Просмотр содержимого документа
«"Подвиг и Вера: Русская Православная Церковь на защите Отечества"»
Подвиг и Вера: Русская Православная Церковь на защите Отечества.
Внеурочное мероприятие в 8 классе
(в рамках предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры)
Учитель ДКП : Раченко Елена Львовна
МОУ Хорошовская СОШ Коломенский г.о.
Цель мероприятия:
- - Дать знания учащимся о роли и значении Русской Православной Церкви в победе нашего народа в тяжёлые годы Великой Отечественной войны.
- - Воспитывать нравственные качества личности учащихся.
- - Раскрыть детям смысл христианских добродетелей.
Вопрос: какие главные ценности жизни для христианина?
Вопрос: какие главные ценности жизни для христианина?
Вопрос: какие главные ценности жизни для христианина?
- Ответ:
- 1. Любовь к Богу!
- 2. Любовь к людям !
Вопрос: какие главные ценности жизни для христианина?
- Ответ:
- 1. Любовь к Богу!
- 2. Любовь к людям!
- 3. Любовь к Отечеству
Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны
- Во все времена нашей истории Церковь проявляла заботу о духовно-нравственном воспитании народа, в суровые времена благословляла защитников Родины на подвиг.
- Многие священнослужители принимали участие в боевых действиях.
- Так было и в Великую Отечественную войну
Церковь накануне войны
- После 1917 года Русской Православной Церкви было нелегко. Атеистические взгляды большевиков «вытесняли» религию из умов советских граждан. Но незыблема и тверда Вера русского человека, имеющая опорой многовековые традиции православного русского народа, неизгладима память о славных подвигах Верных Сынов Отечества.
Церковь накануне войны
- В 1930-е годы огромное количество священнослужителей заключили под стражу, большинство из них были приговорены сразу к расстрелу, умерли в заключении или были сосланы в лагеря.
- Епархий почти не осталось, а Церковь фактически стала незаконным объединением. Какие-либо связи с духовными лицами рассматривались как отклонение от революционных идей и признаком политической неблагонадежности, что грозило многими серьезными последствиями.
- Православные храмы разрушались…
Церковь накануне войны
- Однако, в 1937 году была проведена перепись населения, выявившая, что 56,7% людей считают себя религиозными.
- К 1941 году на землях бывшей РСФСР в 25 областях не было ни единой функционирующей церкви, а в 20 областях было от 1 до 5 храмов. Из 150 епископов работающих осталось лишь 4.
- Однако церковь продолжала жить
Сближение государства и Церкви в период войны
- Официальной датой начала Второй мировой войны считается 1 сентября 1939 года с момента наступления нацисткой Германии на Польшу.
- Для России оставалось еще 2 года мирного времени, но при этом обстановка внутри страны становилась все сложнее.
- В 1939 году существовали всего 4 кафедры, занятых архиереями, включая главу Церкви- епископа Московского и Коломенского, около 1000 приходов и ни одного монастыря.
Сближение государства и Церкви в период войны
- В сложившейся ситуации СССР надо было применять меры по укреплению единства страны. Патриотическая позиция граждан, верность христианским традициям, память о подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского, М.И. Кутузова А.В. Суворова, - все это указывало на то, что церковь выступала в качестве активного помощника в борьбе с врагом и поднятием боевого духа.
- Несмотря на разрушения и гонения, Русская Православная Церковь всегда вставала на защиту своего Отечества, благословляла народ на победы в сражениях.
- Принося в жертву себя, люди могли сражаться только за свою родину, за близких. Перед большевиками встала острая необходимость обратиться к патриотическим чувствам граждан.
Государство и Церковь в период войны
- В первый же день войны Местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Старогородский) обратился ко всем верующим со следующим высказыванием:
- «С Божией помощью русский народ развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти и по вере …»
Государство и Церковь в период войны
- Обращение И.В. Сталина к народу 3 июля 1941 года начиналось со слов «Товарищи! Граждане! Братья и сестры !». Это явно свидетельствует об изменении курса государственной религиозной политики, так как в условиях войны страна нуждалась в любой помощи. Ужесточение репрессивных мер по отношению к церкви могло бы только развязать внутренние конфликты и привести к печальным последствиям.
Государство и Церковь в период войны
- Несмотря на гонения и репрессии, люди не затаили зла на власть. Освободившись, духовенство и верующие отдали силы для службы Родине, сделали все возможное для общей победы . Московская патриархия получила возможность обращения к народу напрямую посредством радио и печати в целях поддержания морального духа и сплочения. В таких действия особенно нуждалась захваченная фашистами территория. Да и весь народ.
Государство и Церковь в период войны
- Во всех действующих храмах стали проводиться службы и молебны , открывались новые приходы. Однако многие священники пошли на фронт. Такой массовый уход и гибель за Отечество не могли быть незамеченными советской властью. Поэтому 1942 году отношение государства к духовенству продолжало смягчаться. Газеты опубликовали приветствия высших церковных иерархов И.В. Сталину в связи с 25-летием Октябрьской революции. Примечательно то, что в ответ не последовало никакой критики или насмешек в адрес церкви.
Государство и Церковь в период войны
- В ряде мест религиозным организациям был разрешен сбор средств для фронта, распространение патриотических воззваний, общественная молитва о победе, открыты, хотя и без юридического оформления, молитвенные здания. Одновременно с эвакуацией правительственных учреждений из столицы Московский горсовет 7 октября 1941 г. принял решение в централизованном порядке эвакуировать действующие религиозные центры. В февр. 1942 г. возобновилась издательская деятельность Московской Патриархии, в пасхальную ночь 1942 г. в Москве, Ленинграде и в некоторых других городах был отменен комендантский час и разрешено проведение крестных ходов. Такая практика сохранялась и в последующие военные годы.
Государство и Церковь в период войны
- 4 сентября 1943 года состоялась встреча И. В. Сталина с митрополитами. Вождь желал узнать о нуждах Церкви, на что получил ответ о нехватке кадров. Сталин понимал, что церковь всегда была фундаментом общественного строя . Вырвать этот фундамент было сродни гибели страны, особенно это стало очевидно в военное время. С разрешения Сталина возобновилась работа духовных семинарий и церквей, государство же стало выделять Церкви материальную помощь. Главным результатом встречи стало разрешение на проведение Поместного Собора и выборов Патриарха. Так, упраздненное православным царем Петром I патриаршество было восстановлено при богоборческом советском режиме. Главой Русской Православной Церкви 8 сентября 1943 года стал митрополит Сергий (Страгородский)
Государство и Церковь в период войны
- Патриотическая деятельность духовенства в годы войны имела несколько направлений. Тысячи служителей храмов, на момент освобождения от ареста были призваны в ряды советской армии. Православные храмы стали центрами национального самосознания.
- В октябре 1941 года, когда немцы вплотную приблизились к границе Москвы, некоторые священнослужители взяли на себя роль руководителей постов противовоздушной обороны, активно участвовали в тушении пожаров, строительстве оборонительных сооружений и ухаживали за ранеными. Многие представители духовенства уходили на фронт, отбыв срок в лагерях и ссылках.
- Многие, избежав смерти на фронте, становились священниками после победы.
Государство и Церковь в период войны
- Особо в истории отмечены действия Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого , который в 2000 году был причислен к лику святых. Получив медицинское образование, он стал одним из выдающихся хирургов. Кроме того он являлся участником Русско-японской войны. Смерть жены побудила принять монашеский сан, но по подделанному обвинению был сослан. Несмотря на это, он стал величайшим хирургом своего времени, доктором медицинских наук, а так же профессором хирургии. С началом войны Валентин Феликсович предложил свою деятельность лечащего врача-хирурга солдат действующей армии. Не смотря на значительный к этому моменту возраст, он проводил по 5-6 операций в день, оказывая помощь раненым, простаивая при этом по 9-10 часов в сутки за операционным столом.
Святой Лука Крымский
Валентин Войно-Ясенецкий
Роль Церкви в период войны
- Так же немаловажным направлением в деятельности РПЦ стало участие в сборе средств на строительство боевой техники в подарок фронту к моменту окончания войны. В декабре 1942 года местоблюститель митрополит Сергий обратился к верующим и духовенству с просьбами и мольбой организовать сбор средств на танковую колонну имени Дмитрия Донского. В результате было собрано 8 миллионов рублей, на них построено 40 танков, которые митрополит Николай (Ярушевич) 7 марта 1944 года передал Красной Армии. Средства верующими были собраны так же на создание двух эскадрилий – имени Александра Невского и « За Родину».
Роль Церкви в период войны
- Еще одним подтверждением материальной помощи фронту от церкви стала телеграмма митрополита Сергия, отправленная И. В. Сталину 5 января 1943 года, в которой Глава Русской Церкви просил разрешения на открытие Московской Патриархией банковского счета для внесения средств, собранных на нужды фронта. Сталин ответил согласием, тем самым Патриархии фактически предоставлялся статус юридического лица.
- В результате было собрано 8 миллионов рублей, на них построено 40 танков, которые митрополит Николай (Ярушевич) 7 марта 1944 года передал Красной Армии. Средства верующими были собраны так же на создание двух эскадрилий – имени Александра Невского и « За Родину»
Значение Церкви в период войны
В заключение следует добавить, что роль материальной и моральной помощи от церкви фронту невозможно переоценить.
Во многом благодаря вере люди не падали духом и не сдавались .
Сотни монашествующих, церковно- и священнослужителей совершили подвиг во имя Родины. Так постановлениями Моссовета от 19 октября 1944 и 3 января 1945 гг. были приставлены к наградам множество священников. Признание властью заслуг Церкви в деле защиты Отечества выразилось и в официальном разрешении верующим отпраздновать Пасху после завершения боёв под Москвой в 1942 году. И конечно, самым ярким свидетельством изменения политики советского руководства по отношению к Церкви стало восстановление Патриаршества и открытие Духовной семинарии для подготовки кадров будущего духовенства
Источники:
- 1. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: Сборник документов [Электронный ресурс] / Васильева О. Ю. [и др.]. URL: http://www.twirpx.com/file/1427604/
- 2. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью [Электронный ресурс] / Штриккер Г. URL: http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/shtrikker_dokumenty.pdf
- Аруева Л. Н. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной Войны. [Электронный ресурс] URL: http://www.russika.ru/arueva/1.1.html Агафонов Н., прот. Ратные подвиги православного духовенства. [Электронный ресурс] URL: http://crodnik.ru/ratnye-podvigi-pravoslavnogo-duxovenstva/ Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Том 1. [Электронный ресурс] URL: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/books/vov.htm 16. Кашеваров А.Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви. 1917-1945 гг. [Электронный ресурс] URL: http://krotov.info/history/20/1940/kashevarov1.html
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ