Подгрупповое логопедическое занятие “История про Машу и Жанну. Автоматизация звуков ш, ж в словах, предложениях”.
Тема : “Автоматизация звуков ш, ж в словах, предложениях”
Образовательная область: познавательно-речевое развитие.
Задачи:
1.автоматизировать правильное произношение звуков ш, ж;
2.совершенствовать грамматический строй речи;
3.совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
4.расширять и активизировать словарный запас;
5.развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Оборудование: куклы Маша и Жанна, нарисованный домик, сундучок, одежда для Жанны, рисунки: кошка, мышка, ежик, лягушка; пособие для развития тонкой моторики (с крышечками) : камыш, избушка, вишня, солнышко, гармошка, машина; предметные картинки, имеющие в названии шипящие звуки и без них.
Ход занятия
1.Оргмомент.
Упражнение на внимание “Ракета. Машина. Самолет”
Логопед предлагает детям слушать его команды и выполнять соответствующие движения (“ракета”- руки вверх, “самолет” - руки в стороны, “машина” -присесть).
2.Объявление темы и цели занятия.
3.Артикуляционная гимнастика в форме сказки.
-Ребята, познакомьтесь, это Маша. А это ее домик.
-Хотите послушать историю про Машу и ее подружку?
-Проснулась Маша утром, умылась, почистила зубы (артикуляционное упражнение “Почистим зубы”. Собралась чая попить. Налила чая в чашку (упражнение чашечка). Поставила на стол блинчики с вареньем (упражнения “Блинчик”, “Вкусное варенье”). Попила чая и решила посмотреть, какая погода на улице: идет ли снег, есть ли ветер? (Детям предлагается показать, как шумит ветер: ш-ш-ш-ш).
-Маша взяла саночки и пошла на горку. Покаталась немножко и стало ей скучно. Решила она сходить к своей подружке Жанне и позвать ее на улицу.
4.Лексико-грамматические упражнения.
-Посмотрите, это Жанна (показывается кукла Жанна).
-Жанна попросила свою подружку, чтобы та подождала, пока она оденется, и они вместе пойдут гулять.
-Ребята, давайте поможем Жанне одеться на прогулку.
(На куклу надевается зимняя одежда)
-На ноги наденем…штанишки.
-На платьице наденем… жилетку.
-На голову наденем…шапку.
-Шею повяжем…шарфом.
-Потом наденем теплую…шубку.
-А на ручки наденем…варежки.
-Посмотрите, ребята, теперь Жанна готова идти на прогулку.
-Ребята, давайте расскажем про подружек веселый стишок.
Аша-аша-аша- вышли Жанна с Машей
Ошка-ошка-ошка- погулять немножко
Жок-жок-жок- падает снежок
Ши-ши-ши- веселятся малыши
5.Физминутка.
6.Сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь. Вносится сундучок.
-Ребята, это сундучок от Жанны и Маши. Давайте посмотрим, что в нем находится.
-Здесь лежит открытка. Сейчас я прочту небольшое послание нам.
Вы, ребята, молодцы!
Вы, ребята, удальцы!
Мы прислали развлеченье.
Вы – играйте с увлеченьем!
7.Упражнения для развития мелкой моторики. Работа по словообразованию.
-Посмотрите, ребята, что лежало в сундучке. Это пластиковая крышечка. Девочки предлагают нам поиграть в интересную игру.
(Каждому ребенку по пособию-картинке, круглые элементы которой – резьба для крышечки. На столах стоят коробки с крышками. Задача детей – прикрутить крышки, чтобы получилась полная картинка. Ребенок называет свою картинку, а также отвечает на вопрос : “А как можно еще сказать?” В названиях всех картинок присутствуют звуки ш или ж : избушка (дом, домик), машина (автомобиль, машинка), гармошка (гармонь), камыш (камыши), солнышко (солнце), вишня (вишни).
8.Отгадывание загадок с шипящими звуками.
Из сундучка достаются разноцветные карточки с загадками. В отгадках присутствуют звуки ш, ж. Также картинки с изображением предмета- отгадки: лягушки, мышка, кошка, ежик.
Концерт на болоте Живет она в норке,
Устроили квакушки. Грызет сухие корки.
Певучие, прыгучие, зеленые…(лягушки) Маленькая слишком
Мордочка усатая, серенькая…(мышка)
Шубка полосатая,
Часто умывается, Нам нужны иголки для шитья,
А с водой не знается. Кому нужны иголки для житья?
(Кошка) (Ежик)
9.Подведение итогов. Рефлексия.
-Ребята, Маше и Жанне очень понравились наши совместные игры.
-А вам понравилось?