Подробный конспект урока/занятия/мероприятия |
Фаза урока/занятия/ мероприятия | Этап урока | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Название метода - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода -Происхождение метода (авторский, заимствованный, адаптированный) | Инструкции педагога обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО |
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия | | | Название метода «Лотерея», адаптированный Цель: распределение студентов на мини-команды Необходимые материалы: цветные карточки «лотерейные билеты» (или с изображением вида транспорта - автомобильный, железнодорожный, морской, авиа) Предварительная подготовка: подготовить «лотерейные билеты» Технология проведения: студенты при входе в аудиторию вытягивает «лотерейный билет», | Студенты проходят к столам в соответствии с данными «лотерейных билетов». |
Инициация (приветствие, знакомство) | 5 мин | Название метода - «Чудесное приветствие», адаптированный Цель: Создание доброжелательной, непринуждённой психологической атмосферы в аудитории для приветствия друг друга, настроить участников семинара на рабочий лад Задачи: формирование положительной мотивации, создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы. Необходимые материалы: не требуются Предварительная подготовка: не нужна Технология проведения Студенты становятся в круг, берутся за руки, обмениваются взглядами друг с другом, тем самым приветствуя друг друга, демонстрируя свое доброе отношение друг к другу Примечание: Преподавателю необходимо контролировать эмоциональный фон группы. Кроме того, модератор контролирует моральную и этическую сторону предложенных способов приветствия. | Добрый день! Поприветствуем друг друга. Преподаватель (модератор) следит за выполнением приветствия предложенным методом всеми участниками, приободряя участников в случае их застенчивости. Молодцы! Мы поприветствовали друг друга и нам можно перейти к дальнейшей работе. |
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия | Целеполагание (погружение в тему, определение целей) | 5 – 7 мин | Название метода- «Переводчик», адаптированный Цель, задачи: определить тему и цель урока, обеспечить концентрацию внимания, настроить слушателей на дальнейшую работу, повысить интерес Необходимые материалы: плакаты с ребусами (формат А4, на столах у студентов), мультимедийное оборудование для демонстрации слайдов презентации (не является обязательным условием для проведения) Предварительная подготовка: разработать ребус – базовые слова темы, подготовить презентацию, чтобы усилить ощущения перед "погружением" в мероприятие. Необходимо, чтобы каждый студент почувствовал себя любопытным путешественником, ожидающим своего самого долгожданного и желанного путешествия. Технология проведения: студенты работают в мини-командах разгадывают ребус (тема урока), прорабатывают цели урока, для раскрытия поставленной темы в полном объёме Примечание: необходимо контролировать регламент и ход выполнения предложенной работы. В случае возникновения вопросов или каких-либо трудностей у участников мини-групп своевременно и ненавязчиво оказывать помощь в решении ребусов Варианты проведения: ребусы можно заменить кроссвордом. Мини-группам раздать одинаковые кроссворды с темой занятия и провести игру «Кто быстрее отгадает» или «Угадай-ка» | Поднимите, пожалуйста, руки, кто из вас любит путешествия?! (большинство поднимут руки). Оказывается, почти каждый из вас, в душе путешественник и готов к новым открытиям и покорениям новых вершин. Я предлагаю вам сегодня такой большой и дружной командой отправиться в путешествие! Итак, дорогие путешественники, для того, чтобы определить пункт назначения мини-командам предлагается за 1-2 минуты разгадать ребус и написать его на листке. После того как все команды справились с заданием, модератор предлагает представителям мини-команд выйти и закрепить получившееся слово на доске с помощью магнита. Преподаватель предлагает всей аудитории составить из полученных слов (транспорт, логистика) законченное по смыслу выражение. Студенты высказывают предположения, обсуждают и приходят к единому мнению (время на обсуждение до 1 минуты). Модератор зачитывает получившееся предложение и поздравляет с отгадыванием темы занятия. Затем модератор предлагает студентам ответить на вопрос: А какие цели необходимо будет проработать, для раскрытия поставленной темы в полном объёме? Студенты совещаются и с места подают модератору сигнал о наличие варианта цели (поднимают руку или табличку) и с разрешения модератора озвучивают предполагаемую цель. Преподаватель систематизирует и обобщает предложенные участниками версии и предлагает всем вместе их конкретизировать в 3-4 конкретные цели. Участники вырабатывают общие формулировки целей. Регламент целеполагания: 2-3 минуты. В это время любой студент (по желанию) записывает цели на доске под темой. |
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия | Формирование ожиданий и опасений | 5 мин | Название метода- «Метеопрогноз», авторский Цели: выяснить и проанализировать ожидания и опасения студентов Задачи: содействовать созданию высокой мотивации; ослабить волнительное напряжение; придать чувство уверенности в своих силах; выработать единый командный дух и положительный настрой; организовать эффективное коммуникативное взаимодействие. Необходимые материалы: Изображение чистое небо и солнце на доске (фото либо спроецированный на экран с помощью мультимедийного оборудования), магниты, фломастеры или карандаши, листы бумаги "облака" (серые и белые) Предварительная подготовка: Создать изображение (фото или рисунок), заготовить листы бумаги белого и серого цвета размером 10*10 см (будущие облака). Количество листов каждого цвета определяется по формуле = количество студентов. Технология проведения: Модератор предлагает прислушаться к своим ощущениям перед началом занятия и попытаться сформулировать свои опасения и ожидания, которые волнуют перед началом работы. Примечания: Преподавателю следует обязательно сказать (чтобы участников не поставить в замешательство), что опасения и ожидания будут проговаривать и анализировать. Преподавателю необходимо контролировать регламент и ход выполнения предложенной работы. Варианты проведения: Метод пригоден не только для использования в фазе «Начало образовательного мероприятия», с его помощью можно проработать опасения и ожидания перед каждым следующим этапом мероприятия. Таким образом, в конце мероприятия опасения исчезают, а эффективность ожидания анализируются. | В начале нового дела нас часто смущают опасения и есть определенные ожидания. А предполётное состояние совсем особенное и волнительное. Давайте попробуем выяснить ваши опасения и ожидания. Попытайтесь сформулировать свои опасения, которые Вас волнуют перед началом изучения новой темы. Несколько секунд тишина для обдумывания. Давайте попробуем проанализировать, что нас волнует. Прошу обратить внимание, что Ваши опасения и ожидания мы будут проговаривать и анализировать. Запишите на «облаках» серого цвета свои наиболее значимые опасения, но не более трех.. Затем участник мини-группы собирает «облака» и зачитывает их вслух, чтобы познакомить с опасениями других членов команды, выяснить наиболее типичные опасения для данной группы и отсеять повторяющиеся. Полученной сгусток из серых «облаков» закрепляется с помощью магнитов по одну стороны изображения. Преподаватель обращается к студентам и в доброжелательном тоне пытается в ходе беседы выяснить, а действительно ли эти опасения обоснованы или они надуманны и после совместного рассмотрения их уже можно развеять. В ходе небольших рассуждений вслух, часть серых «облаков» может улететь (преподаватель их снимает). Этот момент позволяет совместными усилиями развеять часть опасений, ослабить волнительное напряжение перед занятием, придать студентам чувство уверенности в своих силах, выработать единый командный дух и положительный настрой на совместное погружение в тему занятия. Далее, преподаватель предлагает студентам подумать 1 минуту и сформулировать свои ожидания от занятия и записать их на "облаках" белого цвета. Участник мини-группы собирает белые «облака» и снова зачитывает их содержание вслух. Это даёт возможность каждому студенту сопоставить свои ожидания от занятия, с ожиданиями других студентов, тем самым вовлекая студентов в эффективное коммуникативное взаимодействие для целенаправленного настроя на рабочий лад. Кроме того, этот важный момент способствует созданию высокой мотивации собственной деятельности каждого студента и деятельности команды в целом. Повторяющиеся ожидания отсеиваются, тем самым остаются сформированные совместными усилиями группы ожидания от мероприятия. Полученный сгусток из белых «облаков» закрепляется с помощью магнитов по другую сторону изображения. В завершении, преподаватель предлагает рефлексию: студентам необходимо сопоставить и сравнить количество белых и серых «облаков» и самим сделать вывод о настрое группы на работу и о путях «развеивания» серых «облаков» (опасений). Регламент не более 1 минуты. |
Фаза 2. Работа над темой | Закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания) | 15 мин | Название метода – «Вопросы на засыпку», заимствованный, адаптированный Цель: повторение пройденного материала Задачи: актуализировать у студентов знания и умения по теме и проверить степень их усвоения; развитие способности к практическому применению изученного материала. Необходимые материалы: слайд презентации или опорный конспект Предварительная подготовка: подготовить слайд презентации (схемы на бумажном носителе) Технология проведения: преподаватель поясняет, что сейчас студенты на доске увидят схемы, которые покажут цепочку движения продукции от производителя к потребителю на прямую и через складскую систему. Студенты должны вспомнить и заполнить схемы. Один студент по желанию работает у доски. | Переходим к рассмотрению нового материала. Сейчас самое время посмотреть, насколько прочно Вы усвоили предыдущую тему. Мы знаем, что потребитель может получить продукцию непосредственно от производителя или через склад. Давайте вспомним и заполним схему: 1 - движение товара от предприятия-изготовителя к потребителям…… Студенты отвечают, один студент по желанию работает у доски – заполняют схему… Вторая схема – продвижение товара от предприятия-изготовителя через систему складов к потребителю. Итак, дайте определение материалопотоку? Логистический процесс товародвижения (материалопоток) начиная от поставщика сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции трансформируется в единую технологическую цепь. Неотъемлемая часть транспортно-производственного процесса – это транспорт. |
Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом нового материала) | 15 мин | Название метода –«Экспедиция»,заимствованный, адаптирован Цель: Изучение оптимального объёма учебного материала по теме урока; Задачи: содействие поддержанию высокой мотивации и сконцентрированного внимания к информации в процессе работы над ней; целенаправленное управление процессом понимания новой информации по изучаемой теме; содействие стимулированию и активизации интеллектуальной деятельности студентов занятия; развитие умения логически рассуждать, делать выводы и сжато формулировать информацию; Необходимые материалы: презентация, мультимедийная техника (ватман, маркер, раздаточный дидактический материал – опорный конспект) Предварительная подготовка: Разработать презентацию по плану урока Технология проведения: Преподаватель сообщает новую информацию по теме с использованием мультимедийной техники | Преподаватель называет тему своего сообщения. На экране в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, преподаватель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Студентам предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Затем преподаватель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, преподаватель дает ответы на них. |
| Проработка содержания темы (самостоятельная работа на уроке) | 20 мин | Название метода – «Маршрут», авторский Цель: Изучить этапы АМО Задачи: 1. Развитие умения работать с новой информацией (самостоятельный поиск заданной информации), 2. Умение структурировать её, анализировать свои знания по теме Необходимые материалы: 4 маленьких свертка из бумаги с индивидуальным маршрутом (заданием) для каждой мини-команды, листы бумаги, карандаши, ручки, маркеры, ПК, учебный раздаточный материал на бумажных носителях по теме урока, который разделен на части (по видам транспорта) Предварительная подготовка: Теоретический материал разделить на 4 части, в форме раздаточного материала по количеству мини-команд. Разложить по конвертам задания мини-командам и их пронумеровать (указать маршруты). Технология проведения: Студенты работают в мини-командах по индивидуальному заданию. По истечении времени команды во главе со своими лидерами презентуют свои задания. Проходит обсуждение, выявляются удачные находки. Примечания: Преподаватель контролирует регламент времени и процесс работы. Варианты проведения: Время можно регулировать в зависимости от теоретического материала. Возможно проведения мероприятия в компьютерном классе. Варианты представления итогов работы: оформление плаката, обсуждение в краткой тезисной форме. | Прежде чем отправиться по «индивидуальному маршруту» каждая команда (4 команды, распределены в мини-группы в предыдущих этапах мероприятия) самостоятельно выбирает лидера-проводника, который будет координировать работу всей команды. Команды совещаются и выдвигают кандидатуры лидеров. Регламент – 30 сек. Затем преподаватель предлагает лидерам выбрать свой маршрут следования (конверт с заданием). Модератор вручает лидерам конверты (с названием маршрута и индивидуальным заданием). Студенты работают в мини-командах. Преподаватель контролирует процесс и следит за регламентом работы. По истечении времени команды во главе со своими лидерами презентуют свои задания. Проходит обсуждение, выявляются удачные находки |
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия | Эмоциональная разрядка (релаксация, разминка) | 5 мин | Название метода - «Мечтатели», заимствованный Цель: помочь студентам переключить свое внимание, расслабиться, снять напряжения или усталость Необходимые материалы: листы бумаги формата А5 или А4, карандаши(или ручки) Предварительная подготовка: подбор стихотворений, слайд презентации с анимацией и музыкальным сопровождением (не обязательно) Технология проведения: Преподаватель зачитывает стихи, во время прослушивания которых студенты пытаются отвлечься (порисовать на бумаге или просто помечтать и отдохнуть) | Я сейчас вам раздам листы бумаги и карандаши, предлагаю немного отвлечься, переключить внимание, расслабиться. Пока я зачитаю вам несколько четверостиший, вы можете порисовать от души какие-то образы, которые будут приходить на ум. А кто не хочет рисовать может просто посидеть и помечтать. Итак: «Белые-белые,легкие-легкие В небе глубоком плывут облака. Ждут впереди их страны далекие, Будет дорога у них не легка. Вот ненадолго остановились Там, где под ними плещет река. Чистой водою умылись, напились, Живительной влагой наполнив бока. Дальше поплыли и очутились На степью, ждущей водицы глотка… Ливнем пролились и…испарились… Небо покинули облака! Что же, исчезли? Да нет, посмотрите! Радуга вспыхнула, а над ней - Легкие-легкие, нежные-нежные Перышки облачных лебедей! Так и плывут через страны, столетия, Соединяя эпохи, века, Легкие-легкие, Белые-белые, Нежные, вечные облака!» |
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия | Подведение итогов | 10 мин | Название метода –«Краса небосвода», адаптированный Цель: Подвести итоги урока Задачи: обобщить результаты работы мини-команд, сравнить степень достижения целей в соответствии с имеющимися в начале урока ожиданиями и опасениями Необходимые материалы: не требуются Предварительная подготовка: не требуется Технология проведения: преподаватель обращает внимание студентов на изображение неба, «облака», прикреплённые ранее. Предлагает снять те ожидания, которые сбылись, и те опасения, которые не сбылись; пояснить свои действия; рассказать, что осталось не решённым. | Теперь, когда мы немного отдохнули – подведем итого работы в мини-группах. Нам предстоит заполнить сравнительную таблицу «Сопоставление различных видов транспорта». У нас работало 4 мини-команды, каждая команда изучала технико-эксплуатационные показатели транспорта. Сейчас командир команды представит результат работы (заполняет таблицу у доски)…. Мы подвели результат нашей работы, я предлагаю вам вспомнить ваши ожидания. Реализовались ли они? (Желающие студенты высказываются). Вернёмся к нашим опасениям – серые «облака» может улетели на которых Вы записывали опасения? Если да, то снимите их. Командиры мини-команд снимают «облака». Оставшиеся записи (если есть) – это основание для дальнейшей работы. |
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия | Рефлексия | 5 мин | Название метода- «Пятерочка», заимствованный Цель: выявления впечатлений от проделанной работы, уровня осознания содержания пройденного Необходимые материалы: не требуется (лист рефлексии – изображение кисти руки) Предварительная подготовка: Технология проведения: Студентам предлагается на листе обвести свою руку (если есть лист рефлексии – раздать студентам). Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение: Большой палец – сегодня я узнал…; Указательный палец – я понял, что…; Средний палец – я научился…; Безымянный палец – мне было трудно…; Мизинец – мне захотелось (мои предложения). | Наш урок завершается. Давайте проанализируем результаты нашей работы, я предлагаю вам на листе обвести свою руку…. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение: Большой палец – сегодня я узнал…; Указательный палец – я понял, что…; Средний палец – я научился…; Безымянный палец – мне было трудно…; Мизинец – мне захотелось (мои предложения). Преподаватель заслушивает высказывания студентов (по желанию). Преподаватель благодарит студентов за активную работу. |
| Домашнее задание | 3 мин | | Преподаватель озвучивает и разъясняет домашнее задание |