О трагических моментах еврейской истории написано немало книг, сняты документальные и художественные фильмы. Среди них – «Папа» (по произведению Александра Галича «Матросская тишина»), «Тяжелый песок» (по одноименному роману Анатолия Рыбакова), «Собибор» Константина Хабенского и другие. Самый известный российскому зрителю зарубежный фильм на тему еврейского Холокоста – «Список Шиндлера» американца Стивена Спилберга.
Исследователями установлено, что холокосту подверглось свыше двадцати миллионов представителей славянской национальности (русских, украинцев, белорусов, поляков, сербов, словенцев). Среди жертв – около десяти миллионов граждан Советского Союза. Холокосту присуща разработка на людях химических, биологических и механических систем массового уничтожения, антигуманные медицинские эксперименты над жертвами.
СЦЕНАРИЙ
классного часа
«Подвиг политрука Киселёва»
10Б класс
26.01.2022г.
Цель:
Формировать толерантное сознание, историческое мышление.
Развивать интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой отечественной войн на примере истории Холокоста.
Воспитывать у обучающихся понимание опасности ксенофобии, неонацизма, антисемитизма.
(Главное в рассмотрении этой темы - не шокировать страшными подробностями, говорить не о смерти, а о жизни. Данный классный час как раз и посвящается разговору о жизни, о подвиге политрука Киселёва, о его потребности оставаться человеком в условиях, исключающих саму возможность жить)
Воспитатель:Человечество вступило в третье тысячелетие. Многие уроки истории так и не были нами усвоены. То, что сейчас происходит в мире (экстремизм, террористические акты в странах мира, гражданские войны, межнациональные конфликты), - наглядный этому пример. В настоящее время мир обеспокоен проявлениями нетерпимости, неуважения, неприятия некоторых наций друг к другу, учащение расовых конфликтов. По-видимому, многие уже забыли (кто-то совсем не знает) одну из ужаснейших трагедий 20 столетия – Холокост.
27 января Международный день памяти жертв ХОЛОКОСТА (на доске)
Что такое Холокост? Кто-нибудь из вас сталкивался с этим словом?
(если обучающиеся сталкивались с этим событием, надо выслушать их растолкование)
Давайте посмотрим, как с этим понятием справляются ваши сверстники в молодёжной передаче.
ВИДЕО 1 «Клей для обоев»
Преследование и массовое уничтожение евреев во время Второй мировой войны
и Клей для обоев ??? это такое невежество!
Поэтому нацельтесь на работу, чтобы к концу кл.часа у вас сформировалось собственное представление о Холокосте.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 1 «А. Эйнштейн»
У Альберта Эйнштейна есть слова: «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить - и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает»
Поговорим сегодня о человеке, который был в трудную минуту рядом.
Для этого мы будем смотреть фильм «Подвиг политрука Киселёва»
Что такое подвиг? (дети говорят, на доске развернуть лист)
Подвиг - доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершенный в трудных условиях
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 2 «Фото Киселёв»
Киселёв Николай Яковлевич родился 6 декабря1913года в деревне Богородское, недалеко от Уфы (Башкирия). В 1941 году окончил в Ленинграде институт внешней торговли. В первые дни войны добровольцем ушел на фронт. Воевал, был ранен, работал в подполье, ушёл к партизанам. Ему повезло - он выжил. День Победы встретил в Москве слушателем академии внешней торговли.
Воспитатель: А пока переместимся вместе с Киселёвым в Белоруссию
ФИЛЬМ 00:38- 3:54 «Подвиг политрука Киселёва»
1.Кто жил в Долгиново? (около 5тыс.евреев)
2. Что делали с местными жителями фашисты? (убивали, расстреливали, сжигали, издевались, унижали, …)
3. Как Вы думаете, какие эмоции, чувства испытывали люди, лишённые всех человеческих прав, жилья, работы и практически обречённые на смерть?
Предполагаемые ответы учащихся:
Они испытывали: страх, унижение, обиду, чувство безысходности, безнадёжности их положения, голод, холод, ненависть к врагам, желание отомстить за своих родных…)
Воспитатель: Но, наверное, в самой глубине своего сознания, они всё-таки надеялись на спасение, несмотря на всю безысходность положения. Они хотели жить!
И люди начали уходить в леса
1. Почему всех бежавших не могли оставить в партизанском отряде?
2. Какой приказ от руководства получил Николай Киселёв?
ФИЛЬМ 3:54 - 6:05 «Подвиг политрука Киселёва»
Воспитатель: Как и куда двигался отряд?
ФИЛЬМ 6:05-11:04 «Подвиг политрука Киселёва»
ЗАДАНИЕ №1(работа в группах)
«СУРАЖСКИЕ (ВИТЕБСКИЕ) ВОРОТА»
ВОЗМОЖНОСТЬ СПАСЕНИЯ
Краткая историческая справка
«Витебские («Суражские») ворота» - это 40-километровый разрыв в линии фронта на стыке фашистских групп армий «Север» и «Центр» между Велижем и Усвятами, который образовался в результате одновременного наступления 4-й Ударной армии Калининского фронта и освобождения прифронтовых районов партизанами Витебской области.
Причиной игнорирования немецким командованием большой «дыры» на фронте являлось нежелание тратить драгоценное время на зачистку лесной и заболоченной территории с редкими просёлочными дорогами, где наступление Красной армии (особенно весной) было бесполезно.
Через «Суражские ворота» в тыл врага проходили многочисленные диверсионные группы, переправлялось оружие и боеприпасы, медикаменты и литература для партизан.
Не менее интенсивным был и обратный поток — с оккупированной территории на Большую землю. Партизанские связные шли за советами и указаниями, за оружием и боеприпасами, несли донесения и разведданные. Отряды выходили на отдых и переформирование, отправляли раненых и больных.
Однако, вероятно, наиболее важной являлась возможность использовать «Суражские ворота» для выхода в советский тыл мирных жителей.
24 октября 1942г. отряд Киселёва вышел через «Суражские ворота» в Псковскую область РСФСР. А рано утром 25 октября, еще было темно, вдруг раздались в Дроздах выстрелы, грохот орудий. Немцы начали наступление. Им удалось выровнять линию фронта и закрыть существовавшую с февраля 1942 года 40-километровую линию «Суражских ворот».
1.Обозначьте на карте ориентировочный маршрут группы Николая Киселева и Суражские (Витебские) ворота.
2.Используя топографическую карту и построенный вами маршрут группы, объясните, в чем заключались сложности и преимущества данного перехода?
3.Обозначьте риски данной военной операции. Насколько велики были шансы на удачный переход у группы Николая Киселева?
(Прокомментируйте свой ответ)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 3 «Карта»
Воспитатель: Поговорим о Киселёве как о человеке. Каким он был?
ФИЛЬМ 11:04-14:29 «Подвиг политрука Киселёва» (заполняют 1 столбик)
Задание №2 (работа в парах)
Какими качествами обладал Киселёв по вашему мнению? | Каким видели Киселёва спасённые люди? |
| |
ОБСУЖДЕНИЕ:
1.Как вы считаете, правильно поступил Н.Киселёв, ведь плач ребёнка мог бы выдать местонахождение отряда?
2.Легко ли ему было решиться на этот поступок?
3.Что заставило его поступить так, а не иначе?
ФИЛЬМ 14:29- 18:10«Подвиг политрука Киселёва» (заполняют 2 столбик)
Воспитатель: Почему они так о нём говорили?
ФИЛЬМ 18:10-до конца «Подвиг политрука Киселёва»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД 4 «Аллея Праведников»
Справка Моисей - библейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ.
Справка Праведник - человек, который во всем руководствуется принципами справедливости честности, не нарушает правил нравственности.
Воспитатель:
1. В чем, по вашему мнению, проявилось мужество и героизм Н.Киселева?
2. Как оценило государство Израиль подвиг Николая Киселёва?
(Звание Праведника народов мира)
ПРЕЗЕНТАЦИЯСЛАЙД 5 «Аллея Праведников»
3. Поясните, почему офицера Красной армии назвали «Русским Моисеем».
4.Объясните выражение «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир».
Воспитатель: Подводим итог: так, что ж «Холокост-это клей для обоев?»
(Заслушать мнения ответы детей)
Рефлексия:
У меня в руках шар. Шар не простой, называется «Шар чувств». У вас на партах есть листочки и ручки – напишите ассоциацию, которая у вас возникает, когда слышите слово «ХОЛОКОСТ». Выразите ваши эмоциии соберём «Шар чувств». Заполняем шар.
(Дети подходят к шару, говорят слово и бросают листочки в шар).
Воспитатель: Обобщает ответы детей:
Итак: Холокост – это политика нацистской Германии, по преследованию и массовому уничтожению евреев. Это - символ газовых камер, печей сжигающих людей, массовых расстрелов, медицинских экспериментов, горя, слёз и миллионы загубленных жизней…
И закончить хочется словами И.Бауэра, исследователя Холокоста:
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями»
Воспитатель: Я благодарю вас, за вашу работу, за высказанные мысли, взгляды, мнения. Благодарю, что вы не остались равнодушными и сумели сформировать свое мнение по обсуждаемым вопросам.