Просмотр содержимого документа
«Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку»
МБОУ «Барская основная общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку »
(из опыта работы)
Работу выполнила:
Козлова Наталья Романовна,
учитель русского языка и литературы
с.Бар
2023 год
Доклад «Из опыта работы учителя МБОУ «Барская ООШ» Козловой Натальи Романовны «Подготовка учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку»
(выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы Мухоршибирского района))
В настоящее время учителями русского языка накоплен большой опыт по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку. Это трудоемкий и серьезный процесс. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей. Первая часть – это сжатое изложение, вторая часть - тестовые задания, третья часть – сочинения. Подготовка должна быть системной и регулярной. Вначале знакомлю своих учащихся с демоверсией, взятой с сайта ФИПИ. Затем рассматриваем критерии написания изложения, у каждого девятиклассника имеется бумажный вариант. Объясняю, что при проверке изложений система иная. Необходимо хорошо понять, разобраться в критериях. Поэтому пишем первое изложение, которое я затем проверяю, а далее вместе разбираем, что обозначают буквы КИ1, КИ2, КИ3 и т.д. Ставим себе задачу научиться писать изложения, хорошо зная систему оценивания работ. Один из важных этапов в работе над изложение – умение слушать текст. Вот здесь и встречаются первые трудности (хотя опыт написания изложений у девятиклассников имеется с начального и среднего звена школы). Учимся после первого прослушивания текста определять его тему и основную мысль. Это поможет понять текст. Учимся разделять текст на части и записываем кратко микротему каждого абзаца. Следующий этап – научиться сжимать текст. Хотелось бы остановиться на трудностях, которые испытывают дети. Первая трудность – отсутствие навыков быстрого письма при первом и втором чтении. Есть такие учащиеся, которые пишут первое предложение, учитель уже читает далее, а они не могут записать основные мысли следующего абзаца или последнего. Писать с пропуском строк для внесения записей после повторного чтения – вторая задача. Постепенно начинаем справляться с этими задачами. Если ученик смог понять основную мысль текста, он сможет написать изложение. На занятиях с помощью примеров отрабатываем способы сокращения изложения. Эти навыки очень важны. Необходимо проверить работу, обращая внимание на синтаксические и орфографические ошибки, которые могут быть допущены учениками. Не забываем обращаться к орфографическому словарю в случае затруднения. Для подготовки к тестам у учащихся имеется тетрадь «Подготовка к ОГЭ». Сюда мы записываем темы, которые встречаются в тестовых заданиях. Постепенно в тетради появляется теоретический материал для запоминания и практические работы. Многие темы разбираются дома, затем на уроках можно задать вопрос и получить ответ от одноклассников или учителя. Во время уроков у каждого учащегося на столах лежат папки, они наполняются выполненными тестами и работой над ошибками. Обязательная страница в папке – мониторинг выполнения задания. Таблица приготовлена учителем, ребятам остается всего лишь расставить плюсы и минусы по темам. Чтобы выполнить тесты и написать изложение и сочинение без ошибок, обязательно работаем в программе «Веб-грамотей» (ОРФО -9). Кроме того, работаем на сайтах Е.Захарьиной и Сдам ГИА/Решу ОГЭ.
Разбираем требования к написанию сочинения. Изучаем критерии, просматриваем сочинения, написанные девятиклассниками в прошедшие годы. Это вселяет уверенность в учащихся, что экзамен можно сдать, если поставить цель и добиваться крепких знаний. В папках имеются Памятки «Как работать над сочинением». Прорабатываем все три вида сочинения, учимся писать строго по плану:
1.Тезис и его комментарий
2. Aргументы.
3.Вывод.
Такие сочинения учащиеся уже умеют писать, для них непривычна работа по подбору аргумента из текста. Но впоследствии навыки и умения появляются, необходима постоянная практика. В сочинении – рассуждении не должно быть пересказа, хотя вначале такие работы встречаются. Учу задавать себе вопрос: у меня пересказ или анализ. Это тоже помогает правильно изложить текст. Учащимся, выбравшим третью тему сочинения, обязательно советую отвести в тетради для подготовки к ОГЭ страницы для записи определений. Кроме того, знакомимся с темами, которые могут быть на экзамене. Первую (лингвистическую) тему выбирают , конечно, сильные учащиеся, интересующиеся русским языком.
Хочу поделиться опытом работы на сайте ФИПИ. Вместе с учащимися заходим на данный сайт, просматриваем разделы, предметы, по которым предстоят экзамены. Открытый банк заданий постоянно пополняется, обновляется. Не нужно искать изложения и сочинения на других сайтах. Аудиоизложения учащиеся прорабатывают дома. Часто учащиеся говорят о том, что тексты интересные, их можно пересказать родителям или друзьям. Все сочинения и тесты можно отработать.
Необходимо настроить учащихся, объяснить им, что ОГЭ – проверка знаний по темам школьного курса. Проводим психологические тренинги, собрания с родителями и учениками. Сдать экзамен может каждый девятиклассник, это вполне достижимая цель.