СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры на уроках легкой атлетики, как средство развития быстроты

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры на уроках легкой атлетики, как средство развития быстроты»

Подвижные игры на уроках легкой атлетики как средство

развития быстроты

Огромное значение игры – и для воспитания, и для жизни – понимают все. Мы можем вспомнить теорию игр Фрейда и игровую теорию культуры Хейзинга и принять принцип обязательности использования игры для воспитания, психологической диагностики. Как говорил Эйнштейн, «теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой». Вначале для человека было не слово, а игра. Играя почти бессознательно, малыш осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, реагирует, наблюдает, контролирует движения, пополняет свой кругозор, радуется жизни.

Благотворно действуя на нервную систему учащихся, игра весьма специфично, а главное, свободно, ненасильственно и более эффективно воспитывает интерес к преодолению трудностей и препятствий на пути к поставленной цели, побуждает также использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность, внимание, оперативное мышление, чувство ответственности и взаимовыручки.

Но все-таки, на занятиях физической культурой перед учителем стоит задача воспитания у детей физических качеств. А к числу важнейших относится быстрота, которую определяют как способность человека совершать двигательные действия с минимальной для данных условий затратой времени.

Применяемые на уроках подвижные игры помогают овладеть необходимыми знаниями качествами, умениями и навыками, закрепить их в игровых условиях.

Приведем краткое описание некоторых игр, которые использовались на уроках физической культуры.

«Быстро по местам»

Задачи: развитие быстрой реакции на сигнал, сообразительности; совершенствование умения ориентироваться.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

По первому сигналу преподавателя игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму – се должны построиться в указанном месте.

Варианты построения:

  1. в общей шеренге или отдельных шеренгах;

  2. в общем круге или отдельных кругах;

  3. в отдельных колоннах в виде квадрата.

Команда, сумевшая быстрее занять свое место, побеждает.

Заранее следует по­знакомить играющих с сигналами, исходным по­ложением, формой строя и местом, где необхо­димо находиться.

При недостаточной площади построение ко­манд выполняется раз­дельно и борьба идет за сокращение времени построения.

«Вызов номеров»

Задачи: развитие скоростных качеств; воспитание ловкости, быстроты.

Инвентарь: набивные мячи или другие предметы для разметки дистанции.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация (дистанция 10 – 20 м).

Участники выстраиваются в колон­ны по одному, одна рядом с другой. Преподаватель называет какой-либо порядковый номер, а пары игроков под этим номером выполняют зада­ние, например, пробегают до отмет­ки поворота и возвращаются назад в свои колонны на свои места.

Варианты задания:

  1. различные ис­ходные и финишные положения игро­ков: упор присев, сидя, лежа на груди;

  2. различные способы передви­жения;

  3. выполнение дополнительных дви­гательных упражнений на дистанции: пролезание через «ворота», перенос мячей, броски в цель.

Участники каждой ко­манды должны рассчи­таться по порядку но­меров и запомнить свои номера.

После каждой про­бежки начисляются оч­ки: 2 – победителю и 1 – побежденному. За невыполнение пробеж­ки группа не получает ни одного очка.

Побеждает команда, набравшая большее ко­личество очков.

Для более частого вы­зова участников лучше формировать большее количество команд с меньшим числом игро­ков.

Для смены соперника после каждого круга соревнований следует в командах менять поряд­ковые номера.

«Комбинированная эстафета»

Задача: совершенствование умения комбинировать бег с метанием в цель в соревновательных условиях.

Инвентарь: теннисные мячи, стойки или конусы.

Место: специализированная баскетбольная площадка или спортивный зал.

Команды выстраиваются в колонны по одному. По сигналу первые игроки бегут до поворотной стойки, огибают ее и добегают до линии броска. Вы­полняют бросок в цель, ловят мяч и передают его в свою колонну сле­дующему участнику, который продол­жает эстафету, а сами становятся в конец колонны.

Бег и метание в цель необходимо выполнять условленным способом. В случае непопадания мячом в цель игроки должны повторять бро­ски до тех пор, пока мяч не достигнет цели, и только после этого следует передать его в колонну очередному участнику.

Побеждает команда, раньше закончившая эс­тафету.

Целью для броска мо­гут быть: баскетбольный щит, кольцо, мишень на стене.

На начальной стадии игры броски можно со­вершать без целевого попадания.

Эстафету можно ус­ложнить за счет увели­чения количества брос­ков и изменения спосо­бов их выполнения.

«Цепочка»

Задачи: развитие ловкости, координации движений, скоростной выносливости; воспитание чувства коллективизма.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация, приспособленное помещение размером 15×15 м.

В игре принимают участие 6 – 20 че­ловек, которые делятся на две коман­ды: «ловцов» и «убегающих». Все «ловцы» берутся за руки, образуя цепочку, и преследуют остальных игроков, которые разбегаются по оди­ночке. Пятнать имеют право только два крайних игрока в цепочке. «За­пятнанные» игроки выбывают из игры.

Преследуемые игро­ки могут прорываться через цепочку или про­скальзывать под руками игроков, которые ста­раются взять убегаю­щих в кольцо, не пят­ная их. Если цепочка разрывается, пятнать нельзя.

Побеждает команда, сумевшая запятнать больше игроков за ука­занное время.

По истечении указан­ного времени команды должны поменяться ро­лями.

«Черные и белые»

Задачи: развитие скоростной выносливости, ловкости, внимательности; совершенствование бы­строты двигательной реакции.

Инвентарь: предмет (например, кружок), окрашенный с двух сторон в разные цвета (черный, темный; белый, светлый).

Место: спортивный зал, площадка, рекреация, поле размерами 10×20, 20×40 м.

В игре участвуют две команды: «Черные» и «Белые». Как только руководитель игры воскликнет: «Чер­ные!» или вброшенный в центр поля кружок упадет темной стороной вверх, «черные» становятся преследуемыми и убегают. «Белые» ловцы преследу­ют «черных», чтобы запятнать их в пределах поля. По команде: «Белые!» участники меняются ролями. Каждый свободный игрок может быть запят­нанным несколькими ловцами.

Варианты игры:

  1. введение различ­ных исходных позиций: в упоре или лежа на животе;

  2. смена способов передвижения: прыжки на одной ноге, бег на четве­реньках в упоре сзади и т. д.

После каждой пере­бежки ловцы должны объявлять, кого они за­пятнали. Каждое пятнание приносит команде одно очко. Побеждает команда, запятнавшая больше участников во время игры.

В зависимости от раз­меров площадки и ис­ходной позиции игроков расстояние между обеи­ми командами необхо­димо определять так, чтобы ловцы могли спра­виться со своей задачей.

«День и ночь»

На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – «Ночь», а команда девочек – «День». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.

Правила игры. Осаленные переходят в команду соперника.

«Третий лишний»

Задачи: развитие ловкости, координации движений, внимательности, скоростных качеств; совер­шенствование умения ориентироваться на местности.

Инвентарь: не требуется.

Место: спортивный зал, площадка, рекреация.

Игроки команд располагаются па­рами внутри площадки. Расстояние между парами 2 – 3 м. Водящий и один из игроков (убегающий) распо­лагаются за линией. Водящий стре­мится запятнать убегающего, а убе­гающий может встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары ста­новится «третьим лишним» и убегает от водящего. Если же водящему удается запятнать свободного игрока, то они меняются ролями.

Убегающий может за­нять свое место в паре, только если он пробе­жал полный круг. Пере­секать линию круга не разрешается. Пятнать можно только во время бега.

Побеждает команда, игроки которой меньшее количество раз были водящими.

Содержание игры мо­жно изменить введе­нием различных исход­ных положений, из ко­торых будут стартовать игроки.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование подвижных игр на уроках легкой атлетики в средней школе эффективно для воспитания быстроты. Использовать их необходимо комплексно и регулярно, но следует отметить, что превращать уроки физической культуры только в игры недопустимо; нужно умело комбинировать игру с другими видами деятельности на уроке физической культуры.

Список литературы

  1. Гуревич И.А. 300 соревновательно - игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. Пособие. – Мн.: Высш. шк., 2002. – 319 с.

  2. Жилкин А.И. Легкая атлетика. - М.: Академия, 2015.

  3. Семенов В.В. Легкая атлетика в 6 классах // Физическая культура в школе. – 2015. - № 4. – С. 25 – 26.

  4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. – 2-е изд. – М.: Академия, 2018. – 480 с.

  5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!