СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижники Русской земли

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В характере русского народа и в его многовековой истории есть одна особенная черта – религиозность и связанное с нею искание правды. Причём высшей, божественной правды. Искание той Праведной земли, войти в которую можно, только следуя путём, указанным святыми гражданами её – путём подвига любви и самоотвержения

Просмотр содержимого документа
«Подвижники Русской земли»

Подвижники  Русской земли

Подвижники

Русской земли

Поле чести Бородинское поле уже в 1813 г. воспринимается не как место победы или поражения, а как место памяти, место чести. “ Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми”, — так говорил Наполеон незадолго до своей смерти.   

Поле чести

Бородинское поле уже в 1813 г. воспринимается не как место победы или поражения, а как место памяти, место чести.

“ Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми”, — так говорил Наполеон незадолго до своей смерти.  

В Бородинском сражении, вдохновляя дрогнувших под огнем солдат, с полковым знаменем в руках генерал Тучков бросился вперед и был смертельно ранен в грудь картечной пулей.

Ф.Глинка писал: «Генерал… закричал своему полку: "Ребята, вперед!" …"Вы стоите? Я один пойду!" – крикнул он, схватив знамя, и кинулся вперед. Картечь разбила ему грудь. …полки, презирая всю жестокость неприятельского огня, уже шли в штыки и с криками "Ура!" опрокинули неприятеля и заняли высоту".

В Военной галерее Зимнего дворца висят портреты (их больше 300) генералов – героев войны 1812 года. Среди них и портрет Александра Алексеевича Тучкова, он признан одним из лучших портретов галереи. Однако самый лучший памятник Александру Тучкову воздвигла его вдова, Маргарита, своей бессмертной и вечной любовью.

Маргарита прожила в браке шесть лет, вдовой – 40 лет. На Бородинском поле Маргарита Тучкова воздвигла обитель во имя образа Спаса Нерукотворного, полковой образ которого хранился у нее как реликвия, полученная из рук мужа при прощании, и стала первой его игуменьей.

Здесь нашли приют вдовы и сироты героев Отечественной войны 1812 года.

Усыпальница Тучковых

Усыпальница Тучковых

Ляг спиной на Бородинском поле… «Я лежал спиной на бородинской земле и чувствовал, как она содрогалась от выстрелов. Война, Колоча, Огник, Стонец. Да, видно, немало испытала эта земля, если прижились на ней такие горячие имена. Быть может, так же, как я, лежал на этом холме когда-то воин в кольчуге и красном плаще. Лежал со смертельной раной, сжимая рукоять меча. Вокруг него частокол сломанных копий и сабель, груды помятых щитов и разбитых шлемов, вокруг него бойцы, свои и чужие. Быть может, он думал о нас. Он старался представить, каким будет тот, кто спустя века упадет на его месте. Он обращался к нему с простыми словами: «Брат, возьми меч из моей руки». Разве мало еще дел на этой земле?»… ( К.Сергиенко)   Утицкий лес и поля с колокольни Спасо- Бородинского монастыря. 1911 год.

Ляг спиной на Бородинском поле…

«Я лежал спиной на бородинской земле и чувствовал, как она содрогалась от выстрелов. Война, Колоча, Огник, Стонец. Да, видно, немало испытала эта земля, если прижились на ней такие горячие имена. Быть может, так же, как я, лежал на этом холме когда-то воин в кольчуге и красном плаще. Лежал со смертельной раной, сжимая рукоять меча. Вокруг него частокол сломанных копий и сабель, груды помятых щитов и разбитых шлемов, вокруг него бойцы, свои и чужие. Быть может, он думал о нас. Он старался представить, каким будет тот, кто спустя века упадет на его месте. Он обращался к нему с простыми словами: «Брат, возьми меч из моей руки». Разве мало еще дел на этой земле?»… ( К.Сергиенко)

 

Утицкий лес и поля с колокольни Спасо- Бородинского монастыря. 1911 год.

Урок 2. Святость как подвиг любви  Св. Серафим Саровский говорил, что между погибающим грешником и спасающимся праведником только одна разница: решимость. Надо не просто с эмоцией воспринять красоту, добро и истину, а решиться бороться и побеждать ради них.  Но на что решиться? Решиться на то, чтобы искать Бога, решиться на то, чтобы преодолеть все преграды, которые будут стоять на пути; решимость быть бесконечно милостивым к другим и предельно беспощадным к себе.  Иногда поднимает душу вдохновение, любовь, какое-нибудь благородное воспоминание… Казалось бы — жизнь отдать ради этого; казалось бы — это такая красота, такой смысл, что исчерпывает все. И вдруг — вспомнишь о себе самом, испугаешься — и больше не можешь идти ни на подвиг, ни на великое дело.  Самое страшное – когда собственное «хочу» может заставить человека изменить своему призванию, забыть свое человеческое достоинство.

Урок 2. Святость как подвиг любви

Св. Серафим Саровский говорил, что между погибающим грешником и спасающимся праведником только одна разница: решимость. Надо не просто с эмоцией воспринять красоту, добро и истину, а решиться бороться и побеждать ради них.

Но на что решиться? Решиться на то, чтобы искать Бога, решиться на то, чтобы преодолеть все преграды, которые будут стоять на пути; решимость быть бесконечно милостивым к другим и предельно беспощадным к себе.

Иногда поднимает душу вдохновение, любовь, какое-нибудь благородное воспоминание… Казалось бы — жизнь отдать ради этого; казалось бы — это такая красота, такой смысл, что исчерпывает все. И вдруг — вспомнишь о себе самом, испугаешься — и больше не можешь идти ни на подвиг, ни на великое дело.

Самое страшное – когда собственное «хочу» может заставить человека изменить своему призванию, забыть свое человеческое достоинство.

Духовное усилие – это отказ от своего желания, когда это необходимо. Без духовного усилия невозможно достичь святости. Подвиг христианской жизни – это духовное усилие, совершаемое постоянно, всю жизнь. Подвиг начинается там, где появляется самопожертвование. По двиг – постоянное движение к тому, чтобы быть все более похожими на Христа. Уподобляясь Христу, личность становится святой (стяжавшей Дух Святой). Зеркальце – как оно светит? – Отраженным светом.  
  • Духовное усилие – это отказ от своего желания, когда это необходимо. Без духовного усилия невозможно достичь святости.
  • Подвиг христианской жизни – это духовное усилие, совершаемое постоянно, всю жизнь. Подвиг начинается там, где появляется самопожертвование.

По двиг – постоянное движение к тому, чтобы быть все более похожими на Христа.

Уподобляясь Христу, личность становится святой (стяжавшей Дух Святой). Зеркальце – как оно светит? – Отраженным светом.  

«…чем больше мы творим благих дел, тем легче и радостнее нам становится. Добро овладевает сердцем, и в душе водворяются покой и тишина. Избрав правый путь, сейчас же почувствуете содействие Божие…»  «Благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто пошел за Христом, ведь такого человека Господь не оставит одного, - Он идет рядом, укрепляя его» (святитель Лука Войно-Ясенецкий)

«…чем больше мы творим благих дел, тем легче и радостнее нам становится. Добро овладевает сердцем, и в душе водворяются покой и тишина. Избрав правый путь, сейчас же почувствуете содействие Божие…»

«Благодать Божия изливается преизобильно на всякого, кто пошел за Христом, ведь такого человека Господь не оставит одного, - Он идет рядом, укрепляя его»

(святитель Лука Войно-Ясенецкий)

Святость - плод духовного труда и дар Божественной благодати в человеке. Тот, в ком есть духовная красота, рождаемая добродетелью, светится благодатью. Признаки благодати: раскрытие в душе действия Евангелия как главной и живой личной нравственной ценности. Когда в сердце человека приходит благодать, то люди рядом с ним чувствуют ее и сами хотят быть ближе к Богу.       Преп. Сергий Радонежский, вышивка, 15 в.

Святость - плод духовного труда и дар Божественной благодати в человеке.

Тот, в ком есть духовная красота, рождаемая добродетелью, светится благодатью.

Признаки благодати: раскрытие в душе действия Евангелия как главной и живой личной нравственной ценности.

Когда в сердце человека приходит благодать, то люди рядом с ним чувствуют ее и сами хотят быть ближе к Богу.

Преп. Сергий Радонежский, вышивка, 15 в.

 Почему св. Георгий – Победоносец СИМВОЛ ЗНАЧЕНИЕ Змей Зло. Главный враг – грех Воин Святой, который противостоит злу Рука воина не сильно сжимает копье; рука в верхнем углу иконы Побеждает не человек, а Бог. Бог дает Свою силу для победы

Почему св. Георгий – Победоносец

СИМВОЛ

ЗНАЧЕНИЕ

Змей

Зло. Главный враг – грех

Воин

Святой, который противостоит злу

Рука воина не сильно сжимает копье; рука в верхнем углу иконы

Побеждает не человек, а Бог. Бог дает Свою силу для победы

 Святой человек не может ни обижать, ни обижаться. В его сердце тишина, мир Божий, необыкновенная радость, источник которой — Бог. Святым может стать тот, в ком его личная решимость в борьбе с грехом соединилась с Божественной благодатью.

Святой человек не может ни обижать, ни обижаться. В его сердце тишина, мир Божий, необыкновенная радость, источник которой — Бог. Святым может стать тот, в ком его личная решимость в борьбе с грехом соединилась с Божественной благодатью.

Урок 4. Жизнь древних славян Рисуем Русскую равнину и различные элементы: напр., трубочки, торчащие из воды (прятались во время набегов), дупло и подпись «бортничество» (собирание дикого меда) и т.д. Светлые русского характера (подробно: гостеприимство, честность, смелость и др.)  Язычество на Руси (грубые нравы, кровная месть, многоженство, суеверия и т.д.)

Урок 4. Жизнь древних славян

  • Рисуем Русскую равнину и различные элементы: напр., трубочки, торчащие из воды (прятались во время набегов), дупло и подпись «бортничество» (собирание дикого меда) и т.д.
  • Светлые русского характера (подробно: гостеприимство, честность, смелость и др.)
  • Язычество на Руси (грубые нравы, кровная месть, многоженство, суеверия и т.д.)

Урок 5. Мудрость великой  княгини Ольги Св. кн. Ольга и значение мудрости в жизни человека. Св. Ольга первая из династии Рюриковичей приняла христианство. Это величественный образ женщины с несокрушимой волей и высоким достоинством, мужеством и с подлинно государственным умом. Святая Ольга — необычайно цельная личность, великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства. Именно ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.

Урок 5. Мудрость великой княгини Ольги

Св. кн. Ольга и значение мудрости в жизни человека.

Св. Ольга первая из династии Рюриковичей приняла христианство. Это

величественный образ женщины с несокрушимой волей и высоким достоинством, мужеством и с подлинно государственным умом. Святая Ольга — необычайно цельная личность, великая женщина, силою обстоятельств вставшая во главе огромного, еще формирующегося государства. Именно ей выпала честь сделать выбор, который определил последующую судьбу России, а самой княгине определил церковное почитание как равноапостольной.

Художник: И. Машков «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь».

Художник: И. Машков «Святая равноапостольная великая княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии. Константинополь».

 Чтобы управлять страной, да ещё и женщине, одной мужественности и храбрости мало. Что же нужно ещё? Глубокий ум, мудрость. Св. Ольга постоянно молилась за сына и за свой народ, а терпением своим всё большее количество сердец располагала к святой вере. И воцарились повсюду на Руси мир и порядок: в разных концах Руси зазвучали топоры – строились новые дороги, крепости, погосты. Художник:  Михаил Нестеров. «Святая равноапостольная княгиня Ольга».

Чтобы управлять страной, да ещё и женщине, одной мужественности и храбрости мало. Что же нужно ещё?

Глубокий ум, мудрость.

Св. Ольга постоянно молилась за сына и за свой народ, а терпением своим всё большее количество сердец располагала к святой вере. И воцарились повсюду на Руси мир и порядок: в разных концах Руси зазвучали топоры – строились новые дороги, крепости, погосты.

Художник: Михаил Нестеров. «Святая равноапостольная княгиня Ольга».

 Христиане уже были на Руси и до Ольги, но она стала первой княгиней, принявшей христианство.  Вернувшись домой, Ольга начала строить церкви и ещё больше помогать народу. За её жизнь и дела Ольга была причтена к лику святых.

Христиане уже были на Руси и до Ольги, но она стала первой княгиней, принявшей христианство. Вернувшись домой, Ольга начала строить церкви и ещё больше помогать народу. За её жизнь и дела Ольга была причтена к лику святых.

Преображение св. князя Владимира Будущий креститель Руси князь Владимир (980-1015 гг.) воспитывался среди разгула, войн, в языческом центре. Молодой князь, забыв молитвы бабушки, штурмует Киев, язычество торжествует, кругом Владимир устраивает капища. Но это была уже агония язычества. Когда он осознал ложь язычества, он сумел подняться из бездн ада потому, что искал Истину. Он не только обратился к истинному Богу, но и привел за собой свой народ (поэтому его называют равноапостольным). Его величие в том, что он был способен понять свое заблуждение. Как произошел в его душе переворот – это останется навсегда тайной личного обращения, подобной чудесной тайне превращения Савла в Павла. Но кое-что нам известно. Конечно, бабушка, св. кн.Ольга, заронила в маленького внука Слово; в 983 г. в жертву Перуну принесли двух варягов, их верность Христу запала Владимиру в сердце; Владимир сам посылает посольство в разные страны, чтобы сравнить веру этих народов.

Преображение св. князя Владимира

Будущий креститель Руси князь Владимир (980-1015 гг.) воспитывался среди разгула, войн, в языческом центре. Молодой князь, забыв молитвы бабушки, штурмует Киев, язычество торжествует, кругом Владимир устраивает капища. Но это была уже агония язычества.

Когда он осознал ложь язычества, он сумел подняться из бездн ада потому, что искал Истину. Он не только обратился к истинному Богу, но и привел за собой свой народ (поэтому его называют равноапостольным). Его величие в том, что он был способен понять свое заблуждение. Как произошел в его душе переворот – это останется навсегда тайной личного обращения, подобной чудесной тайне превращения Савла в Павла. Но кое-что нам известно. Конечно, бабушка, св. кн.Ольга, заронила в маленького внука Слово; в 983 г. в жертву Перуну принесли двух варягов, их верность Христу запала Владимиру в сердце; Владимир сам посылает посольство в разные страны, чтобы сравнить веру этих народов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!