СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подсказки юным читателям

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Учителя и родители мечтают сделать так , чтобы чтение для детей было не трудным и изнурительным , а приятным и любимым занятием.Я приготововила карточки-помощницы. Они содержат подсказки "Как написать отзыв и аннотацию", "Зачем нужен  план пересказа".Вы узнаете что такое синквейн  и как его составить, "Как правильно выбрать книгу"  и многое другое. Эти карточки помогут в работе не только юным читателям, но  и родителям, и учителям.

Просмотр содержимого документа
«Подсказки юным читателям»

Как вести читательский дневник

Читательский дневник-это отчёт о количестве прочитанных страниц или о количестве литературных произведений с целью развития читательской компетентности.

Он даёт возможность

-формировать навык чтения (беглое, правильное, осознанное)

-знакомиться с писателями и поэтами

- научиться делать выводы по содержанию прочитанного произведения(кратко)

- находить и формулировать главную мысль

-формировать читательскую культуру.



1-2 классы :

Дата

Автор

Название произведения

Жанр

Количество прочитанных страниц

Что понравилось? Чему учит?


Можно нарисовать иллюстрацию к произведению, написать 1-2 предложения о главном герое .


3-4 классы:

Таблицу можно дополнить

-отзывом о прочитанном произведении;

-аннотацией;

- письмом автору о произведении;

-планом;

-синквейном;

-Пирамидой критика.



Читайте и не забывайте, что чтение- лучшее учение!











Как написать аннотацию к прочитанной книге

Аннотация- краткая характеристика содержания книги

Задача аннотации - передать суть книги, привлечь внимание читателя.

Может находиться на обороте титульного листа, перед задним форзацем, на обложке книги.

Что может содержать аннотация

1.Информацию об авторе и названии ( повесть Алексея Николаевича Толстого "Детство Никиты" (1922) погружает читателей в атмосферу теплого детства и дворянского быта)
2.Адресная направленность(повесть предназначена для среднего школьного возраста и включена в программу 4 класса )

3.Где и когда происходит действие? Кто герой и особенность происходящих с ним событий . ( 4.Главный герой, мальчик Никита , живет в имении отца , и каждый день с ним 5Предположение о реакции читателя.(Юному читателю понравится это автобиографическое произведение

5.Может ли герой решить проблему? Можно раскрыть финал книги.( Как проведёт герой свой последний год перед поступлением в гимназию? Первая поездка верхом, первая драка, первая любовь - все эти маленькие чудеса жизни превращают детскую пору в большое приключение.





Как составить синквейн

Синквейн - это нерифмованное стихотворение , написанное по особым правилам. Слово произошло от французского слова «ПЯТЬ». В нём пять строк. развитие образного мышления;

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

\Правила составления синквейна

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание 

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства)

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.



Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.


Синквейн по рассказу Л.Н.Толстого «Акула»



Артиллерист

Находчивый, решительный

Увидел, выстрелил, волновался

Быстро принял серьёзное решение

Отец









Учимся писать отзыв на литературное произведение


Что такое отзыв? Это сочинение, в котором передаются мысли, чувства, вызванные прочитанным произведением.

1.Автор и название книги (произведения). Напишите, что вы знаете об авторе, почему он именно так назвал своё произведение .

2. О чём эта книга (произведение). Какова тема и главная мысль произведения. Где и когда проходили главные события.

3.Главные герои, какие они. Кто из героев особенно понравился, а кто нет. С кем бы хотел дружить, а кому мог бы дать совет.

4.Чем понравилась (не понравилась) книга (произведение). Что запомнилось и показалось необычным.

5. Чему учит книга (произведение). Над чем заставила задуматься.


Как любое сочинение отзыв состоит из трёх частей.


Вступление.

Я прочитал….. Книга была написана…(Эту книгу написал..) Автор произведения… Он знаком мне по …. Книга произвела на меня… Книга мне ….

Основная часть.

В книге рассказывается… Книга показалась мне… Это произведение о том… Книга знакомит нас…( не пересказывать всё содержание)

Главными героями являются… Особенно мне понравился…,потому что…( назвать черты характера, поступки) .Я хотел бы быть похожим….Герой… не понравился и я посоветовал бы ему…

Это произведение написано живым и понятным языком….

В произведении много интересных моментов…

Заключение.

Эта книга натолкнула меня на размышления о…. Произведение учит…. Этим произведением автор хотел сказать…


Напишите свой отзыв так, чтобы эту книгу (произведение) сразу захотелось прочитать!



Учимся составлять план пересказа


План пересказа — это выраженное в ключевых словах краткое содержание произведения. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
План нужен для того, чтобы

- лучше понять текст

-не забыть содержание текста

- установить последовательность событий

- научиться пересказывать, не пропуская событий


План бывает:


Тезисный. Содержание всех пунктов выражается короткими формулировками.

Вопросный. Пункты плана сформулированы в виде вопросов. Они помогают восстановить содержание текста

Цитатный. В плане используют ключевые предложения из текста.

Назывной. Пункты плана выражаются именами существительными и именами прилагательными.

План - опорная схема. В плане используются слова, словосочетания и предложения, несущие наибольшую смысловую нагрузку.


План может быть простой или сложный.


Простой план.

1.Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).

2.Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3.Озаглавьте части.

4.Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5.Запишите план.


Сложный план.

1.Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2.Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3.Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4.Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала



Изобразительно-выразительные средства языка

Средства выразительности – это языковые и речевые средства, которые обеспечивают полноценное восприятие речи адресатом.

Изобразительные средства языка оживляют речь, делают её образной и эмоциональной, развивают речь и обогащают словарный запас э

Приёмы работы в начальной школе:

1.найди средства художественной выразительности в тексте;

2.объясни значение слов и выражений;

3.что ты представил, опиши, используя словесное рисование;

4.использование средств выразительности в речи, в пересказе , в сочинении ;

5.выделение голосом при выразительном чтении поэтических произведений.

Сравнение-уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Сравнивая, применяются сравнительные союзы Как , словно, будто, точно, как будто.

«Лес, точно терем расписной…»

«Воздушной паутины тканиБлестят, как сеть из серебра» (И.Бунин)

Метафора-это слово или выражение, употребляемое в переносном значении на основе внешнего или какого-либо сходства.

«…Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось» (С.Есенин)

Олицетворение- перенос человеческих качеств на неодушевлённый предмет.

«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит» (Ф.И.Тютчев)

Эпитет — это образное определение (чаще всего — прилагательное), слово, употреблённое в переносном значении.

«Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит» (А.С.Пушкин)

Звукопись- это применение фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности литературной речи.

«…Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом» ( Ф.И.Тютчев)

Гипербола-это образное выражение, состоящее в преувеличении силы, красоты , размера и т.д.

Часто используется в сказках и былинах.

«силушка богатырская»

«…мы не виделись уже сто лет!»

Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов, обладающие переносным значением.

«Вцепился мертвой хваткой» (К.Паустовский)

«Душа в пятки» (Д.Н.Мамин-Сибиряк)


Советы как выбрать и как читать книгу

1.Ознакомься с автором книги. Вспомни, читал ли раньше его произведения. О чём они?

2.Предположи по заголовку, о чём пойдёт речь в книге.

3.Посмотри содержание, так ты получишь первое представление о том, что написано в книге, полистай и рассмотри иллюстрации, определи жанр.

4. Прочти аннотацию.

5.Подойди к чтению, как к интереснейшему занятию.

6.Читай медленно, осмысленно. Если чего-то непонятно, остановись и перечитай, делай пометки карандашом, выписывай интересные мысли.

7. Не пропускай незнакомые слова. Найди их в словаре.

8. Не дочитав до конца, положи закладку.

9.Читай каждый день, пусть понемногу, но с удовольствием.

10.Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.

9. Прочитав книгу, обязательно расскажи о ней родителям и друзьям. Принеси в класс и предложи товарищам.


Библиотека- хранилище книг

Если ты частый посетитель библиотеки, то ты знаешь что такое СБА (справочно-библиографический аппарат)библиотеки.

-алфавитный каталог( содержит сведения обо всех книгах библиотеки);

-систематический каталог (подскажет содержание книг);

-тематическая картотека(газетная и журнальная информация);

-Энциклопедии, справочники, словари;

- библиографические указатели

Книги в библиотеке расположены на стеллажах и полках. Они стоят в алфавитном порядке (по фамилии автора), чтобы было легче найти .На каждого посетителя заводят читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.

Л

Стихотворение

-небольшие размеры

-изображены переживания и чувства

-стихотворная форма( ритм, размер, деление на строки)

итературные жанры

Ж

Рассказ

-Повествовательность

-Небольшой объём

-Небольшое количество героев

-Один эпизод



анр-это тип литературного произведения.

Повесть

-по размеру и охвату событий больше рассказа

Басня

-небольшой размер

-иносказательность

-поучительность(есть мораль)

-действующие лица часто животные, предметы, проявляющие человеческие качества.

-высмеивание недостатков



Сказка

-занимательность

-необычность

-законченность сюжета

-вымысел

-поучительность



Миф

-не рассказ и не сказка , а древний взгляд на мир и образ жизни в нём

-передавались от поколения к поколению в виде преданий, ритуалов и обрядов.

Летопись

-основной жанр древнерусской литературы

-памятник исторической прозы Древней Руси

-

Малые жанры

-пословица

-поговорка

-считалка

-потешка

-прибаутка

-дразнилка

-загадка







Притча

иносказательный рассказ

-содержит поучение (часто религиозное)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!