СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Подлинные и мнимые ценности жизни» (по трилогии Л.Н. Толстого «Юность»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Подлинные и мнимые ценности жизни" 

Просмотр содержимого документа
««Подлинные и мнимые ценности жизни» (по трилогии Л.Н. Толстого «Юность»)»



Урок по литературе в 9 классе

Тема: «Подлинные и мнимые ценности жизни» (по трилогии Л.Н. Толстого «Юность»)


Тип урока: урок «открытия» нового знания

Целевой компонент урока.

Педагогические цели:

1.Организовать работу по осмысленному чтению фрагментов текста повести.

2.Провести анализ, путем нахождения мнимых и подлинных ценностей в тексте повести, а также отметить правильное и ложное поведение главного героя.

3.Создать условия для прогнозирования содержания урока с помощью ключевых слов.

4.Организовать работу детей в группах, создать условия для того, чтобы услышать и принять иные точки зрения.

5.Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока (организовать работу с таблицами и кластером).

6.Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.

7.Создать обстановку, благоприятную для учебной работы.

8.Создать условия ценностно- ориентированного анализа мыслей персонажа в сравнении с собственным жизненным опытом.

Ожидаемый результат:

1.Учащиеся осмысленно читают текст повести.

2.Учащиеся проводят анализ текста повести, формируют понятие о подлинных и мнимых ценностях жизни.

3.Учащиеся прогнозируют содержание урока с помощью ключевых слов.

4.Обучающиеся умеют работать в группах, уважать разные точки зрения.

5.Учащиеся проявляют творчество и активность на уроке.

6.Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности, высказывают свое отношение к теме урока.

7.Учащиеся получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.

Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оснащение урока:

- раздаточный материал для работы на уроке,

- рабочие тетради по литературе,

- диски с записью фильма.

Мультимедийный урок строится на основе художественного чтения и анализа повести учащимися, музыкального сопровождения и эксклюзивной демонстрации подборки электронных слайдов и видеороликов по теме урока. Мультимедийное сопровождение играет большую роль в формировании особой атмосферы, приближающей участников и зрителей к проблеме урока.

Форма урока: комбинированный урок с мультимедийной презентацией и элементами читательского восприятия

Область применения: уроки литературы, тематические вечера, литературные гостиные

Оформление:

Авторская медиаразработка: презентация MO Power Point

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или компьютер с программным обеспечением Windows XP/Vista, экран, магнитофон, усилительные колонки.

Домашнее задание.

Дочитать трилогию до конца.





Ход урока:

Слайд № 1

Здравствуйте, ребята.

Какое у Вас сегодня настроение? У меня весеннее, приподнятое…

У меня для вас есть сюрприз, это небольшой мультфильм. Давайте посмотрим его вместе и ответим на вопрос: «О чем же этот мультфильм?». Готовы? Внимание на экран!

Слайд № 2

(Мультипликационный фильм «Ценности нашей жизни»)

Друзья мои, скажите мне, о чем этот мультфильм? Он будет связан с темой урока.

(О ценностях нашей жизни Главная героиня очень бедна и вынуждена каждый день приходить на помойку в поиске вещей. Однажды женщина находит дорогие украшения и решает подарить им вторую жизнь. Старушка живет на свалке совсем одна. Почему она здесь и почему одна? На обычную бомжиху она не похожа. Какая-то даже интеллигентная. Люди одинокими остаются по разным причинам: у кого-то все умерли, кого-то предали родственники ( и такое бывает в нашей жизни), кто-то бывает сам опускается - ему удобнее плыть по течению и ничего не предпринимать в этой жизни. И ведут они себя в такой ситуации по- разному. А эта старушка, как малое дитя, вызывает только добрые чувства и жалость. Мультфильм "Ценности жизни", дает нам понять, что счастье не в богатстве, что надо научиться ценить то, что мы имеем!)

А название этого мультфильма «О настоящих ценностях жизни».

Друзья, скажите, а какое толковое значение вы могли бы дать слову «ЦЕННОСТЬ»? (ответы детей) Давайте посмотрим по словарю.

Слайд № 3

Сергей Иванович Ожегов в своем толковом словаре пишет, что ценность- это то, что имеет важное, ценное значение. Из урока обществознание вы знаете, что ценности жизни бывают разные: духовные, культурные, материальные


На доске вы видите корзинку идей. А перед вами лежат листы бумаги. Пусть каждый из вас запишет одну ценность его жизни на листочке и озвучив прикрепит к нашей корзиночке.

(в конце) Я опускаю в корзинку свою первую ценность. Это – добро.


Человек размышляет о ценностях жизни с самого начала своего существования. Многие поэты и писатели говорили об этом в своих творениях.


Слайд№ 4

Величайший русский писатель- гуманист Лев Николаевич Толстой касается ценностей жизни человека во всех своих многочисленных произведениях. А он создал их за свою жизнь не мало- 279. Писал он и о жизненных ценностях молодого поколения.

Слайд№ 5

Нужно сказать, что свое первое литературное произведение Лев Николаевич написал в юном возрасте- «Мой первый литературный опыт состоялся в пору моей юности. В возрасте 24 лет я написал повесть «Детство»-первые робкие литературные шаги мои…»- пишет в одном из своих дневников писатель. Толстой вел дневники очень тщательно всю свою жизнь.

Именно поэтому мы тоже сегодня будем работать в творческих дневниках


Слайд № 6

По мнению Льва Толстого, молодой возраст человека условно можно разделить на три части: детство, отрочество и юность.

В каком возрасте находитесь вы, ребята?

- Друзья, вы догадались о каком художественном произведении мы сегодня с вами будем говорить? (ЮНОСТЬ)

Как можно связать мультфильм о ценностях жизни и эту повесть? (Ценности жизни в повести «Юность»).

Кроме того, что ценность бывает духовно, культурной, материальной, можно разделить еще на две классификации: подлинные и мнимые.

- Как вы понимаете, что значит ПОДЛИННЫЕ и что МНИМЫЕ ценности? (Дети дают ответы)

Верно, подлинные –это настоящие, а мнимые- ложные.

Совершенно верно. Тогда как будет звучать наша тема урока?


Слайд № 7

Тема сегодняшнего урока: «Подлинные и мнимые ценности жизни». ( по повести Л.Н. Толстого « Юность»)


На уроке ребята мы с вами попытаемся разобраться в подлинных и мнимых ценностях жизни человека, анализируя повесть Льва Толстого «Юность».


Слайд № 8 -Урок у нас с вами необычный. Поэтому и оценки тоже на нем будут не обычные. За правильные ответы вы будете зарабатывать баллы


Слайд № 9 - Ребята, давайте мы с вами составим кластер по тому материалу, который вам уже известен и систематизируем свои знания. В ваших творческих дневниках есть макет кластера. Задание №1.

Вы видите текст, выделяя ключевые слова, заполните таблицу кластера.

За задание вы можете заработать 5 баллов.

Есть желающие поработать у доски? (на доске крепят готовые листы с ответами на ватман)

(АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ)

( ТРИЛОГИЯ)

(«ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ.»)

(НИКОЛЕНЬКА ИРТЕНЬЕВ)

( ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ)

Молодцы ребята, вы ответили правильно на все вопросы и заполнили таблицу. Посчитайте количество баллов.. Слайд № 10


Слайд № 11

Внутренний монолог, ребята- это художественный прием, который используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Это- воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому  себе и не произнесенной вслух.  Этот прием Толстой использует, чтобы рассказать нам о жизненных ценностях Николеньки Иртеньева.


Слайд № 12 - Чтобы понять главного героя, давайте обратимся к фрагментам повести. Будем работать с текстом в группах. Задание №2

Первая группа работает с эпизодами из главы 3 «Мечты»,

2я группа работает с главой 31«Комильфо»,

3я группа работает с 43 главой «Новые товарищи».

- Работаем с текстом, делая пометки на полях, что ценно для Николеньки Иртеньева. Укажите, какие из ценностей подлинные, а какие мнимые?

Результаты работы вы оформите в творческих дневниках в виде скелета рыбы (Фишбоун)-верхние косточки-это подлинные ценности, нижние- это мнимые. Каждая группа будет заполнять свои выводы.

- За это задание вы можете заработать до 9 баллов. (Время для работы 3 минуты)


Слушаем первую группу (ребята читают свои ответы) Слайд № 13

Слушаем вторую группу: ребята, а то такое комильфо? Слайд № 14, какие ценности выделили по тексту? Слайд № 15

Слушаем третью группу ребята читают свои ответы) Слайд № 16

Тетрадь с заглавием «Правила жизни» была спрятана с черновыми ученическими тетрадями…но герой возвращается к ним в конце повести. Давайте посмотрим фрагмент из фильма, глава «Я проваливаюсь» Слайд № 17

После просмотра: - Ребята, отчаяние, охватившее Николеньку после позорного провала на первых же университетских экзаменах, породило решимость начать новую, деятельную, нравственную жизнь и написать новые правила.

К каким выводам пришёл наш Николенька Иртеньев?

Давайте подытожим, всё о чём мы с вами говорили. Заполним рыбий хвост (вывод) – (Ребята высказываются)

Слайд № 18

Перед нами живой человек, со своими потерями и приобретениями, который пытается найти ответы на многие вопросы. Это “человек дороги, пути”. Вывод: ценности меняются в течение жизни, но только добро и любовь истинны.

И не случайно Николенька Иртеньев тоже приходит к этой мысли. Согласитесь, ребята, что только добро, сострадание и любовь ко всему живому- вот истина нашей жизни. Своему другу Дмитрию он говорит: «Юность- пора заблуждений и путь в тоннеле. Найдешь верный выход из него- человеком станешь».

-Ребята, посчитайте количество баллов за свои ответы



- Пришло время заглянуть в нашу корзинку идей и понять какие же ценности подлинные, а какие мнимые? (листы из корзины на доске разделяем на две части)

Сравните ценности Вашего поколения с ценностями героя повести. Выскажите своё мнение.

(Читаю несколько). Ценности вашего поколения и моего, они немного отличаются. Но в течение жизни ваши взгляды и ценности поменяются.


Слайд № 19

- Лев Николаевич Толстой писал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться».


- Давайте подведём итоги нашего урока,с помощью необычного кубика. На гранях которого вопросы. Правильно ответив на вопрос, вы не только заработаете балл, но и получите подарок.

(После того, как ответил первый ученик на вопрос, берет подарок. И вслух читает.)

1.Поделись своим мнением о произведении

2.Пофантазируйте, какие правила жизни мог сформулировать Николенька Иртеньев

3. Объясните, как изменяются ценности в течении жизни?

4.Предложи три аргумента доказывающих актуальность произведения для ваших ровесников

5.Назови героев повести.

6.Почему повесть называется «Юность»?


Слайд № 20

- Наш урок подходит к концу. Прошу Вас ребята, посчитайте количество баллов и поставьте себе отметку за работу на уроке. В качестве домашней работы я предлагаю выполнить задание «Не бойтесь чистого листа!» Вам нужно будет сформулировать собственные правила жизни. Кому это задание покажется сложным….


В конце жизни, убеленный сединой Лев Толстой написал свое обращение к юношеству, которое он назвал «Верьте себе». “Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такое, зачем живу я и зачем живут все окружающие меня люди? Да, верьте себе, когда в душе вашей будут говорить не желание превзойти других людей, отличиться от других, …, а верьте себе, когда главное желание вашей души будет то, чтобы самому быть лучше…»


Друзья, если вы считаете, что хорошо поработали на уроке, если Вам было интересно, то вознаградите себя и своих товарищей аплодисментами, если нет топайте.

Слайд №21

Я благодарю Вас за работу на уроке и хочу подарить на память о нашей встрече закладочки с правилами жизни мудрого писателя.





5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!