Алексеева В.К.,учитель английского языка, НЧОУ СОШ «СВЕТОЧ»,г-к Анапа
ПОДГОТОВКА УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Публикуемая статья представляет опыт работы учителя английского языка по подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку на примере задания 3 устной части. Данное задание базового уровня сложности предполагает описание выбранной фотографии и оценивает умение строить монологическое высказывание, следуя определенному плану и теме. Автор полагает, что базовый уровень этого задания предполагает его схематический характер, что позволяет использовать заготовленные фразы и языковые клише для решения коммуникативной задачи. Некоторые из них приводятся в данной статье и могут быть использованы молодыми учителями в их педагогической деятельности.
В качестве примера рассмотрим технологию работы с заданием 3 устной части ЕГЭ по английскому языку, в соответствии с предложенными пунктами плана. Высказывание содержит две технические фразы - одна в начале и одна в конце монологического высказывания; вступительная фраза о теме, отражающей содержание фотографии; информация о месте и времени, когда была сделана фотография; кто изображен и что происходит. Далее необходимо сообщить, почему данная фотография хранится в альбоме и почему ты решил показать ее другу. Следует заметить, что на каждый пункт плана надо сказать 2-3 предложения, чтобы объем высказывания составил 12-15 фраз.
Свое сообщение учащиеся должны начать с технической фразы ‘I have chosen photo number…’, затем следует вступление, которое приглашает друга посмотреть твой фотоальбом. Например: ‘Will you look at my favourite photo, Sveta? I find it colourful and eye-catching’.
Далее необходимо приступить к выполнению первого пункта плана - сообщить, где и когда сделано фото. Важно не пропустить ни место, ни время, употребив простое прошедшее время. Например, можно сказать так: ‘This photo was taken in Sochi last summer, when I was on summer holidays. I was happy to spend two weeks with my relatives there ’.
Второй пункт плана предполагает сказать, кто или что изображено на фотографии, а также, как люди выглядят и что чувствуют. Можно указать, что находится сбоку или на заднем плане, если таковые имеются на картинке. Например: ‘In the foreground of the photo you can see my friend/cousin/uncle, standing/playing/walking in the park/ forest/field (в зависимости от того, что изображено на картинке). She/he looks happy/excited/joyful. In the background/on the left there is…’
Третий пункт плана связан со вторым пунктом и требуется сказать, что делает или делают персонажи на данном фото. Считается, что фразы, описывающие действия, происходящие на фотографии, должны проговариваться в настоящем длительном времени, так как мы комментируем действия, происходящие на наших глазах. Например: ‘She/he is sitting on the grass and posing for my camera. She is talking to me. She is wearing…She is definitely enjoying the moment’.
Второй и третий пункты плана являются основанием для сообщения о причине хранения фотографии в своем альбоме. При выполнения данного пункта учащимся следует употреблять эмоционально окрашенные фразы типа: ‘Personally, I keep this photo in my album, because it reminds me about wonderful days of my stay in Sochi. I couldn’t but take this photo because of its emotional atmosphere.
Отвечая на пятый пункт плана, учащимся необходимо показать общность интересов с другом, объяснив, почему он выбрал для показа это фото. Например: ‘By the way, I decided to show this photo to you, as you are interested in…. Целесообразно употреблять так называемые «домашние заготовки», так как это задание базового уровня предполагает знание языковых клише и устойчивых фраз. Например: ‘By the way, I decided to show this photo to you, as I wanted to share my memories with you’.
Чтобы упростить выполнение задания, рекомендуется придумать унифицированную заключительную фразу, которая подходила бы для описания любой фотографии. Например, одной из таких фраз можно считать: ‘Finally speaking, I hope, you will show me your stunning photos next time’. После этого надо завершить свое монологическое высказывание технической фразой: ‘That is all I wanted to say’.
Практика показывает, что подобная подготовка помогает учащимся уверенней чувствовать себя на экзамене и успешно выполнить данный вид задания.
Библиография.
1. М.В.Вербицкая, К.С.Махмурян, Е.Н.Нечаева, Английский ЕГЭ. Типовые задания.-М.:»Просвещение»,2018.
2. М.Гаджиева, Е.Меджибовская, Николас Вейн Кумбс, ЕГЭ Английский язык: Устная часть: Сборник тестов. М.:Издательство Билингва,2018.
3. Примерные программы по иностранным языкам//Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2-11 классы/Образование в документах и комментариях.-М.: АСТ:Астрель, 2004.