Подготовка учителя к применению в образовательном процессе интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов (в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта)
Баранова Галина Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент
ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула
Аннотация. В статье рассмотрен вопрос подготовки учителя к применению в образовательном процессе интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов (в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования). Раскрыты некоторые методические аспекты по использованию педагогом интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов в современной начальной школе. Даны практические рекомендации по включению интерактивных технологий в учебный процесс.
Ключевые слова: интерактивные технологии, цифровые образовательные ресурсы, информационная компетентность, повышение квалификации педагогических работников.
Одним из приоритетных направлений модернизации системы повышения квалификации педагогических кадров является подготовка современного учителя к организации и сопровождению образовательного процесса средствами интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов. В содержании Федерального государственного образовательного стандарта отмечается, что совершенствование образования сегодня сложно представить без внедрения информационных технологий. Их применение в учебном процессе начальной школы позволяет изменить преподавание учебных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения детьми учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и эффективность урока, а также обеспечивая реализацию идей развивающего обучения, совершенствуя формы и методы организации образовательного процесса.
Использование интерактивных технологий в учебном процессе будет способствовать развитию у учащихся начальных классов следующего комплекса умений: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, владеть практическими способами работы с информацией, уметь обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Применение интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов на уроках в начальной школе позволит учителю: модернизировать учебный процесс, повысить его эффективность, осуществить переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором младший школьник становится активным субъектом учебной деятельности; реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.
Однако следует отметить, что использование на уроке интерактивных технологий достаточно сложно и трудоемко, так как возрастает роль и ответственность учителя. Ему всегда приходится находиться в поиске приемов и средств организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы урок был максимально информативным, продуктивным, а главное – незабываемым.
Эффективность образования всегда зависела от уровня подготовки педагога. Сегодня он по-прежнему остается основным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию новой роли учителя. Преподаватель в высокотехнической среде является не только источником информации и академических фактов – он помогает учащимся понять сам процесс обучения.
От учителя начальных классов требуется свободная ориентация в динамическом информационном пространстве, готовность к внедрению инновационных процессов, осуществление интегративного обучения младших школьников, как к самим информационно-коммуникационным технологиям, так и к использованию их на различных этапах урока.
Одним из важных требований, предъявляемых к профессиональной подготовке современного учителя, раскрываемые в содержании Федерального государственного образовательного стандарта, является «информационная компетентность».
Приняв за основу исследования П.Н. Биленко, В.И. Блинова, М.В. Дулинова [4] по формированию информационной культуры педагога можно сформулировать основные положения по организации, содержанию образовательного процесса повышения квалификации учителей начальных классов, направленного на формирование информационной компетентности педагога:
- овладение основными инструментами пользователя компьютера; мультимедийными информационными источниками; инструментами коммуникации (Интернет, электронная почта); ИКТ – средствами (интерактивная доска, системы управления учебным процессом; цифровое и мультимедийное оборудование);
- развитие педагогического мышления (способности анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач профессиональной педагогической деятельности; проявление креативности, гибкости, критичности, системности, мобильности, оперативности мышления в ситуациях поиска и обработки необходимой информации);
- знание информационных технологий, их возможностей в совершенствовании педагогической деятельности; в профессиональном самосовершенствовании;
- освоение учителем новейших информационных, интерактивных технологий, применение их в своей профессиональной деятельности, изучение инновационного опыта в сфере информатизации образования;
- развитие способности адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных, интерактивных технологий, свой уровень информационной компетентности;
- развитие способности воспроизводить и осваивать новые знания, виды, формы деятельности в информационной среде, умение ориентироваться в информационной среде;
- профессиональное самосовершенствование на основе информационных, интерактивных технологий и формирование информационной компетентности у своих учеников.
Анализируя материалы исследований, разработанных экспертами ЮНЕСКО (экспертами общественной организации Society for Information Technology and Teacher/Education SITE)[7] и научные работы И.Г. Овчинниковой, Э.Э. Слабудиной, А.А. Дедюхиной [3] можно определить основные требования к подготовке учителя в сфере использования интерактивных технологий в профессиональной деятельности:
- Использование интерактивных технологий должно быть включено в каждый методический элемент образовательной программы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Учитель должен получить представление о широком спектре интерактивных технологий, уметь самостоятельно использовать их потенциал, разные способы применения в своей педагогической деятельности.
- Интерактивные технологии должны обязательно изучаться в педагогическом контексте. Ибо данный вид педагогических технологий есть некоторый инструментарий, используемый той или иной педагогической теорией. Решение учителем конкретных задач повышения своего образовательного уровня и уровня подготовки учащихся на современном этапе развития школы немыслимо без применения в учебном процессе новейших интерактивных технологий.
Отметим, что вариантов применения интерактивных технологий в образовательном процессе начальной школы достаточно много. Это и уроки с мультимедийной поддержкой (в классе имеется один компьютер с медиапроектором, которым пользуется учитель в качестве «электронной доски»), уроки с компьютерной поддержкой (в классе имеется несколько компьютеров, за которыми работают учащиеся группами или по очереди), уроки с использованием интерактивной доски.
Наиболее распространенным в опыте работы учителей начальных классов является применение мультимедийных технологий. Мультимедиа в переводе с английского означает «много средств»: звук, видео, графика (схемы, фотографии, рисунки). Если выразить кратко, мультимедиа – это компьютер плюс проектор, позволяющие спроецировать на экран информацию из любого компьютера Сети, а также из телевизора, видеомагнитофона и т. д. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает ученикам лучше запоминать материал, более глубоко проникать в суть изучаемого вопроса.
Мультимедиапрограммы представляют информацию в различных формах и тем самым повышают эффективность процесса обучения. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, составляет в среднем 30%, а приобретенные с использованием мультимедийных программ знания сохраняются в памяти учащихся значительно дольше. С методических позиций мультимедиа имеют следующие демонстрационные преимущества:
- представляют в трехмерном пространстве информацию, которая может быть дозирована в соответствии с особенностями процесса обучения;
- с помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную;
- можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты, которые по требованиям охраны труда нельзя проводить в школе.
Мультимедиаресурсы за счет увеличения доли информации, представленной в визуальной форме, открывают перед учителем новые возможности подачи учебного материала (цветные динамические иллюстрации, звуковое сопровождение, фрагменты «живых» уроков и пр.). Электронные способы получения, хранения и переработки информации позволяют вводить новые виды педагогической и учебной деятельности (создание учебных сайтов, составление словарей, справочников и т.п.). У школ и отдельных учителей появляются возможности создания электронных библиотек с готовыми мультимедиаресурсами, автоматизированного составления разнообразных дидактических материалов.
При использовании в обучении математике, русскому языку, окружающему миру мультимедийных технологий традиционная структура урока может принципиально не меняться. В ней по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики и насыщенность. Очевидно, мультимедиапрезентации более востребованы для обучения учащихся с визуально-аудиальной модальностью восприятия и расширяют возможности в усвоении материала учащимися с кинестетической модальностью восприятия.
Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
- образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;
- развивающий аспект – развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности;
- воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи.
При использовании на уроке мультимедиаресурсов учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т. п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой.
Использование интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Информатизация предоставляет учителю возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.
Список литературы:
1. Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация
системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой
учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского
государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия:
Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. No 14. С.
5–37.
2. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Развитие цифровой
грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной
среды // Перспективы науки и образования. 2019. No 2 (38). С. 167–193.
3. Дедюхина А.А. Принципы формирования информационной культуры педагога. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-informatsionnoy-kultury-pedagoga/pdf
4. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и
обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С.Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова М.: Издательство «Перо», 2019. 98 с.
5. Морозов А.В., Самборская Л.Н. Профессионализм учителя как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной cреды // Казанский педагогический журнал. 2018. No 6 (131). С. 43–48.
6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования /
А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.
Д.Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т
образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
(Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / науч. ред.
Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин).
7. Information and Communication Technology in Teacher Education A Planning Guide/Ed. Paul Resa.UNESCO.