СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка учащихся к ОГЭ по английскому языку (раздел "Грамматика"). Из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе я поделилась опытом подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку раздел "Грамматика". Привела примеры конкретных приемов при изучении и закреплении экзаменационрных заданий по грамматике английского языка в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к ОГЭ по английскому языку (раздел "Грамматика"). Из опыта работы.»

Подготовка учащихся к ОГЭ по английскому языку (раздел «Грамматика»). Из опыта работы.

Покровская Ольга Вадимовна, учитель английского языка высшей квалификационной категории, МБОУ «Гимназия № 13имени Э.А. быкова»



Государственная итоговая аттестация по английскому языку в новой форме проводится для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений и является экзаменом по выбору. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень языковой подготовки по иностранному языку выпускников IX класса. Содержание экзаменационной работы определяется на основе Стандарта основного общего образования по иностранному языку и Примерных программ по иностранным языкам. Письменная часть экзамена состоит из 5 разделов: аудирование, чтение, грамматика, лексика , письмо и говорение.

В данной статье я хочу рассказать о системе работы по подготовке раздела «Грамматика» (задания 18 – 26), которые позволяют оценить сформированность языковых умений и навыков учащихся. В задании необходимо восстановить текст с пропусками, заполнив их словами, напечатанными заглавными буквами в конце строк. Слова необходимо изменить так, чтобы они грамматически соответствовали содержанию текста.За верное выполнение каждого задания с кратким ответом ученик получает 1 балл. Если в кратком ответе сделана орфографическая ошибка, ответ считается неверным. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.

Гимназия №13 является учебным заведением с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, поэтому возрастает ответственность учителя в качественной подготовке обучающихся к сдаче всех аспектов экзамена по английскому языку.

За годы работы в гимназии мне не раз приходилось готовить учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Качественные показатели сдававших его в разные годы составляют от 85 до 100%. В данной статье мне бы хотелось поделиться опытом по подготовке раздела «Грамматика», так как зачастую именно использование грамматических навыков представляет наибольшую трудность для учащихся 9-х классов.

Работу над разделом «Грамматика» я разделяю на несколько этапов:

1.Знакомство со структурой экзаменационного задания В3-В9.

2.Определение видов грамматических преобразований по частям речи.

3.Теоретическая отработка грамматического материала.

4.Практическая отработка грамматического материала.

5.Применение полученных знаний при решении экзаменационных заданий.

Ежегодно различные издательства выпускают пособия для подготовки к государственной итоговой аттестации, содержащие тематические тестовые задания, тренировочные варианты экзаменационных работ, типовые задания с развернутыми ответами и комментариями и т.д. В Интернете можно найти огромное количество экзаменационных заданий прошлых лет, демоверсии экзаменов. В своей работе при подготовке к ГИА я использую следующие пособия:1) Английский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2019. Пособие с аудиоприложением. Е.А. Фоменко, И.Б. Долгопольская, Н.В. Черникова.- Ростов-на-Дону: Легион. 2) Английский язык. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. Авт.-сост. М.А. Попова. - Ярославль: Академия развития, 2018. 3) ГИА: Экзамен в новой форме: Английский язык: 9-й класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме/ авт.-сост. Н.Н. Трубанева, Е.Е. Бабушис, Н.А. Спичко. – Москва: Астрель, 2017. 4) ГИА-2017, 2019. Английский язык. Типовые тестовые задания / Е.С. Маркова, К.С. Махмурян, Е.Н. Соловова, ToniHull.- М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой. 5) Английский язык. Государственная итоговая аттестация. Тренировочные задания 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка с приложением на электронном носителе/ авт.-сост. В.Эванс, Дж.Дули, Э.А. Гашимов, А.Е. Куровская.-М. «Просвещение».

Остановимся на каждом этапе работы над данным материалом.

1. На первом этапе учащиеся знакомятся с образцами заданий раздела «Грамматика» и я предлагаю выполнить их. Как показывает опыт, с первого раза могут правильно выполнить задания единицы. Учащиеся часто путают грамматические и лексико-грамматические задания. После ознакомления со структурой задания, я перехожу ко второму этапу.

2.Прежде всего, дается задание просмотреть несколько тренировочных экзаменационных вариантов раздела «Грамматика» и выписать все части речи слов, напечатанных заглавными буквами в конце строк. При анализе предложенных вариантов мы приходим к выводу, что там встречаются существительное, прилагательное, глагол, местоимение и числительное, т.е. все значимые части речи. На данном этапе мы делаем ударение на цели задания – грамматическое преобразование значимых частей речи, чтобы все данные в конце строк слова грамматически соответствовали данному отрывку, т.к. учащиеся пытаются некоторые слова переводить из одной части речи в другую, путая заданиеВ3-В9 с заданиями В10-В14.

Прежде всего, я объясняю учащимся, что грамматическое задание – это небольшой отрывок связного текста, рассказа, повествования, а не отдельно взятые предложения. Поэтому они должны понять, о чем в тексте идет речь, как если бы это был текст из раздела «Чтение». Далее, делается акцент на то, что слова в конце строк, подлежащие грамматическому преобразованию, не могут остаться без изменений, т.к. детям часто кажется, что данное слово изменять не надо, потому что оно подходит в начальном виде. Затем мы переходим к перечислению возможных грамматических преобразований по частям речи.

Существительное (The Noun) может изменяться по числу (множественное число) или по падежу (объектный падеж). Прилагательное (The Adjective) может изменяться по степеням сравнения (сравнительная и превосходная степени). Глагол (The Verb)с грамматической точки зрения преобразуется по временам и залогам, либо может принимать неличную форму (настоящего и прошедшего причастия). Местоимения (The Pronouns) могут меняться по разрядам (притяжательные, реже притяжательные в абсолютной форме, возвратные и личные местоимения в косвенном падеже). Числительные (The Numerals) из количественных преобразуются в порядковые.

Таким образом, обозначается круг грамматических тем, подлежащих тщательному повторению, заучиванию и отработке. После этого переходим к следующему этапу.

3.Теоретическое осмысление и отработка грамматического материала имеет огромное значение при подготовке к ГИА по английскому языку. Большое количество грамматических формул, правил образования различных форм значимых частей речи надо выучить наизусть и не допускать орфографических ошибок. Я всегда предупреждаю учащихся, что даже если они правильно определили время и залог глагола, степень прилагательного и разряд местоимения, но допустили орфографическую ошибку, то данное задание будет оценено в 0 баллов, а это очень обидно. Поэтому мы всегда начинаем с повторения грамматических правил, которые принимаются в зачетной форме, в форме тестирования, диктантов (на правописание степеней сравнения прилагательных, разрядов местоимений, порядковых числительных), тщательно повторяем все исключения.

Особое внимание уделяется повторению и отработке времен и залогов глагола. Для начала еще и еще раз наизусть пишем неправильные глаголы в трех формах, предварительно вспомнив значение каждой формы, отрабатываем правописание наиболее трудных глаголов. К концу 9 класса учащиеся знают в активном залоге(и это встречается в экзаменационных заданиях в разделе «Грамматика») следующие времена:Present, Past, Future Simple, Present, Past Continious, Present, Past Perfectи Present, Past Perfect Continiuos. В пассивном залоге – Present, Past, Future Simple, Present, Past Perfect (достаточно редко).

При повторении теоретического материала по образованию времен и залогов английского глагола я стараюсь прибегать к наиболее доступным понятиям и объяснениям, т.к. уровень детей сдающих экзамен очень разный, а количество учащихся достаточно велико. Мы еще раз обговариваем, что каждое время имеет свою формулу образования, сигнальные слова и вспомогательные глаголы для образования вопросов и отрицаний. Лишь два времени (Present и Past Simple) требуют добавления вспомогательных глаголов для вопросов и отрицаний, в остальных временах вспомогательные глаголы содержатся в самой формуле времени.

Я всегда настоятельно советую учащимся очень внимательно читать текст грамматического задания, т.к. он содержит различные сигналы и подсказки для правильного преобразования слов в конце строк. Экзаменационные задания составлены таким образом, что, зная теорию, всегда можно найти и использовать сигналы того или иного грамматического явления, а вовсе не осложнить и запутать их выполнение, как зачастую думают дети.

Чтобы научить применять и использовать сигналы времен и залогов на этапе повторения и отработки теории я использую простые, но эффективные упражнения. Например, прошу просклонять по временам и залогам любой глагол, либо сама называю вразброс любое время и залог и прошу быстро письменно написать формулу, обязательно с сигналом. Например: глагол bring в Past Simple Active. Учащиеся должны написать brought yesterday (last week, in 2004 etc.). Или глагол use в Present Perfect Passive – have\has been already used by…Глаголы берутся абсолютно разные, часто неправильные, поэтому очевидно, что учащиеся должны проделать большую теоретическую работу, запомнить много слов.

Помимо этого мы повторяем основные модальные глаголы и Present и Past Participle, придаточные предложения времени и условия.

Завершив этап теоретической подготовки, повторив все правила и исключения из них, выучив правила правописания всех значимых частей речи и их форм, мы переходим к следующему этапу.

4.Данный этап может занять разное количество времени в зависимости от степени усвоения учащимися теоретического блока и уровня их подготовки, особенностей памяти, внимания и т.д. Существует огромное количество пособий, тестов, упражнений на отработку практических навыков по грамматике английского языка. За годы работы каждый учитель собирает свою богатую копилку, да и современные издательства предоставляют огромное разнообразие подготовительных упражнений именно по различным грамматическим темам для подготовки к государственной итоговой аттестации.

Мне очень нравится упражнение, которое я часто использую на данном этапе, оно заставляет учащихся думать и анализировать. Я называю его «упражнение от обратного». Я даю учащимся небольшой готовый текст с различными выделенными в нем словами и прошу восстановить их первоначальную форму, назвать форму слова в предложении и объяснить его употребление.





Например:

Missouri, in 1928. When she was three years old, her parents divorced. She and her older brother were sent to live with their grandmother. Growing up at her grandmother’s house was a difficult, unhappy time for Maya. For almost four years, she spoke to no one but her brother.

Divorced – divorce, Past Simple, сигнал – 1928, дата, которая давно прошла, her – притяжательное местоимение she,, т.к. оно относится к определяемому слову – brother, were sent – send, Past Simple Passive, т.к. действие относится к прошлому (1928) и сами дети себя к бабушке отослать не могли, они были отосланы, growing – grow, Present participle в функции подлежащего, стоит в начале предложения, grandmother’s – grandmother, существительное в притяжательном падеже, определяемое слово house (дом принадлежит бабушке), her – she, притяжательное местоимение, определяемое слово brother, etc.

Разумеется, разным учащимся требуется разное количество практических заданий. Здесь необходимо соблюдать принцип индивидуального подхода. Есть смысл разбить детей на микрогруппы по 5-7 человек по уровню их подготовленности и скорости усвоения тех или иных грамматических тем и отрабатывать практические навыки по определенным темам.

После этого можно переходить к завершающему этапу подготовки и решать различные экзаменационные задания из раздела «Грамматика», представленные в различных пособиях, тренировочных вариантах, демоверсиях и т.д. Каждый год мы обязательно приобретаем свежие варианты ГИА. Ниже приведу небольшой фрагмент экзаменационного задания с вариантом объяснения, которые делают учащиеся:

Tim woke up later than usual. It was Sunday and he______ lots of plans HAVE for the day. He was in the bathroom cleaning his_____ when he heard TOOTH some unfamiliar voices from the veranda. “Who could they be?” Tim ___.THINK When he came into the room, his mum and two other women______ CHAT happily and didn’t notice him. Tim coughed to attract___attention. THEY

Глагол have нужно поставить в Past Simple Active, (had) т.к. идет перечисление простых прошлых действий в тексте, существительное tooth– во множественное число (teeth, это исключение) т.к. чистить один зуб невозможно, глагол think в Past Simple Active (thought–глагол неправильный), т.к. продолжается перечисление прошлых действий (все события в тексте происходят в прошлом, о чем свидетельствуют другие глаголы в Past Simple), глагол chat – Past Continious (were chatting), т.к. действие происходит в процессе на фоне другого прошлого действия (came) в Past Simple, личное местоимение they – в форму притяжательного местоимения (their) т.к. имеется определяемое слово attention.

Данная схема подготовки привела к следующим качественным показателям. За последние три года при сдаче ГИА учащиеся показали следующие результаты:

  • 2016-2017 уч. год – 100% качества (7 сдающих),

  • 2017-2018 уч. год – 80% качества (11 сдающих),

  • 2018-2019 уч. год – 85% качества (15 сдающий).

Количество детей, сдающих ГИА по английскому языку в нашей гимназии, неуклонно возрастает и каждый год они показывают высокое качество знаний по предмету.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!