СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ВПР по русскому языку в 5 классе. Материал для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы, работающих в 5 классах. ВПР- неотъемлемая часть работы учителей русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ВПР по русскому языку в 5 классе. Материал для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы»

ВПР русский яз



Задания составлены по основным направлениям, нацеленным на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными правописными и учебно-языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями. Материал может быть использован в качестве диагностической или итоговой работы для учащихся 5 класса или входной стартовой работы в 6 классе.  Даны ответы ко всем представленным заданиям



Что такое ВПР и для чего они вообще нужны  Всероссийские проверочные работы — это комплексные контрольные работы, которые должны оценить, насколько знания школьников по предметам соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).  Для школьников во всех городах задания единые. Это помогает выявить и решить проблемы в школьном образовании на всех уровнях. Задания составлены по программе. По задумке успешно справиться с ВПР может любой ребенок, который ходил в школу, без всякой специальной подготовки. По закону за ВПР даже оценки не ставятся. Результаты не влияют на годовые и четвертные оценки по предметам. Они не выставляются в журнал и не учитываются при поступлении в вуз.  ВПР — стресс для всех? ВПР — это еще один серьезный стрессовый фактор для всех, кто так или иначе связан со школой.  На деле задания могут и не совпадать с изучаемым в течение года учебным материалом. Это волнует прежде всего учителей. Хотя и для учеников встреча с такими заданиями во время проверочной работы — дополнительный стресс. Несмотря на декларацию безотметочного принципа ВПР, на практике баллы, полученные в результате выполнения работы, в большинстве случаев все-таки переводятся в пятибалльную шкалу оценивания и выставляются в журнал. То есть они влияют и на четвертные, и на годовые отметки учеников. Это влияет на рейтинг учителей и всерьез беспокоит ребенка. Родители тоже не остаются в стороне. Что делать? Во-первых,  успокоиться. Ничего такого, с чем действительно не смог бы справиться среднестатистический ученик, в ВПР нет.  Во-вторых, узнать о ВПР как можно больше, чтобы понимать, что ждет ребенка, и как спокойно подготовиться. Для подготовки важно:  узнать, из каких заданий состоит ВПР; понимать, которые из них чаще всего вызывают трудности; Размеренная подготовка поможет снять тревожность у всех — учителей, детей и родителей — и заменить механическое «натаскивание» на осознанную планомерную подготовку. Тут есть сразу два плюса: возможность хорошо написать ВПР и ликвидировать пробелы в знаниях.  Готовимся к ВПР  Рассмотрим на примере предмета «Русский язык».  ВПР по русскому языку обязательный в 4-8 классах. В 9 классах ВПР нет вообще, Учащиеся 11 класса пишут ВПР по предметам, по которым не будут сдавать ЕГЭ, поэтому контрольные по русскому и математике для них не проводятся. Что включает в себя ВПР по русскому языку в каждом классе? Класс Объем работы и время на ее выполнение Содержание работы 4 класс 15 заданий (2 части). Задания 1 и 2 частей выполняются в разные дни, на каждую часть отведено по 45 минут. Первая часть — диктант (80 слов) с грамматическим заданием (синтаксический разбор, морфологический разбор, определение частей речи, разбор слов по составу и т. п.) ⠀ Вторая часть — задания на проверку знания лексики, морфологии, орфоэпии, синтаксиса и пунктуации и т. д. по программе начальной школы.  5 класс 12 заданий (60 минут). Ученику предлагается списать текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, и выполнить указанные виды разборов. Помимо проверки знаний по орфографии и пунктуации ВПР проверяет умение работать с текстом (понимать структуру текста, формулировать его основную мысль), умение производить все виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический), умение распознавать прямую речь и слова автора, обращение, сложное предложение и пр. 6 класс 14 заданий (90 минут) Ученику предлагается списать текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, и выполнить указанные виды разборов. Проверяет знания по орфографии, словообразованию и синтаксису, умение проводить различные виды разбора (морфемный, морфологический, синтаксический), умение анализировать различные виды предложений. 7 класс 14 заданий (90 минут) Ученику предлагается списать текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, и выполнить указанные виды разборов. Проверяет знания по орфографии, словообразованию и синтаксису, умение проводить различные виды разбора (морфемный, морфологический, синтаксический), умение анализировать различные виды предложений, умение распознавать производные предлоги и союзы, причастные и деепричастные обороты. 8 класс 17 заданий (90 минут) Ученику предлагается списать текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания, и выполнить указанные виды разборов. Проверяет знания по орфографии, словообразованию и синтаксису, умение проводить различные виды разбора (морфемный, морфологический, синтаксический), умение анализировать различные виды предложений, умение распознавать производные предлоги и союзы, причастные и деепричастные обороты, умение правильно писать слова разных частей речи с НЕ, Н и НН, а также обосновывать выбор такого написания. Самые проблемные задания В 4 и 5 классах это задания, связанные с текстом. Первое место в этом печальном списке занимают задания, проверяющие умение выделять и формулировать главную мысль текста. Дети с трудом понимают смысл текста, выделяют его главную мысль, определяют последовательность событий в тексте. Поэтому сложными для детей становятся задания, предлагающие составить план текста. Чтобы их сделать, надо: разделить текст на части; определить и сформулировать основную мысль каждой части; выделить ключевые слова; используя цитаты из текста, подобрав проблемные вопросы или придумав лаконичные и точные заголовки для каждой части, составить и записать план текста. Вопросы к тексту Со сложностями дети из 4-х и 5-х классов сталкиваются на этапе составления вопросов к тексту. Возможно, это связано с тем, что в школе детям приходится чаще отвечать на вопросы, чем задавать их. Но в целом эта проблема тесно связана с двумя предыдущими, ведь, чтобы задать вопрос к тексту, надо хорошо понимать его главную мысль. Толкование пословиц Трудности у детей вызывают и задания, в которых надо на основе приведенной информации и собственного жизненного опыта придумать ситуацию, подходящую под пословицу или поговорку в задании (например, «В какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение...»).  Дети с трудом сопоставляют пословицу или поговорку с жизненной ситуацией не столько потому, что у них нет большого жизненного опыта — они просто не понимают скрытого смысла самой поговорки или пословицы. А без этого выполнить задание успешно невозможно. Ударение в словах Сложно бывает и с заданиями, где надо правильно поставить ударение в словах. В 6-8 классах эти проблемы все еще актуальны. И появляются новые сложности. Чтение и работа с текстами Детям сложно использовать разные виды чтения (поискового, просмотрового, реферативного) Они с трудом перерабатывают прочитанные и прослушанные тексты — им сложно конспектировать текст или анонсировать его. Ученики с трудом анализируют тексты с позиции принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка. Поиск синонимов Ученикам тяжело распознать стилистически окрашенные слова в заданном контексте, найти синонимы. Сложности у школьников 4-8-х классов вызывают задания, связанные с текстом и развитием речи. На их выполнение практически невозможно «натаскать», так как они тесно связаны с читательской грамотностью и повседневной жизнью школьника — то есть с уровнем формирования функциональной грамотности и метапредметными учебными действиями. Как готовиться? В школе Больше внимания уделять работе с текстом На уроках русского и литературного чтения в начальной школе и уроках литературы в 5-8 классах: выделять основную мысль текста; делить его на смысловые части; предлагать задания на восстановление последовательности текста.  Работайте в классе с ключевыми словами и фразами, ищите лишние и недостающие фразы. Учите детей составлять план текста — это поможет объединить все перечисленные навыки. Развивать речь и ежедневно уделять внимание фольклору: разъяснять смысл пословиц и поговорок; подбирать подходящие пословицы для выражения главной мысли произведения к образу главных героев, к морали произведения, к конкретным ситуациям. Дело здесь не в том, что задания с пословицами и поговорками есть в ВПР. Работа с фольклором развивает речь, мышление, пробуждает интерес к родному языку. При анализе литературного произведения говорите о жизни самих школьников, ищите параллели, сопоставляйте их жизненные ситуации с ситуациями, описанными в произведениях. Дома Разберитесь, что из себя представляют задания ВПР по русскому — посмотрите демоверсии, полистайте сборники по подготовке к ВПР.  Не избегайте онлайн-платформ: например, на образовательной платформе iSMART есть тренировочные задания по подготовке к ВПР по русскому языку с 4 по 8 класс. Задания платформы полностью соответствуют заданиям ВПР. Их отличительная особенность в том, что каждое задание — это тестовый вариант с выбором правильного ответа. Кроме того, в каждом задании есть пояснение к правильному ответу. Благодаря выполнению заданий ребенку удается «ухватить их суть» и потом перейти к выполнению тех же тестов, но уже с самостоятельной формулировкой ответа, как этого требует задание ВПР. Если ребенку сложно выполнять одни и те же задания , можно отработать проблемную тему более тщательно в удобное для ребенка время и в удобном темпе. В каждом классе ребенок может освоить сложную для него тему самостоятельно или с помощью родителей благодаря системе подсказок — в них есть подробное объяснение каждого задания. И, конечно, не забывайте читать с детьми. Чем больше ребенок читает, тем шире его кругозор, тем ярче и образнее речь, тем выше грамотность. Обязательно обсуждайте прочитанное, высказывая собственное мнение и мотивируя ребенка формулировать свое, сравнивать жизнь в книге и свою, говорить о поступках героев. ВПР — это не экзамен, а мониторинг. Не нагнетайте атмосферу, не запугивайте ребенка. Успокойтесь сами и научите ребенка не паниковать, быть уверенным в своих силах. Дайте ему понять: «Ты справишься!» «Ты все знаешь, бояться нечего!» «Мы в тебя верим!» Тогда ВПР станет для ученика просто очередной контрольной, которая покажет, как он учился весь год, какой материал усвоил лучше, а какой хуже.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/chto-takoe-vpr-i-kak-k-nim-podgotovitsya/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!