СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подростковый возраст

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подростковый возраст»

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВОНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН   ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ НИЗАМИ     КАФЕДРА « ПЕДАГОГИКА И  ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»     Подростковый возраст. Психологические особенности  Ташкент - 2017

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВОНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ НИЗАМИ КАФЕДРА « ПЕДАГОГИКА И ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Подростковый возраст. Психологические особенности

Ташкент - 2017

Рекомендуемая основная литература 1. Айхорн А. Трудный подросток / Пер. с англ. М., 2001. 2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. М., 1991. 3. Балашова И.Г. Подросток и группа: особенности социализации подростков в группе сверстников: Метод, рек. Пенза, 1999. 4. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой, Б. Кра- совского. М., 2000.

Рекомендуемая основная литература

  • 1. Айхорн А. Трудный подросток / Пер. с англ. М., 2001.
  • 2. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое
  • руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. М., 1991.
  • 3. Балашова И.Г. Подросток и группа: особенности социализации подростков
  • в группе сверстников: Метод, рек. Пенза, 1999.
  • 4. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния
  • воспитания и семейных отношений / Пер. с англ. Ю.Брянцевой, Б. Кра-
  • совского. М., 2000.
Цель сформировать целостное представление о подростке, рассмотреть особенности развития самосознания подростка. рассмотреть кризисы подростка  рассмотреть комплесы и половое созревание.

Цель

  • сформировать целостное представление о подростке,
  • рассмотреть особенности развития самосознания подростка.
  • рассмотреть кризисы подростка
  • рассмотреть комплесы и половое созревание.
Основные понятия:  Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет) Кризис – это тяжелое переходное состояние, эмоционально значимые событие. Комплекс – это соединение отдельных психических процессов в целом.

Основные понятия:

  • Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет)
  • Кризис – это тяжелое переходное состояние, эмоционально значимые событие.
  • Комплекс – это соединение отдельных психических процессов в целом.
Половое созревание – это процесс изменения в организма подростка.
  • Половое созревание – это процесс изменения в организма подростка.

Подростковый возраст. Психологические особенности

Подростковый возраст. Психологические особенности

Из психологического словаря:  «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
  • Из психологического словаря:
  • «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью
  • (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Кризис подросткового возраста Кризис 13- 15 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений .

Кризис подросткового возраста

  • Кризис 13- 15 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений .
Подростковый комплекс Проявления подросткового комплекса: чувствительность к оценке посторонних своей внешности крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения . Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет

Подростковый комплекс

  • Проявления подросткового комплекса:
  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью,
  • эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения . Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет
Для подростков характерна полярность психики: Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью , Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью ; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости, Неустойчивость интересов

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью ,
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью ;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,
  • Неустойчивость интересов
Парадоксы подростковой психики Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать. Интересно все сразу и ничего. Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем». При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.

Парадоксы подростковой психики

  • Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать.
  • Интересно все сразу и ничего.
  • Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем».
  • При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.
Смена настроения Потребность в общении сменяется желанием уединиться ; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости, Веселье, радость может быстро смениться апатией Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью Неустойчивость интересов

Смена настроения

  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться ;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,
  • Веселье, радость может быстро смениться апатией
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью
  • Неустойчивость интересов
Каковы ощущения подростка? Быстрая  смена настроения Половое созревание Чувство взрослости  Внутренний Конфликт Я – уникальная личность Я – такой же как и все

Каковы ощущения

подростка?

Быстрая

смена

настроения

Половое

созревание

Чувство

взрослости

Внутренний

Конфликт

Я – уникальная личность

Я – такой же как и все

Чувство взрослости Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты

Чувство взрослости

  • Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым.
  • Отсюда и появляются атрибуты " псевдовзрослости": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков, тусовки ,

(внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта.  Меняется походка, манеры, внешний облик.  Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений
  • Внешний вид подростка - еще один источник конфликта.
  • Меняется походка, манеры, внешний облик.
  • Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения.
  • Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений
Половое созревание «Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. Какой еще подарочек преподнесла тебе мать-природа сегодня? Тело и лицо, к которым ты уже притерпелся, вдруг начинают изменяться с чудовищной скоростью. Порой ты уверен, что мать-природа — настоящая садистка, потому что иначе она не влепила бы тебе на лоб этот прыщ, его же видно за сто километров, это же вообще не прыщ, это рог растет».    Ди Снайдер

Половое созревание

  • «Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. Какой еще подарочек преподнесла тебе мать-природа сегодня? Тело и лицо, к которым ты уже притерпелся, вдруг начинают изменяться с чудовищной скоростью. Порой ты уверен, что мать-природа — настоящая садистка, потому что иначе она не влепила бы тебе на лоб этот прыщ, его же видно за сто километров, это же вообще не прыщ, это рог растет». Ди Снайдер
Внутренний конфликт Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не должен выделяться в классе. Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным!

Внутренний конфликт

Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не должен выделяться в классе.

Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным!

Борьба подростка:   За то, чтобы перестать быть ребенком. За утверждение среди сверстников. За прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность. Против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости.

Борьба подростка:

  • За то, чтобы перестать быть ребенком.
  • За утверждение среди сверстников.
  • За прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность.
  • Против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости.
Главным для подростка со стороны семьи является: Любовь Доверие Понимание поддержка

Главным для подростка со стороны семьи является:

  • Любовь
  • Доверие
  • Понимание
  • поддержка
Правила для родителей подростков: Помочь ребенку найти компромисс души и тела. Все замечания делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков. Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа. Не перегружайте ребенка опекой и контролем. Демонстрируйте взаимное уважение. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха. Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.

Правила для родителей подростков:

  • Помочь ребенку найти компромисс души и тела.
  • Все замечания делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков.
  • Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
  • Не перегружайте ребенка опекой и контролем.
  • Демонстрируйте взаимное уважение.
  • Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.
  • Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения.
Успехов Вам,  уважаемые студенты!

Успехов Вам, уважаемые студенты!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!