Подготовка к ВПР по биологии по программе 5 класса
Вариант 1
- Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) «выпадающий» из логического ряда объект: животные;
- 2) объяснение, например: способны к активному передвижению / имеют ограниченный рост.
- ИЛИ 1) «выпадающий» из логического ряда объект: лишайники;
- 2) объяснение, например: образованы грибами и водорослями (бактериями).
1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой Б.
Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор. Ограниченный рост, прикреплённый образ жизни, клеточное строение, половое размножение.
Ответ: 1) «выпадающая» из логического ряда характеристика: прикреплённый образ жизни;
2) объяснение, например: прикреплённым образом жизни характеризуются растения и грибы, ИЛИ животные способны активно передвигаться
- Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) «выпадающий» из логического ряда объект: вирусы;
- 2) объяснение, например: вирусы не имеют клеточного строения/не проявляют признаков жизни (кроме размножения).
1.3. В приведённом ниже списке даны характеристики объектов живой природы. Все они, за исключением одной, относятся к характеристикам объекта, изображённого в задании 1.1 над буквой В.
Выпишите эту характеристику, которая «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор. Неограниченный рост, активный образ жизни, клеточное строение, половое размножение
Ответ: 1) «выпадающая» из логического ряда характеристика: неограниченный рост;
2) объяснение, например: рост кузнечика ограничен, он не может вырасти больше определённого размера
- 2.1. У смородины ранней весной появляются молодые стебли с листьями. Найдите в приведённом ниже списке и запишите название этого процесса. Дыхание, питание, рост, плодоношение. Ответ. ______________________________
- 2.2. В чём заключается значение этого процесса в жизни растения? Ответ. __________________________________________________________________________
2.1 Рост 2.2 Увеличение размера
- 3.1. Выберите из приведённого ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для наблюдения за амурским тигром в природе.
- Список приборов:
- 1) фотоловушка
- 2) секатор
- 3) комнатный термометр
- 4) бинокль
- 5) ботаническая папка
- Запишите в таблицу номера выбранных примеров оборудования.
- 3.2. Знаниями в области какой биологической науки Вы воспользуетесь, проводя такое наблюдение?
14. Зоология
- 3.1. Выберите из приведенного ниже списка два примера оборудования, которые следует использовать для исследования клеток чешуи лука в лаборатории.
- Список приборов: 1) фотоловушка 2) световой микроскоп 3) предметное стекло 4) напольные весы 5) ботаническая папка Запишите в таблицу номера выбранных примеров оборудования.
- 3.2. Знаниями в области какой биологической науки Вы воспользуетесь, проводя такое исследование?
- Ответ: 23
- Цитология/Ботаника
Объектив.
Увеличение изображения.
400
царство – Растения
отдел – Покрытосеменные (цветковые)
род – Ромашки
вид – Ромашка аптечная
2,5 метра
Замедление роста связано со сменой сезонов (осень, зима)
Евразия.
За границей сменяется климатический пояс
(ИЛИ за границей неподходящие климатические условия)
- 7. Прочитайте текст и выполните задания.
- (1)Картофель (Паслён клубненосный) – многолетнее клубненосное травянистое сельскохозяйственное растение. (2)Лист картофеля тёмно-зелёный, рассечённый, состоит из одной конечной доли и нескольких пар боковых долей, размещённых одна напротив другой. (3)Цветки белые, розовые или фиолетовые, собраны щитком на верхушке побега. (4)Картофель – самоопыляемое растение: опыление происходит внутри цветка, ещё до того как он раскроется. (5)В зелёных частях растения содержится ядовитый алкалоид соланин, который служит для защиты растения от поражения бактериями и насекомыми (однако картофель уязвим для грибка фитофторы и колорадского жука). (6)Основными сорными растениями, заселяющими возделанные картофельные поля, являются мокрица, осот и лебеда.
- 7.1. В каких предложениях текста описываются физиологические признаки картофеля? Запишите номера выбранных предложений.
45
- 7.2. Сделайте описание яблони по следующему плану.
- А) Какую среду обитания освоила яблоня?
- Б) Какие признаки внешнего строения яблони указывают на её приспособленность к жизни в условиях этой среды? Ответ поясните.
- В) Какие отношения складываются между яблоней и картофелем в искусственных экосистемах?
Ответ:
А) наземно-воздушную ИЛИ почвенную; Б) стебель (ствол) – обеспечение опоры листьям (транспорт веществ), ИЛИ корневая система – закрепление (поглощение воды с минеральными веществами); В) нейтральные ИЛИ конкурентные
- Прочитайте текст и выполните задания .
- (1)Лисица обыкновенная – хищное животное, широко распространённое на территории Евразии, Северной Америки. (2)Лисица – зверь среднего размера, массой до 10 кг, с изящным туловищем на невысоких тонких лапах, с вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. (3)Самки лисицы рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. (4)Мех у лисицы густой, длинный, рыжего цвета, хорошо удерживающий тепло, поэтому зверь издавна был объектом мехового промысла. (5)Лисицы, в отличие от волков, охотятся на мелких животных, в основном на мышей, однако вблизи человеческого жилья могут нападать на домашнюю птицу. (6)В дикой природе лисицы редко живут более семи лет.
- 7.1. В каких предложениях текста описываются признаки внешнего строения лисицы обыкновенной? Запишите номера выбранных предложений.
24
- 7.2. Сделайте описание волка серого по следующему плану.
- А) Какую среду обитания освоил волк? Ответ.
- Б) Какой признак внешнего строения волка указывает на его приспособленность к жизни в условиях этой среды? Ответ поясните.
- В) Какие отношения складываются между лисицей и волком в природе? Ответ.
Правильный ответ должен содержать описание/признаки по трём пунктам плана: А) наземно-воздушную;
Б) густая шерсть – приспособление к смене температуры воздуха;
В) конкурентные/хищник–жертва.
9. Как Вы думаете, какое правило устанавливается изображённым на рисунке знаком? Напишите в ответе это правило и укажите место, где можно встретить такой знак.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) правило: здесь запрещается мусорить; 2) указание места: в сквере / парке / заповеднике / ботаническом саду / национальном парке.
10. На фотографии изображён представитель одной из профессий, связанных с биологией. Определите эту профессию.
Напишите, какую работу выполняют люди этой профессии. Чем эта работа полезна обществу?
Ответ: Профессия: косметолог / медицинский работник / врач
Косметолог ИЛИ медицинский работник ИЛИ врач.
2. Косметолог специализируется по вопросам здоровья и внешнего вида кожи лица.
Профессия: цветовод/садовод/
садовник/флорист/ландшафтный дизайнер
2. Работа, которую выполняют люди данной профессии: высаживают растения (цветы) и ухаживают за ними.
3. Польза: помогают создавать красоту на улицах, в парках, на участке возле домов.
Источники
- Сайт Решу ЕГЭ ВПР 5 класс
- https://bio5-vpr.sdamgia.ru/test?theme=17