«подросток как гражданин» учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Шаряфетди нова Г.И. МБОУ «СОШ №43» Ново-Савиновского района г. Казани 2015 г.
« Доброе имя должно быть у каждого честного человека. Лично я видел это доброе имя в славе моего Отечества. Мои успехи имели исключительной целью его благоденствие» А.в.Суворов
Задание 1. Определить по иллюстрациям обязанности гражданина Рф
Задание 2. Соотнесите понятие с определением.
а)человек ,имеющий не только право ,но и обязанности перед от б)совокупность выработанных привычек и предпочтений , определяющая поведение и связь с обществом и природой в)человек, который любит свою родину и готов принести ему пользу г)ближайшие родственники человека ,составляющие основу его семьи
д ) среда, в которой складывается условия физического , психического ,эмоционального и интеллектуального развития ребенка е)месть , к которому человек ощущает духовную сопричастность и месть ,откуда произошли корни и предки человека
1)Патриот
2)Личность
3)Гражданин
4)Семья
5)Родители
6)Родина
1- ,2- ,3- ,4- ,5- ,6-
а
б
в
г
д.
е
А. в. С у в о р о в
Иван Сусанин
Павел Михайлович третьяков
Илья Ильич Мечников
Дмитрий Сергеевич Лихачев
Задание 3. Игра «мудрые совы» Каждая группа получает свой вопрос к тексту – это отрывок из книги Д.С.Лихачева . Читаем ,ищем , отвечаем. 1 группа – “понятия" -выбрать и объяснить основные понятия 2 группа – “последние новости “ – выбрать информацию новую для себя 3 группа - “не ждали” – выбрать то , что меня удивило 4 группа – “мудрость” – сделать вывод
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну, а это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов. Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на много, обретают новые силы, становятся все выше, человек, их центр, мудрее. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе свехличные цели. Патриотизм - начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов - все определять в человеке и все освещать. Патриотизм - это тема, если можно так сказать, жизни человека, его творчества. ... Действительно, патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей стране.... В последних классах школы два-три года курса краеведения, связанного с экскурсиями по историческим местам, с романтикой путешествий, были бы чрезвычайно полезны. Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет ,а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала Мы обязаны быть патриотами К стране, к народу, к нации должны быть применены те же критерии достоинства, что мы применяем к отдельному человеку, к личности человека. Это мое главное убеждение. Как мы оцениваем человека? По уму, воспитанности, скромности, нравственности, уживчивости с другими, неагрессивности, уважению к старикам, заботе о детях, о будущих поколениях, по доброте и т. д. Авторитет страны должен измеряться не числом танков, а числом известных авторитетных университетов, числом больниц, хороших школ, качеством науки, музыки, живописи, трудолюбием населения, поведением населения. Из книги «Д.С.Лихачев.Избранное.Мысли о жизни,истории,культуре». Москва,2006
Задание 4. Вставить пропущенные слова. Каждая группа получает свой текст. Работаем сотрудничая и выписываем в тетрадь вставленные слова
Вставьте нужные слова :
В человеке патриотизм есть не что иное , как трудиться на пользу своей страны , и происходит не от чего другого , как от желания делать сколько возможно больше и сколько возможно лучше .
(Н,Добролюбов)
порядочном
добро
желание
Вставьте нужные слова
человек и сын Отечества есть одно и то же, тот есть прямо
,которого сердце не может трепетать от нежной радости при едином имени
( А.Радищев )
благороден
Отечеста
Истинный
Вставьте нужные слова
Чтобы заложить в годы детства основу
и
надо дать
ребенку видение добра и зла.
(В.А.Сухомлинский)
гражданственности
человечности
правильное
Вставьте нужные слова
«Утратив , связанные с ним
и
, мы потеряем себя как народ, способный на
великие свершения
(В.В.Путин)
»
национальную гордость
достоинство
патриотизм
Задание 5. Составить определение «Гражданин» , используя как можно больше слов из предыдущего задания. Падежи,окончания ,части речи можно менять. Для связки слов можно использовать 4 новых слова.
1.Порядочном 2.Желание Добролюбов н. 3.Добро 4.Национальная гордость 5.Достоинство 6.Патриотизм 7.истинный 8.Благороден 9. Отечество 10.Человечности 11.правильное 12.Гражданственности
гРАЖДАНИН_-истинный, благородный, правильный, достойный патриот Отечества, обладающий национальной гордостью, порядочностью, человечностью и желанием творить добро
« Вверх по лестнице жизни»
Или « подросток как гражданин»