Государственное общеобразовательное учреждение
«Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Принято на Педагогическом Совете Протокол №____ от _________2018 | Утверждаю ___________________ 2021 Директор___________ Cаморезова О.Н.. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Подвижные игры»
Возраст детей: 9-11 лет
Срок реализации: 3 года.
2022Г
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования по физкультурно - спортивному направленности кружка «Подвижные игры» по своему виду является общеразвивающей в области физической подготовки детей младшего школьного возраста.
Подвижные игры, благодаря большому разнообразию и содержанию, всесторонне влияют на организм и личность ребенка, способствуя решению важнейших педагогических и специальных задач физического воспитания.
Являются лучшим средством активного отдыха после напряженных умственных занятий. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц, тем самым способствует улучшению осанки детей. В играх дети упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и тем самым, незаметно для них самих, овладевают навыком основных движений.
Подвижные игры, применяемые в обучении легкоатлетическим упражнениям и спортивным играм, непосредственно подготавливают детей к соответствующим видам спорта. Содержание игр обогащает представление, активизирует наблюдательность, мышление, внимание детей.
В подвижных играх дети действуют в коллективе и, в результате правильно налаженных взаимоотношений и взаимодействий развивается и укрепляется чувство коллективизма, товарищества, дружбы, вежливость, простота, искренность и др.
Подвижные игры повышают физиологическую и эмоциональную нагрузку, а также развивают интерес детей к физическим упражнениям.
Теоретическая часть дается в процессе урока включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседы с учащимися на темы предусмотренные программой, показ изучаемых элементов, подвижных игр, просмотр презентаций. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными и спортивными играми, гимнастическими упражнениями.
Актуальность программы заключается в том что, она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Цель программы:
приобщение младших школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом;
содействие всестороннему развитию личности младшего школьника посредством подвижных игр;
развитие коммуникативных навыков и организаторских способностей;
активный отдых.
Задачи обучения:
укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию, выработки устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, формирование опыта двигательной активности;
овладение общеразвивающими и корригирующими упражнениями, умениями использовать их в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
приобщение к самостоятельным занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физическими упражнениями, культуры общения и взаимодействия в учебной и игровой деятельности.
Отличительной особенностью программы является, то, что она составлена с учетом возрастных и психофизических возможностей, учащихся с умственной отсталостью и способствует их вовлечению в среду нормально развивающихся сверстников.
Программа предназначена для детей 9-11 лет и рассчитана на 3 года обучения.
Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная или индивидуально-групповая.
Форма обучения: очная
На обучение программой предусмотрено:
1 год обучения- 34 часа (1 час в неделю);
2 год обучения- 34 часа (1 час в неделю);
3 год обучения- 34 часа (1 час в неделю);
Основные методы реализации программы. Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. В процессе обучения детей общей физической подготовки на всех этапах используются общие дидактические методы:
Словесные. С помощью таких приемов как объяснение, рассказ, распоряжение, команда, беседы и замечания у обучающихся создается предварительное представление о упражнении, возникает желание заниматься данным видом спортивной деятельности, суждения о правильности выполнения упражнений, возникает возможность оценить итоги выполнения задания.
Наглядные. У обучающихся формируются конкретные представления о технике выполнения упражнений с помощью учебных таблиц, схем, рисунков, фильмов, показа отдельных элементов и способов выполнения упражнений.
Методы выполнения упражнений:
Практические. Метод упражнений, методические приемы облегчения и усложнения условий выполнения заданий.
2. Игровые и соревновательные:
1) турниры;
2) эстафеты;
3) соревнования.
4) подвижные и спортивные игры.
Как основные средства обучения в учебном процессе используются общеразвивающие, подготовительные, подводящие, имитационные, специализированные упражнения.
Общеразвивающие – движения без предметов, с предметами, упражнения на снарядах, одиночные, парные, на матах, различные прыжки, упражнения на координацию движений, расширяющие двигательный навык и др.
Имитационные – упражнения, позволяющие освоить рациональную технику.
Специализированные – для устранения отдельных ошибок техники, развития физических качеств занимающихся.
Режим, способы выполнения всего многообразия упражнений регламентируют методы тренировки (практические методы физической подготовки):
по характеру построения (стандартный, вариативный, смешанный);
по соотношению в упражнениях работы и отдыха (равномерный, переменный, интервальный, комбинированный, контрольный).
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 9-11 лет.
Ожидаемые результаты.
Должны знать:
содержание игр разных направлений;
теоретические аспекты по игре;
инвентарь, оборудование;
правила поведения и безопасности.
Должны уметь:
играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями;
владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр;
играть в игры, комплексно воздействующих на организм ребенка («Пионербол», Борьба за мяч», «Перестрелка», мини-футбол,);
осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
организовывать и проводить самостоятельные занятия;
соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала 1 – 3 годов обучения
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Теоретический материал | | | |
1.1 | Вводное занятие Инструктаж по технике поведения и правилам безопасности на занятиях подвижными играми | 1 | 1 | |
1.2 | Основы знаний о физической культуре | В процессе | | |
2 | Подвижные игры. | | | |
2.1 | Подвижные игры с элементами легкоатлетических упражнений | 9 | | 9 |
2.2 | Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики | 5 | | 5 |
2.3 | Подвижные игры с элементами спортивных игр | 8 | | 8 |
2.4 | Спортивные игры по упрощенным правилам (мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол, «Пионербол» и др | | | |
2.5 | Зимние подвижные игры | 5 | | 5 |
3 | Эстафеты. | | | |
3.1. | Игры- эстафеты | 6 | | 6 |
Итого: | | 34 | 1 | 33 |
Основное содержание 1- 3 годов обучения
«Основы знаний о физической культуре» (в процессе преподаваемой дисциплины)
Знание о подвижных играх. Подвижные игры как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Закаливающие процедуры, их роль и значение, гигиенические требования, правила и способы проведения. Общие представления об осанке, ее влияние на здоровье человека, правила выполнения упражнений на формирование правильной осанки. Правила поведения в спортивном зале и на спортивной площадке, требования к одежде и обуви для занятий подвижными играми.
«Деятельность оздоровительной направленности» (в процессе преподаваемой дисциплины)
Проведение подвижных игр со сверстниками во время активного отдыха и досуга, подготовка мест для игр, подбор соответствующего инвентаря и оборудования. Простейшие наблюдения за своим самочувствием в процессе занятий подвижными играми.
«Физическое развитие и физическая подготовка».
Подвижные игры с элементами спортивных игр. Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики, легкой атлетики, направленные на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации) и социальных качеств (внимания, сдержанности, смелости, честности и др.). Простейшие технические действия из спортивных игр: футбола, баскетбола, волейбола. Зимние подвижные игры. Игры-эстафеты.
Программный материал по подвижным играм
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча.
Вид программ-ного материала | Основная направленность | Классы | |
1 - 2 | 3 | |
Подвижные игры с элементами легкоатлетических упражнений | На закрепление и совершенствова-ние навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве | «Ловкие ребята» «Рыбачек» «Дед мороз» «Горелки» «Хитрая лиса» «Перебежки» «Челночок» «Кружева» | «Белки, зайцы, мишки» «Воробьи и вороны» «Домик у дерева» «Домики» «Змейка» «Иголка, нитка, узел» «Лабиринт» «Прерванные пятнашки» «Шишки, желуди, орехи» «Капкан» | |
На закрепление и совершенствова-ние навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | «С кочки на кочку» «Быстро возьми» «Пчелкины шалости» «Кто самый прыгучий?» | «Голубь» «Допрыгни до мяча» «Передвижение прыжками» «Удочка» «Чемпион скакалки» | |
На закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно – силовых способностей | «Кто дальше бросит?» «Точный расчет» «Попади мячом в цель» «Кто самый меткий?» | «Бегуны и метатели» «Кто дальше бросит?» «Попади мячом в цель» «Попади в звоночек» | |
Подвижные игры с элементами спортивных игр | На овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | Ловля, передача, броски, ведение мяча индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге. Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой (шагом и бегом). | Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках кругах, квадратах. Ведение мяча с изменением направления и скорости. Броски по воротам с 3-4 м (гандбол), удары по воротам в футболе. | |
На закрепление и совершенствова-ние держания, ловли, передачи, броска и ведении мяча и на развитие способностей к дифференцированию движений, реакции, ориентированию в пространстве | «Поймай мяч» «Рыбы, звери, птицы» «Унеси мяч» «Маленький - большой» «Увертывайся от мяча» «Стой!» «Мячик кверху» | «Перестрелка» «Увертывайся от мяча» «Обгони мяч» «Лови - не лови» «Ловишки с мячом» «Выбей мяч из круга» «Горячий мяч» «Догони мяч» «Не урони мяч» «Передал – садись» «Пятнашки в мяч» | |
Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики | На закрепление и совершенствование гимнастических построений и перестроений, развитие гибкости | «Построимся» «У ребят порядок строгий» «Быстро по местам» «Фигуры» «Выставочный зал» | «Класс, смирно!» «Длинные ноги, короткие ноги» «Копна, тропинка, кочки» «Выставка картин» | |
Зимние подвижные игры | | «Кто дальше бросит?» «Перебежки со снежками» «Кто быстрее до снеговика» «Мороз- красный нос» «Замороженные» «Дед Мороз» | «Быстрый лыжник» «Гонка» «Гонки снежных комов» «На одной лыже» «По следам» | |
Игры-эстафеты | | Эстафеты с мячом. Эстафеты с набором предметов. Эстафеты без предметов. Эстафеты с обручем. | «Бег сороконожек» «Кто быстрее перенесет предметы?» «Кто первый?» Эстафета с катанием набивных мячей Эстафета с переноской палки над головой Эстафета зверей «Художники» | |
Самостоятельные занятия | | Броски, ловля, передача мяча, удары, остановки мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими руками и ногами | |
Игры малой подвижности | | «У кого мяч?» «Что изменилось?» «Как говорят части тела?» «Летает - не летает» «Узнай по голосу» «Паутинка» «Музыкальное объятие» «Ха-ха-ха» «Найди и промолчи» | «Веревочка» «Кто сказал комплимент? «Телефон» «Кто ушел?» «Закручивание» «Фанты» «Три движения» | |
Планируя игры и определяя их объем, необходимо учитывать:
- особенности состава воспитанников данного кружка (возраст, пол, общая физическая подготовленность);
- условия проведения занятий (наличие и размер зала, площадки, наличие оборудования и инвентаря, природные и климатические условия, сезонность);
- основные учебно-воспитательные задачи и другие средства физического воспитания воспитанников данного кружка.
Распределение игр по году обучения необходимо считать условным, так как одна и та же игра с изменением правил и видов передвижений с дополнительным материалом может быть применена во всех возрастных группах.
Распределяя материал по урокам, учитываются основные дидактические принципы: систематичность, доступность, прочность.
Тематическое планирование
1 год обучения
№ | Кол-во часов | Тематическое планирование |
1 | 1 | Инструктаж по технике поведения и правилам безопасности на занятиях подвижными играми |
Подвижные игры с элементами легкоатлетических упражнений 9ч |
2 | 1 | «Рыбачек» |
3 | 1 | «Дед мороз» |
4 | 1 | «Горелки» |
5 | 1 | «Ловкие ребята» |
6 | 1 | «С кочки на кочку» |
7 | 1 | «Быстро возьми» |
8 | 1 | «Кто дальше бросит?» |
9-10 | 2 | «Точный расчет» |
Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики 5часов. |
11 | 1 | Теоритические сведения. Игры с элементами гимнастики |
12 | 1 | «Быстро по местам» |
13-14 | 2 | «У ребят порядок строгий» |
15 | 1 | «Построимся» |
Зимние подвижные игры 5часов. |
16-17 | 2 | «Кто дальше бросит?» |
18-19 | 2 | «Перебежки со снежками» |
20 | 1 | «Кто быстрее до снеговика» |
Подвижные игры с элементами спортивных игр 8 часов |
21-22 | 2 | Игры с элементами футбола |
23-24 | 2 | Ловля, передача мяча «Поймай мяч» |
25-26 | 2 | Броски , ведение мяча индивидуально. «Рыбы, звери, птицы» |
27-28 | 2 | Ведение мяча индивидуально в парах, стоя на месте и в шаге. «Унеси мяч» |
Игры- эстафеты 6 часов |
28-29 | 2 | Эстафеты с мячом. |
30-31 | 2 | Эстафеты с набором предметов. |
32-33 | 2 | Эстафеты без предметов. |
34 | 1 | Эстафеты с обручем. |
Тематическое планирование 3 класс.
№ | Кол-во часов | Тематическое планирование |
1 | 1 | Инструктаж по технике поведения и правилам безопасности на занятиях подвижными играми |
Подвижные игры с элементами легкоатлетических упражнений 9ч |
2 | 1 | «Хитрая лиса» |
3 | 1 | «Перебежки» |
4 | 1 | «Челночок» |
5 | 1 | «Кружева» |
6 | 1 | «Пчелкины шалости» |
7 | 1 | «Кто самый прыгучий?» |
8 | 1 | «Попади мячом в цель» |
9-10 | 2 | «Кто самый меткий?» |
Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики 5часов. |
11 | 1 | Теоретические сведения. |
12 | 2 | «Фигуры» |
13-14 | 2 | «Выставочный зал» |
Зимние подвижные игры 5часов. |
15-16 | 2 | «Мороз- красный нос» |
17-18 | 2 | «Замороженные» |
19 | 1 | «Дед Мороз» |
Подвижные игры с элементами спортивных игр 8 часов |
20-21 | 2 | Техника безопасности. Игры с элементами футбола. «Маленький - большой» |
22-23 | 2 | Ловля, передача, броски мяча. «Мячик кверху» |
24-25 | 2 | Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч «Стой!» |
26-27 | 2 | Ведение мяча (правой, левой рукой) в движении по прямой (шагом и бегом) «Увертывайся от мяча» |
Игры- эстафеты 6 часов |
28-29 | | Эстафеты с мячом. |
30-31 | | Эстафеты с набором предметов. |
32-33 | | Эстафеты без предметов. |
34 | | Эстафеты с обручем. |
Тематическое планирование 4класс.
№ | Кол-во часов | Тематическое планирование |
1 | 1 | Инструктаж по технике поведения и правилам безопасности на занятиях подвижными играми |
Подвижные игры с элементами легкоатлетических упражнений 9ч |
2 | 1 | «Белки, зайцы, мишки» «Воробьи и вороны» |
3 | 1 | «Домик у дерева» «Домики» |
4 | 1 | «Змейка» «Иголка, нитка, узел» |
5 | 1 | «Лабиринт» «Прерванные пятнашки» |
6 | 1 | «Шишки, желуди, орехи» «Капкан» |
7 | 1 | «Голубь» «Допрыгни до мяча» |
8 | 1 | «Передвижение прыжками» «Удочка» |
9 | 1 | «Чемпион скакалки» «Бегуны и метатели» |
10 | 1 | «Кто дальше бросит?» «Попади мячом в цель» «Попади в звоночек» |
Подвижные игры с элементами гимнастики, акробатики 5часов. |
11 | 1 | «Класс, смирно!» |
12 | 1 | «Длинные ноги, короткие ноги» |
13 | 1 | «Копна, тропинка, кочки» |
14-15 | 2 | «Выставка картин» |
Зимние подвижные игры |
16 | 1 | «Быстрый лыжник» |
17 | 1 | «Гонка» |
18 | 1 | «Гонки снежных комов» |
19 | 1 | «На одной лыже» |
20 | 1 | «По следам» |
Подвижные игры с элементами спортивных игр 8 часов |
21-22 | 2 | Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках кругах, квадратах. |
23-24 | 2 | Ведение мяча с изменением направления и скорости. |
25-26 | 2 | Броски по воротам с 3-4 м, удары по воротам в футболе. |
27-28 | 2 | Пионербол |
Игры эстафеты 6 часов |
29 | 1 | «Бег сороконожек» «Кто быстрее перенесет предметы?» |
30 | 1 | «Кто первый?» |
31 | 1 | Эстафета с переноской палки над головой |
32 | 1 | Эстафета зверей |
33 | 1 | «Художники» |
34 | 1 | Эстафета с катанием набивных мячей» |
Диагностическое обследование результатов обучения и развития воспитанников по программе «Подвижные игры» проводится методом наблюдения, собеседования, контрольного задания. Такое обследование ведется в течение учебного года.
Результаты начальной и конечной диагностики заносятся в таблицу
Мониторинг освоения программы
1. Анкетирование школьников по итогам года с целью выявления удовлетворенности занятиями.
2. Тестирование учащихся по уровню физической подготовленности
Анкета для учащихся
класс/ кол- во | нравятся ли тебе занятия | как изменилось твое здоровье | как ты относишься к занятиям на улице |
| Положительно | Отрицательно | Положи тельно | Отрица тельно | Не измен. | Полож. | Отриц. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
2. Тестирование проводится 2 раза в год (в сентябре и мае) в начале и конце года.
Уровень физической подготовленности учащихся |
№ | Физические | Контрольное | Возраст | | | Уровень | | |
| способности | упражнение | лет | | | | | | |
| (Проверочный тест) | | | | | | | |
Мальчики | Девочки |
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Скоростные | Бег 30 м, с | 9 | 7,1 | 7,0-6,0 | 5,4 | 7,3 | 7,2-6,2 | 5,6 |
| | | 11 | 6,8 | 6,7-5,7 | 5,1 | 7,0 | 6,9-6,0 | 5,3 |
2 | Координа | Челночный бег | 9 | 10,4 | 10,0-9,5 | 9,1 | 11,2 | 10,7-10,1 | 9,7 |
| ционные | 3X10 м, с | 11 | 10,2 | 9,9-9,3 | 8,8 | 10,8 | 10,3-9,7 | 9,3 |
3 | Скоростно | Прыжок в длину с | 9 | 100 | 125-145 | 165-175 | 100 | 125-140 | 155 |
| силовые | места, см | 11 | 120 | 130-150 | 185 | 120 | 135-150 | 160 |
4 | Выносли | 1 километр, мин. | 9 | 6,0 | 5,30 | 5,10 | 7,10 | 6,40 | 6,10 |
| вость | | 11 | 5,50 | 5,20 | 5,0 | 7,0 | 6,30 | 6,0 |
5 | Гибкость | Наклон вперед из | 9 | 1 | 3-5 | 7,5 | 2 | 6-9 | 12,5 |
| | положения сидя, см | 11 | 1 | 3-5 | 7,5 | 2 | 6-9 | 13,0 |
6 | Силовые | Подтягивание: | 9 | 1 | 2-3 | 4 | | | |
| | (мальчики) кол-во раз | 11 | 1 | 2-3 | 5 | | | |
| | Подтягивание На | 9 | | | | 3 | 6-10 | 14 |
| | низкой перекладине | 11 | | | | 3 | 7-11 | 16 |
| | (девочки) | | | | | | | |
| | Кол-во раз | | | | | | | |
.
Мониторинг результатов обучения ребенка по образовательной программе «Подвижные игры» в ------ кл.
№ | Фамилия, имя воспитанника | Теоретическая подготовка (соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям) | Практическая подготовка (соответствие практических умений и навыков программным требованиям) | Общеучебные умения и навыки ( учебно - интелектуальные умения, умение слушать и слышать педагога, навыки соблюдения правил безопасности) | Итог |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | н | к |
| | | | | | | | | |
Мониторинг личностного развития ребенка по образовательной программе «Подвижные игры» в ------ кл.
№ | Фамилия, имя воспитанника | Организационно-волевые качества (терпение (способность переносить нагрузки), воля (способность активно побуждать себя к практическим действиям), самоконтроль (умение контролировать свои поступки) | Ориентационные качества (самооценка, интерес к занятиям (осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы) | Поведенческие качества (толерантность, умение воспринимать общие дела как собственные) | Итог |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | н | к |
| | | | | | | | | |
Возможное число баллов по каждому параметру: 0-10
Методическое обеспечение.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (спортивные кружки и секции). Москва «Просвещение» 1986г.
Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.
Коми старинные детские игры.
г. Сыктывкар. Коми книжное издательство. 1988г.
Игры для детей . В.Яковлев.
26