Подготовка к чемпионату WorldSkills Juniors как средство профориентационной работы с одаренными детьми
учитель изобразительного искусства и черчения Быкова В.В.
МКОУ «СОШ № 9 г. Аши (с профессиональным обучением)»
«Гении не падают с неба,
они должны иметь возможность
образоваться и развиться»
А. Бебель
Рассматривая вопросы профориентационной работы, мы сталкиваемся с проблемой создания предпосылок ранней профориентации в школе. Но кроме этого перед нами возникает еще одна сложность – как проводить такую работу для детей с разным уровнем мотивации к обучению, разными способностями и психологическими особенностями. И здесь речь идет не только о детях с ОВЗ или инвалидах, но и об одаренных подростках.
Для начала давайте разберемся, что такое одаренность. Кокой же ученик считается одаренным? Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Каждый ученик рано или поздно встает перед проблемой выбора своей дальнейшей профессии. И одаренный ребенок не исключение. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так активная позиция в этом плане у многих еще не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь учителей, взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении, заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе, в том числе и с детьми с высоким уровнем мотивации.
Одно из самых важных условий успешной профессиональной адаптации одаренных детей является комплексная и личностно направленная профориентационная деятельность. В связи с этим хорошо подходит такая форма организации работы как участие в чемпионате WorldSkills.
WorldSkills – это чемпионат рабочих профессий. Это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования.
Движение WorldSkills International (WSI) зародилось в послевоенные годы в Испании (1947 год), когда миру катастрофически не хватало квалифицированных рабочих рук. Первой эту инициативу поддержала Португалия. Россия приняла участие впервые в 2012 году.
WorldSkills Juniors является частью движения WorldSkills. Это программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и соревнований школьников в профессиональном мастерстве. Основная миссия юниорского движения WorldSkills Juniors Russia - дать школьникам возможность осознанно выбрать профессию в быстро меняющемся мире, определиться с образовательной траекторией и в будущем без проблем найти свое место на рынке труда. Действует с 2017 года. Возрастная линейка 14-16 лет. По отдельным компетенциям 12-14, 14-16 лет. Структура чемпионата: отборочный этап (на отдельных видах компетенций); региональный чемпионат; национальный финал; европейский и международный чемпионат.
Задачи направления WorldSkills Juniors: включение категории «16 лет и моложе» в соревнования всех уровней отбора, включение стандартов WorldSkills Russia в урок и олимпиаду по технологии, интеграция движения WorldSkills Russia с проектными форматами (Олимпиада НТИ, кружковое движение, Кванториумы, ЦМИТы и др.).
Участие в чемпионатах может оказаться для школьника просто полезным опытом, а может стать основой для профессионального развития по самым разным траекториям. Это может быть достижение статуса высококлассного специалиста по рабочей профессии через учебу в колледже или вузе, получение внесистемного образования по новой digital-специальности в сочетании с фундаментальным высшим или онлайнобразованием, либо формирование команды для будущего стартапа.
Особенности чемпионата заключаются в следующем: практико-ориентированная направленность заданий международного уровня; высокий скоростной темп работы, ограничение по времени; умения и навыки по компетенциям свыше или даже вне основных школьных программ; компетенции составлены с учетом современных профессий мирового уровня.
Подробную информацию о региональном этапе и участии в нем можно узнать на официальном сайте РКЦ WorldSkills74.
Из опыта работы отмечу, что есть участие в 2 региональных чемпионатах. Результат – вошли в 10 лучших среди юниоров в компетенции Инженерный дизайн CAD. Обучались в профильном лагере «Молодые профессионалы» во всероссийском детском центре «Смена», где заняли первое место в компетенции Инженерный дизайн CAD по результатам работы двух недель. Для педагога также есть свои результаты, в-первую очередь, это сертификат эксперта-компатриота к аттестации, а также получение новых знаний и обмен опытом.
Подводя итог, хочется отметить, что эффективный результат каждого ученика при участии на чемпионате WorldSkills – это эффективная работа педагога!