Урок по литературе в 9 классе
Тема: «Подлинные и мнимые ценности жизни» (по трилогии Л.Н. Толстого «Юность»)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Целевой компонент урока.
Педагогические цели:
1.Организовать работу по осмысленному чтению фрагментов текста повести.
2.Провести анализ, путем нахождения мнимых и подлинных ценностей в тексте повести, а также отметить правильное и ложное поведение главного героя.
3.Создать условия для прогнозирования содержания урока с помощью ключевых слов.
4.Организовать работу детей в группах, создать условия для того, чтобы услышать и принять иные точки зрения.
5.Активизировать детей на творческую работу на всех этапах урока (организовать работу с таблицами и кластером).
6.Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.
7.Создать обстановку, благоприятную для учебной работы.
8.Создать условия ценностно- ориентированного анализа мыслей персонажа в сравнении с собственным жизненным опытом.
Ожидаемый результат:
1.Учащиеся осмысленно читают текст повести.
2.Учащиеся проводят анализ текста повести, формируют понятие о подлинных и мнимых ценностях жизни.
3.Учащиеся прогнозируют содержание урока с помощью ключевых слов.
4.Обучающиеся умеют работать в группах, уважать разные точки зрения.
5.Учащиеся проявляют творчество и активность на уроке.
6.Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности, высказывают свое отношение к теме урока.
7.Учащиеся получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.
Используемая технология: технология развития критического мышления (ТРКМ).
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оснащение урока:
- раздаточный материал для работы на уроке,
- рабочие тетради по литературе,
- диски с записью фильма.
Мультимедийный урок строится на основе художественного чтения и анализа повести учащимися, музыкального сопровождения и эксклюзивной демонстрации подборки электронных слайдов и видеороликов по теме урока. Мультимедийное сопровождение играет большую роль в формировании особой атмосферы, приближающей участников и зрителей к проблеме урока.
Форма урока: комбинированный урок с мультимедийной презентацией и элементами читательского восприятия
Область применения: уроки литературы, тематические вечера, литературные гостиные
Оформление:
Авторская медиаразработка: презентация MO Power Point
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук или компьютер с программным обеспечением Windows XP/Vista, экран, магнитофон, усилительные колонки.
Домашнее задание.
Дочитать трилогию до конца.
Ход урока:
Слайд № 1
Здравствуйте, ребята.
Какое у Вас сегодня настроение? У меня весеннее, приподнятое…
У меня для вас есть сюрприз, это небольшой мультфильм. Давайте посмотрим его вместе и ответим на вопрос: «О чем же этот мультфильм?». Готовы? Внимание на экран!
Слайд № 2
(Мультипликационный фильм «Ценности нашей жизни»)
Друзья мои, скажите мне, о чем этот мультфильм? Он будет связан с темой урока.
(О ценностях нашей жизни Главная героиня очень бедна и вынуждена каждый день приходить на помойку в поиске вещей. Однажды женщина находит дорогие украшения и решает подарить им вторую жизнь. Старушка живет на свалке совсем одна. Почему она здесь и почему одна? На обычную бомжиху она не похожа. Какая-то даже интеллигентная. Люди одинокими остаются по разным причинам: у кого-то все умерли, кого-то предали родственники ( и такое бывает в нашей жизни), кто-то бывает сам опускается - ему удобнее плыть по течению и ничего не предпринимать в этой жизни. И ведут они себя в такой ситуации по- разному. А эта старушка, как малое дитя, вызывает только добрые чувства и жалость. Мультфильм "Ценности жизни", дает нам понять, что счастье не в богатстве, что надо научиться ценить то, что мы имеем!)
А название этого мультфильма «О настоящих ценностях жизни».
Друзья, скажите, а какое толковое значение вы могли бы дать слову «ЦЕННОСТЬ»? (ответы детей) Давайте посмотрим по словарю.
Слайд № 3
Сергей Иванович Ожегов в своем толковом словаре пишет, что ценность- это то, что имеет важное, ценное значение. Из урока обществознание вы знаете, что ценности жизни бывают разные: духовные, культурные, материальные
На доске вы видите корзинку идей. А перед вами лежат листы бумаги. Пусть каждый из вас запишет одну ценность его жизни на листочке и озвучив прикрепит к нашей корзиночке.
(в конце) Я опускаю в корзинку свою первую ценность. Это – добро.
Человек размышляет о ценностях жизни с самого начала своего существования. Многие поэты и писатели говорили об этом в своих творениях.
Слайд№ 4
Величайший русский писатель- гуманист Лев Николаевич Толстой касается ценностей жизни человека во всех своих многочисленных произведениях. А он создал их за свою жизнь не мало- 279. Писал он и о жизненных ценностях молодого поколения.
Слайд№ 5
Нужно сказать, что свое первое литературное произведение Лев Николаевич написал в юном возрасте- «Мой первый литературный опыт состоялся в пору моей юности. В возрасте 24 лет я написал повесть «Детство»-первые робкие литературные шаги мои…»- пишет в одном из своих дневников писатель. Толстой вел дневники очень тщательно всю свою жизнь.
Именно поэтому мы тоже сегодня будем работать в творческих дневниках
Слайд № 6
По мнению Льва Толстого, молодой возраст человека условно можно разделить на три части: детство, отрочество и юность.
В каком возрасте находитесь вы, ребята?
- Друзья, вы догадались о каком художественном произведении мы сегодня с вами будем говорить? (ЮНОСТЬ)
Как можно связать мультфильм о ценностях жизни и эту повесть? (Ценности жизни в повести «Юность»).
Кроме того, что ценность бывает духовно, культурной, материальной, можно разделить еще на две классификации: подлинные и мнимые.
- Как вы понимаете, что значит ПОДЛИННЫЕ и что МНИМЫЕ ценности? (Дети дают ответы)
Верно, подлинные –это настоящие, а мнимые- ложные.
Совершенно верно. Тогда как будет звучать наша тема урока?
Слайд № 7
Тема сегодняшнего урока: «Подлинные и мнимые ценности жизни». ( по повести Л.Н. Толстого « Юность»)
На уроке ребята мы с вами попытаемся разобраться в подлинных и мнимых ценностях жизни человека, анализируя повесть Льва Толстого «Юность».
Слайд № 8 -Урок у нас с вами необычный. Поэтому и оценки тоже на нем будут не обычные. За правильные ответы вы будете зарабатывать баллы
Слайд № 9 - Ребята, давайте мы с вами составим кластер по тому материалу, который вам уже известен и систематизируем свои знания. В ваших творческих дневниках есть макет кластера. Задание №1.
Вы видите текст, выделяя ключевые слова, заполните таблицу кластера.
За задание вы можете заработать 5 баллов.
Есть желающие поработать у доски? (на доске крепят готовые листы с ответами на ватман)
(АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ)
( ТРИЛОГИЯ)
(«ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ.»)
(НИКОЛЕНЬКА ИРТЕНЬЕВ)
( ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ)
Молодцы ребята, вы ответили правильно на все вопросы и заполнили таблицу. Посчитайте количество баллов.. Слайд № 10
Слайд № 11
Внутренний монолог, ребята- это художественный прием, который используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Это- воспроизведение речи действующего лица, обращенной к самому себе и не произнесенной вслух. Этот прием Толстой использует, чтобы рассказать нам о жизненных ценностях Николеньки Иртеньева.
Слайд № 12 - Чтобы понять главного героя, давайте обратимся к фрагментам повести. Будем работать с текстом в группах. Задание №2
Первая группа работает с эпизодами из главы 3 «Мечты»,
2я группа работает с главой 31«Комильфо»,
3я группа работает с 43 главой «Новые товарищи».
- Работаем с текстом, делая пометки на полях, что ценно для Николеньки Иртеньева. Укажите, какие из ценностей подлинные, а какие мнимые?
Результаты работы вы оформите в творческих дневниках в виде скелета рыбы (Фишбоун)-верхние косточки-это подлинные ценности, нижние- это мнимые. Каждая группа будет заполнять свои выводы.
- За это задание вы можете заработать до 9 баллов. (Время для работы 3 минуты)
Слушаем первую группу (ребята читают свои ответы) Слайд № 13
Слушаем вторую группу: ребята, а то такое комильфо? Слайд № 14, какие ценности выделили по тексту? Слайд № 15
Слушаем третью группу ребята читают свои ответы) Слайд № 16
Тетрадь с заглавием «Правила жизни» была спрятана с черновыми ученическими тетрадями…но герой возвращается к ним в конце повести. Давайте посмотрим фрагмент из фильма, глава «Я проваливаюсь» Слайд № 17
После просмотра: - Ребята, отчаяние, охватившее Николеньку после позорного провала на первых же университетских экзаменах, породило решимость начать новую, деятельную, нравственную жизнь и написать новые правила.
К каким выводам пришёл наш Николенька Иртеньев?
Давайте подытожим, всё о чём мы с вами говорили. Заполним рыбий хвост (вывод) – (Ребята высказываются)
Слайд № 18
Перед нами живой человек, со своими потерями и приобретениями, который пытается найти ответы на многие вопросы. Это “человек дороги, пути”. Вывод: ценности меняются в течение жизни, но только добро и любовь истинны.
И не случайно Николенька Иртеньев тоже приходит к этой мысли. Согласитесь, ребята, что только добро, сострадание и любовь ко всему живому- вот истина нашей жизни. Своему другу Дмитрию он говорит: «Юность- пора заблуждений и путь в тоннеле. Найдешь верный выход из него- человеком станешь».
-Ребята, посчитайте количество баллов за свои ответы
- Пришло время заглянуть в нашу корзинку идей и понять какие же ценности подлинные, а какие мнимые? (листы из корзины на доске разделяем на две части)
Сравните ценности Вашего поколения с ценностями героя повести. Выскажите своё мнение.
(Читаю несколько). Ценности вашего поколения и моего, они немного отличаются. Но в течение жизни ваши взгляды и ценности поменяются.
Слайд № 19
- Лев Николаевич Толстой писал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться».
- Давайте подведём итоги нашего урока,с помощью необычного кубика. На гранях которого вопросы. Правильно ответив на вопрос, вы не только заработаете балл, но и получите подарок.
(После того, как ответил первый ученик на вопрос, берет подарок. И вслух читает.)
1.Поделись своим мнением о произведении
2.Пофантазируйте, какие правила жизни мог сформулировать Николенька Иртеньев
3. Объясните, как изменяются ценности в течении жизни?
4.Предложи три аргумента доказывающих актуальность произведения для ваших ровесников
5.Назови героев повести.
6.Почему повесть называется «Юность»?
Слайд № 20
- Наш урок подходит к концу. Прошу Вас ребята, посчитайте количество баллов и поставьте себе отметку за работу на уроке. В качестве домашней работы я предлагаю выполнить задание «Не бойтесь чистого листа!» Вам нужно будет сформулировать собственные правила жизни. Кому это задание покажется сложным….
В конце жизни, убеленный сединой Лев Толстой написал свое обращение к юношеству, которое он назвал «Верьте себе». “Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такое, зачем живу я и зачем живут все окружающие меня люди? Да, верьте себе, когда в душе вашей будут говорить не желание превзойти других людей, отличиться от других, …, а верьте себе, когда главное желание вашей души будет то, чтобы самому быть лучше…»
Друзья, если вы считаете, что хорошо поработали на уроке, если Вам было интересно, то вознаградите себя и своих товарищей аплодисментами, если нет топайте.
Слайд №21
Я благодарю Вас за работу на уроке и хочу подарить на память о нашей встрече закладочки с правилами жизни мудрого писателя.
5