«П одходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО и АОП ДО»
Среда – это условия оптимального саморазвития личности
Жан-Жак Руссо
Главное условие индивидуального развития личности
Селестен Френе
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития
С.Л.Новосёлова
РППС – представляет собой единство специально организованного пространства как внешнего, так и внутреннего, материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, материалов для организации самостоятельной творческой деятельности детей. (ФОП ДО)
ППРОС –предметно-пространственная развивающая образовательная среда. (АОП ДО)
ППРОС обеспечивает и гарантирует:
- Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей…
- Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОО…..
- Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми……
- Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования.. педагогов…
- Открытость ДО и вовлечение родителей в образовательную деятельность..
Требования к ППРОС
- содержательно – насыщенная и динамичная
- трансформируемая
- полифункциональная
- доступная
- безопасная
- эстетичная
Насыщенность среды(разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в здании и на участке) должна соответствовать:
- возрастным возможностям детей
- содержанию Программы
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости:
- от образовательной ситуации
- от меняющихся интересов детей
- от возможностей детей
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.)
наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления полифункциональных предметов ( в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)
Вариативность среды предполагает:
Разнообразных материалов
и игрушек для
обеспечения
свободного выбора
детьми
Наличие различных
пространств
для игры, конструирования,
уединения и т.д.
Периодическую сменяемость
Появление новых
игрового материала
предметов,
которые стимулируют
игровую, двигательную,
познавательную и
исследовательскую
активность детей
Доступность среды предполагает:
- Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
- Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
- Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды:
Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларация соответствия
Вариант организации внутренней инфраструктуры ДОО в виде центров
1. Центр двигательной активности («Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие»)
2. Центр безопасности («Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Познавательное»)
3. Центр игры («Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Познавательное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»)
4. Центр конструирования («Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Познавательное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое»)
5. Центр логики и математики («Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Познавательное»)
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда («Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Познавательное»)
Вариант организации внутренней инфраструктуры ДОО в виде центров
7. Центр познания и коммуникации детей («Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Познавательное»)
8. Книжный уголок («Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно-эстетическое»)
9. Центр театрализации и музицырования («Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно-эстетическое», «Физическое»)
10. Центр уединения
11. Центр коррекции
12. Центр творчества («Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно-эстетическое»)
Познавательное развитие
Примерные центры:
- Центр «Мы познаем мир» или Уголок краеведения,
- центр сенсорного развития,
- центр конструктивной деят-ти,
- центр математического развития
- Центр экспериментирования.
РЕЧЕВОЕ развитие – включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д.
Примерные центры:
- центр речевого развития или уголок речи и грамотности
- центр «Будем говорить правильно»
- центр «Здравствуй, книжка»
- логопедический уголок дидактические игры и упражнения, (на карточках), картинки по лексическим темам, игры для развития мелкой моторики, шнуровки, печатные игры
Художественно-эстетическое развитие включает в себя -музыкальное, изобразительное, словесное искусство
Примерные центры:
- Центр изобразительной деятельности или уголок творчества «Умелые руки»
- Центр музыкально-театрализованной деятельности
Физическое развитие
Включает ОО области «Физическая культура», «Здоровье»;
Интеграция: коммуникация, познание, музыка, здоровье, социализация, безопасность.
Примерные центры:
- Центр физического развития
- Центр сохранения здоровья
- Спортивный уголок «Будь здоров!»
«Что вы знаете о ППРОС?»
Вывод:
организация ППРОС в ДОУ с учетом требований ФГОС ДО и АОП ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
Обсуждение, обмен опытом, подведение итогов, принятие решения педагогического совета.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ