листва берёз висит не шелохнувшись.
4) Щенок выскочил на улицу приветливо помахивая хвостиком но испугавшись нас спрятался под крыльцо.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: поравнявшись с толпой, всадник остановился, спрыгнул с лошади.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастный оборот, вторая запятая при однородных сказуемых.
26. Задание 8 .
1) Дорога шла через огромное поле засеянное яровыми и поворачивая вправо углублялась в лес.
2) Устроившись на сене мы долго смотрели в бездонный зенит наполненный шевелящимися звёздами.
3) Кто-то не спеша шёл по аллее.
4) Там где сражалась не сдаваясь разведка, стоит теперь мемориальная доска.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: устроившись на сене, мы долго смотрели в бездонный зенит, наполненный шевелящимися звёздами.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастный оборот, вторая запятая выделяет причастный оборот, стоящий после определяемого слова.
27. Задание 8 .
1) Собака впервые увидевшая снег радовалась не меньше ребёнка барахтаясь и резвясь зарываясь с сугроб с головой.
2) Брат почистил ананас принесённый вчера мамой.
3) Луна заглядывая в окно словно манила к себе словно спрашивая не хотим ли мы отправиться к далёким неизведанным мирам.
4) Выскочив из зарослей пушистенький зверёк скакал настолько быстро что я догнать не смог.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: выскочив из зарослей, пушистенький зверёк скакал настолько быстро, что я догнать не смог.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастный оборот, вторая запятая между основами в сложном предложении.
28. Задание 8 .
1) Отремонтированная к новому учебному году школа еще пахла краской.
2) Прыгая на одной ноге Маша достигла края дорожки а затем и благополучно пересекла и её.
3) Заснув под монотонное бормотание бабушки ребенок уже не просыпался до утра.
4) Поприветствовав всех гостей мама и бросилась обнимать сестру.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: прыгая на одной ноге, Маша достигла края дорожки, а затем и благополучно пересекла и её.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет деепричастный оборот, вторая запятая ставится между однородными сказуемыми.
29. Задание 8 .
1) Корабельные сосны поваленные ветром лежали через реку над прозрачной водой как будто медные литые мосты.
2) Они ползли медленно грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта.
3) Увидев это представление ребята долго делились впечатлениями.
4) Поезд прошумел через разъезд не сбавляя скорости мимо семафоров и полдюжины домиков неловко прилепившихся почти к самой линии.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая ставится между однородными обстоятельствами, вторая запятая выделяет деепричастный оборот.
30. Задание 8 .
1) Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы а в вышине неподвижно парили огромные ястребы.
2) Родная моя я вернусь как-нибудь на закате остро почувствовав потребность ещё раз увидеть тебя.
3) Часы монотонно отсчитывали минуту за минутой не обращая внимания на наше ожидание.
4) Я ухожу а ты оставайся если хочешь и сиди ожидая у моря погоды.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: родная моя, я вернусь как-нибудь на закате, остро почувствовав потребность ещё раз увидеть тебя.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая выделяет обращение, вторая запятая выделяет деепричастный оборот.
31. Задание 8 .
1) Зима смеясь от счастья плачет весны качая колыбель.
2) Когда солнце уже скрылось за горизонтам усталые путники добрались к деревне.
3) Команда ещё и ещё раз просматривала запись матча чтобы познакомиться с манерой игры противника определённого жеребьёвкой для следующей игры.
4) Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» рекомендованная для чтения в 8 классе не вызвала отклика у восьмиклассников потому что мало читают современные школьники и совсем разучились думать.
Пояснение.
1. Распознавание предложения и мест расстановки запятых: команда ещё и ещё раз просматривала запись матча, чтобы познакомиться с манерой игры противника, определённого жеребьёвкой для следующей игры.
2. Обоснование выбора предложения, называние пунктуационных отрезков, например: первая запятая между основами в сложном предложении, вторая запятая выделяет причастный оборот после определяемого слова.
32. Задание 8 .
1) Шахматисты ожидали начала турнира заранее продумывая стратегию своей игры.
2) В павильоне началась сложная шахматная партия привлекшая общее внимание.
3) Обдумывая каждый свой ход шахматисты внимательно следили за временем.
4) Ребята вы можете развить у себя логическое мышление регулярно играя в шахматы.
Пояснение.
1. Ребята, вы можете развить у себя логическое мышление, регулярно играя в шахматы.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
33. Задание 8 .
1) Заливисто пели звонки непривычно звучавшие в пустых коридорах школы.
2) Издав звучную трель школьный звонок неожиданно замолчал.
3) В школьных коридорах смолкли обычно заливисто звеневшие звонки.
4) Ребята вы можете дописать вашу работу не обращая внимания на звонок.
Пояснение.
1. Ребята, вы можете дописать вашу работу, не обращая внимания на звонок.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
34. Задание 8 .
1) Прибыв на станцию я поехал в усадьбу просёлочной дорогой.
2) Посаженные мной около забора берёзки теперь выросли и зазеленели.
3) Не оставляя мечты стать писателем я завёл себе тетрадь для творчества.
4) Друзья мои поверьте в искренность моего замысла читая эти строки.
Пояснение.
1. Друзья мои, поверьте в искренность моего замысла, читая эти строки.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
35. Задание 8 .
1) Друзья мои задумайтесь о бесконечности Вселенной глядя на далёкие звёзды.
2) Болтовня птиц разносилась по лесу из смыкавшихся над узкой дорогой крон деревьев.
3) Изучив пути звёзд учёные узнали об их непрерывном приближении к Земле.
4) С далёкого неба на людей смотрят звёзды воспетые поэтами и музыкантами.
Пояснение.
1. Друзья мои, задумайтесь о бесконечности Вселенной, глядя на далёкие звёзды.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
36. Задание 8 .
1) Отдавая распоряжение о переносе бильярда в зал поэт готовился к приёму гостей.
2) Мой друг приглашаю Вас сыграть бильярдную партию давно нами запланированную.
3) Собравшись в гостиной гости занимали себя игрой в бильярд.
4) У поэта был старинный бильярд принадлежавший когда-то его деду.
Пояснение.
1. Мой друг, приглашаю Вас сыграть бильярдную партию, давно нами запланированную.
2. Это предложение с обращением и причастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, причастный оборот завершает предложение).
37. Задание 8.
1) Весной в нашем дворе цветут каштаны широко раскидывая свои ветви.
2) Падая на землю коробочки каштана издают глухой звук.
3) Плод каштана заключён в зелёную кожуру покрытую мелкими иголочками.
4) Ребята давайте собирать плоды каштана складывая их в маленькую корзинку.
Пояснение.
1. Ребята, давайте собирать плоды каштана, складывая их в маленькую корзинку.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
38. Задание 8 .
1) Ворона двигалась прямо на нас неестественно подскакивая.
2) Низко припадая к земле за вороной кралась полосатая кошка.
3) Охотящаяся за вороной кошка следит за всеми передвижениями птицы.
4) Девочки поможете спасти птицу отпугнув крадущуюся за ней кошку?
Пояснение.
1. Девочки, поможете спасти птицу, отпугнув крадущуюся за ней кошку?
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
39. Задание 8.
1) Отдыхая от операций папа читает газеты журналы новинки медицинской литературы.
2) Папа рассказал нам о сложной операции проведённой им накануне.
3) Делая доклад на конференции папа описал сложные случаи из практики.
4) Доктор расскажите нам об этой операции используя доступный язык.
Пояснение.
1. Доктор, расскажите нам об этой операции, используя доступный язык.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
40. Задание 8 .
1) Анна Борисовна сидит положа руки на колени и строго глядя на ученика.
2) Как радовались мы за Анну Борисовну нашедшую выход из положения.
3) Анна Борисовна я понял ход рассуждения решая последнюю задачу.
4) Исправив ошибки в моей работе Анна Борисовна дала мне новую задачу.
Пояснение.
1. Анна Борисовна, я понял ход рассуждения, решая последнюю задачу.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
41. Задание 8 .
1) Дождь весело стучал по крыше наполняя моё сердце радостью.
2) Я пошёл бродить под дождём усиливающимся с каждой минутой.
3) Гуляя в университетском сквере отец вспоминал годы своего студенчества.
4) Гражданин вы получите взыскание паркуя машину в неположенном месте.
Пояснение.
1. Гражданин, вы получите взыскание, паркуя машину в неположенном месте.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.
42. Задание 8 .
1) Предчувствуя неприятную встречу Каштанка вошла в комнату.
2) Лежавший на старом матрасике кот вдруг увидел Каштанку.
3) Дружище лучше тебе без оглядки бежать отсюда поджав хвост.
4) Собака испугалась и бросилась к коту зашипевшему ещё сильнее.
Пояснение.
1. Дружище, лучше тебе без оглядки бежать отсюда, поджав хвост.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
43. Задание 8 .
1) В конце улицы стоял окружённый вязами деревянный дом.
2) На речную долину лёг туман пропитанный солнцем и влагой.
3) Недавно проснувшись я вышел в сад и направился к кормушкам.
4) Птички летите к кормушке отбросив страх и недоверие.
Пояснение.
1. Птички, летите к кормушке, отбросив страх и недоверие;
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
44. Задание 8 .
1) Лось выбежал на опушку заросшую низким кустарником.
2) Не останавливаясь зверь направился к блестевшей в лучах солнца реке.
3) Горят бриллианты крупной росы изредка вспыхивая под лучами солнца.
4) Приятель ты зря спешишь не замечая чудесного утра.
Пояснение.
1. Приятель, ты зря спешишь, не замечая чудесного утра.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
45. Задание 8 .
1) Впереди шёл высокий геолог в выгоревшей на солнце куртке.
2) Рядом с дорогой он заметил дым от костра поднимавшийся высоко в небо.
3) Не говоря ни слова он подсел к долгожданному огню.
4) Услышав мою историю вы очень удивитесь ребята.
Пояснение.
1. Услышав мою историю, вы очень удивитесь, ребята.
2. Это предложение с деепричастным оборотом и обращением (деепричастный оборот стоит в начале предложения, обращение завершает предложение).
46. Задание 8 .
1) Солнце наконец-то вышло из-за туч покрывавших всё небо над морем.
2) Музыканты сыграйте марш грянув медью духовых инструментов.
3) Оглушая всех торжествующими звуками марша музыканты играли на палубе.
4) Все на пристани невольно прислушивались к звукам льющейся с корабля музыки.
Пояснение.
1. Музыканты, сыграйте марш, грянув медью духовых инструментов.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
47. Задание 8 .
1) Освещая поляну костёр играл ярким пламенем.
2) Издалека донёсся грохот набиравшего силу грома.
3) Внезапно хлынул ливень мгновенно загасивший костёр.
4) Мальчики быстрее бегите в сторожку прихватив с собой рюкзаки.
Пояснение.
1. Мальчики, быстрее бегите в сторожку, прихватив с собой рюкзаки.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
48. Задание 8 .
1) Совершенно расстроенный отец подошёл к окну в своём кабинете.
2) Он увидел в небе лебедей оглашавших округу печальными криками.
3) Не медля ни секунды скорее посмотри в окно доченька.
4) Стая птиц пролетала над селом постепенно исчезая из вида.
Пояснение.
1. Не медля ни секунды, скорее посмотри в окно, доченька.
2. Это предложение с деепричастным оборотом и обращением (деепричастный оборот стоит в начале предложения, обращение завершает предложение).
49. Задание 8 .
1) Ящерицы растянулись во всю длину на гладко укатанной дороге и грелись на солнце.
2) На краю дороги попадались следы зайцев выходивших после ненастья кормиться.
3) Пригретые солнцем поляны были усыпаны земляникой.
4) Девочки предлагаю пойти за ягодами оставив все дела.
Пояснение.
1. Девочки, предлагаю пойти за ягодами, оставив все дела.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
50. Задание 8 .
1) Измученные переходом через перевал туристы пересели в лодку.
2) Рассыпая прохладные брызги дружно взлетали вверх вёсла.
3) Костя не распугай рыбу шлёпая так громко вёслами по воде.
4) Пробежал ветерок и донёс шум ушедшего со станции поезда.
Пояснение.
1. Костя, не распугай рыбу, шлёпая так громко вёслами по воде.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом (обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение).
51. Задание 8 .
1) Дорога вышла из леса петляя до самого горизонта.
2) Окружающий нас пейзаж казался волшебным сновидением.
3) Мы смотрели на тёмное небо блестевшее яркими звёздами.
4) Увидев ночное небо вам захочется многое узнать о нём друзья.
Пояснение.
1. Увидев ночное небо, вам захочется многое узнать о нём, друзья.
2. Это предложение с деепричастным оборотом и обращением (деепричастный оборот стоит в начале предложения, обращение завершает предложение).
52. Задание 8 .
1) Через лес шла дорога вся изрытая колеями.
2) О вчерашней царапине напоминала лишь смазанная йодом ссадина.
3) Дорогие зрители не забудьте выключить телефоны заходя в зал.
4) Пробившись сквозь окно солнце осветило угол комнаты.
Пояснение.
1. Дорогие зрители, не забудьте выключить телефоны, заходя в зал.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом. ИЛИ: Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение. ИЛИ: Одна запятая выделяет обращение «дорогие зрители»; другая запятая выделяет деепричастный оборот «заходя в зал».
53. Задание 8.
1) Снег валил огромными клоками засыпая окрестности.
2) Уважаемые посетители пройдите к лестнице располагающейся справа.
3) Забывая об осторожности Сашка не раз попадал в трудные ситуации.
4) Поворот обозначал шест торчавший у обочины.
Пояснение.
1. Уважаемые посетители, пройдите к лестнице, располагающейся справа.
2. Это предложение с обращением и причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
ИЛИ
Обращение стоит в начале предложения, причастный оборот после определяемого слова завершает предложение.
ИЛИ
Запятой выделяется обращение «уважаемые посетители», другая запятая выделяет причастный оборот «располагающейся справа», стоящий после определяемого слова.
54. Задание 8 .
1) Усиливающийся ветер сильно обеспокоил людей ожидавших переправы.
2) Высокие деревья словно прятались в темноте прислушиваясь к шороху реки.
3) Раскаты грома слышны были над рекой быстро несущей свои воды.
4) Мальчики вы придёте на дополнительные занятия проводимые учителем физики?
Пояснение.
1. Мальчики, вы придёте на дополнительные занятия, проводимые учителем физики?
2. Это предложение с обращением и причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
ИЛИ
Обращение стоит в начале предложения, причастный оборот после определяемого слова завершает предложение.
ИЛИ
Запятой выделяется обращение «мальчики», другая запятая выделяет причастный оборот «проводимые учителем физики», стоящий после определяемого слова «занятия».
55. Задание 8.
1) Разбуженные холодом мы подкинули дрова в печку.
2) Заложив руки под голову Семён лежал на мягкой траве.
3) Ребята пишите аккуратно бережно обмакивая перо в чернильницу.
4) Издалека видны люди работающие на картофельном поле.
Пояснение.
1. Ребята, пишите аккуратно, бережно обмакивая перо в чернильницу.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.
56. Задание 8.
1) Витя выполнив задания не забудь проверить свои записи и сдай работу учителю.
2) Проезжая мимо необычной церкви туристы решили остановиться и осмотреть её.
3) Марина помоги своим одноклассникам решить эту запутанную задачу и примеры.
4) Все школьники старались не нарушать правила установленные новым учителем.
Пояснение.
1. Витя, выполнив задания, не забудь проверить свои записи и сдай работу учителю.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот стоит в середине предложения после обращения..
57. Задание 8 .
1) Я уснул в палатке поставленной на берегу реки.
2) Размахивая руками и не понижая голоса говорила Наташа о проекте.
3) Друзья встречаемся в кондитерской расположенной в центре города.
4) Видны у горизонта дальние горы овеянные синеватой мглой.
Пояснение.
1. Друзья, встречаемся в кондитерской, расположенной в центре города.
2. Это предложение с обращением и причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, причастный оборот стоит после определяемого слова и завершает предложение.
58. Задание 8 .
1) Дождь весело стучал по крыше наполняя моё сердце радостью.
2) Я пошёл бродить под дождём усиливающимся с каждой минутой.
3) Гуляя в университетском сквере отец вспоминал годы своего студенчества.
4) Гражданин вы получите взыскание паркуя машину в неположенном месте.
Пояснение.
1. Гражданин, вы получите взыскание, паркуя машину в неположенном месте.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.
59. Задание 8 .
1) Вода в колодце была нужна людям сохраняющим сады.
2) Во дворе рос старый тополь заглядывавший в наши окна.
3) Прибежав к финишу первым спортсмен еле дышал от усталости.
4) Ветераны вы храните память о войне даря нам мир.
Пояснение.
1. Ветераны, вы храните память о войне, даря нам мир.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.
60. Задание 8 .
1) В комнату бесшумно вошёл отец обеспокоенный здоровьем сына.
2) Передо мной лежала книга прочитанная ещё летом моим братом.
3) Приехав в гости к другу я познакомился с его одноклассниками.
4) Школьники вы прекрасно выступили на концерте порадовав родителей и педагогов!
Пояснение.
1. Школьники, вы прекрасно выступили на концерте, порадовав родителей и педагогов!
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.
61. Задание 8 .
1) Получив письмо из дома Владимир Дубровский решил сразу же поехать к отцу.
2) Настя и Ваня заблудившиеся в лесу смогли найти дорогу и вернуться домой.
3) Мальчик всем рассказал о своих приключениях написав замечательное сочинение.
4) Пятиклассники читали по ролям интересную сказку созданную известным писателем.
Пояснение.
1. Настя и Ваня, заблудившиеся в лесу, смогли найти дорогу и вернуться домой.
2. Это предложение предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова и находящимся в середине предложения. ИЛИ Причастный оборот в середине предложения.
62. Задание 8 .
1) В комнату бесшумно вошёл отец обеспокоенный здоровьем сына.
2) Передо мной лежала книга прочитанная моим братом ещё летом.
3) Приехав на станцию мы с трудом нашли билетные кассы.
4) Ребята вы сделали много кормушек обеспечив едой тысячи птиц.
Пояснение.
1. Ребята, вы сделали много кормушек, обеспечив едой тысячи птиц.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.
63. Задание 8 .
1) Развалины дворца ещё были заметны за стенами над поверхностью фундамента разрушенного временем.
2) На землю упал лист сорванный сильным порывом ветра.
3) Собрав чемоданы мы отправились на вокзал.
4) Учителя вы даёте знания помогая детям выбрать профессию!
Пояснение.
1. Учителя, вы даёте знания, помогая детям выбрать профессию!
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.
64. Задание 8 .
1) Света медленно ходила по залам музея внимательно рассматривая пейзажи и портреты.
2) В уютной галерее висели уникальные полотна принадлежавшие старой хозяйке замка.
3) Бегая по лугу дети с удовольствием собирали ароматную землянику и лакомились ею.
4) Уважаемые посетители зоопарка не кормите зверей находящихся в вольерах.
Пояснение.
1. Уважаемые посетители зоопарка, не кормите зверей, находящихся в вольерах.
2. Это предложение с обращением и причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, причастный оборот стоит после определяемого слова и завершает предложение.
65. Задание 8 .
1) Ребята удивились обнаружив в старом доме вещи принадлежавшие их родителям.
2) Осмотрев гостиную и кабинет школьники решили прогуляться по заброшенному саду.
3) Дети с удовольствием лакомились сладостями испечёнными по старинным рецептам.
4) Покажи всем нашим гостям свои новые рисунки и поделки для выставки Анечка!
Пояснение.
1. Ребята удивились, обнаружив в старом доме вещи, принадлежавшие их родителям.
2. Это это предложение с деепричастным оборотом и причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
66. Задание 8 .
1) Недавно учёные расшифровали надпись обнаруженную ими в небольшой пещере.
2) Решив стать историками мои старшие братья часами изучали артефакты и летописи.
3) Дорогие школьники работая в архиве постарайтесь выполнять задания очень медленно.
4) Дядя много раз повторял смешную историю услышанную им ещё в раннем детстве.
Пояснение.
1. Дорогие школьники, работая в архиве, постарайтесь выполнять задания очень медленно.
2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот стоит в середине предложения после обращения.
67. Задание 8 .
1) Гусь гоготал вытягивая шею и топчась на одном месте.
2) Пёстрый дрозд сидя на верхушке ели выговаривает звонкие фразы.
3) Прорубленная через вековые сосны просека уходила к самому горизонту.
4) В тёплом мраке потонул фруктовый сад обступивший со всех сторон дачу.
Пояснение.
1. Пёстрый дрозд, сидя на верхушке ели, выговаривает звонкие фразы.
2. Это предложение с деепричастным оборотом. ИЛИ Деепричастный оборот находится в середине предложения.
68. Задание 8 .
1) Невдалеке проглядывали остатки то ли плотины то ли водопровода.
2) Добежав до поляны первым мальчик решил остановиться и отдохнуть.
3) Бабушка я часто вспоминаю летние дни проведённые у тебя в деревне.
4) Ничего мой друг не сбылось из предсказаний сделанных на новогоднем вечере.
Пояснение.
1. Бабушка, я часто вспоминаю летние дни, проведённые у тебя в деревне.
2. Это предложение с обращением и причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, причастный оборот стоит после определяемого слова и завершает предложение.
69. Задание 8 .
1) Пошёл снег засыпая все неровности на земле.
2) Юноша увидел дом напоминавший ему отцовский.
3) Сестра поплыла быстро рассекая морскую воду.
4) Ребята сдавайте работу в срок установленный учителем.
Пояснение.
1. Ребята, сдавайте работу в срок, установленный учителем.
2. Это предложение с обращением и причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, причастный оборот стоит после определяемого слова и завершает предложение.
70. Задание 8 .
1) Захватив удочки и банку с червями ребята отправились на рыбалку.
2) Учёные Севера мечтают вывести растения не боящиеся вечной мерзлоты.
3) Ребята поговорим сегодня о сове бесшумно летающей ночью.
4) Вымытые дождём улицы радостно приветствовали туристов.
Пояснение.
1. Ребята, поговорим сегодня о сове, бесшумно летающей ночью.
2. Это предложение с обращением и причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, причастный оборот стоит после определяемого слова и завершает предложение.
71. Задание 8 .
1) Света медленно ходила по залам музея внимательно рассматривая пейзажи и портреты.
2) В уютной галерее висели уникальные полотна принадлежавшие старой хозяйке замка.
3) Бегая по лугу дети с удовольствием собирали ароматную землянику и лакомились ею.
4) Уважаемые посетители зоопарка не кормите зверей находящихся в вольерах.
Пояснение.
1. Уважаемые посетители зоопарка, не кормите зверей, находящихся в вольерах.
2. Это предложение с обращением и причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. ИЛИ Обращение стоит в начале предложения, причастный оборот стоит после определяемого слова и завершает предложение.