СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры для занятий баскетболом

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Баскетбол – это игра, к ней гораздо проще перейти после подвижных игр, чем после обычных учебных упражнений. Данные подвижные игры можно использовать при обучении баскетболу для совершенствования отдельных элементов игры. Подбирая подвижные игры для занятий баскетболом, необходимо помнить, что они должны максимально ему соответствовать и развивать необходимые качества. При этом игры должны быть такими, чтобы в них не было предусмотрено выбывание игроков, потому что первыми из игры выбывают, как правило, наиболее слабые учащиеся, которым как раз, наоборот, надо больше участвовать в играх и тренироваться. Многие из представленных ниже игр разработаны специально для обучения элементам баскетбола. Данные игры будут полезны учителям физкультуры, обучающим школьников игре в баскетбол  

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры для занятий баскетболом»

Подвижные игры при обучении баскетболу

Многолетняя практика работы показывает, что для обучения целому ряду тактических элементов, закрепления и совершенствования навыков выполнения технических упражнений лучше всего создать специальные игровые условия. Наилучшим образом в средней школе это можно сделать с помощью подвижных игр. В большинстве случаев их использование позволяет повысить интерес детей к занятиям, а также качество обучения и тем самым сократить период начального обучения баскетболу, что очень важно в условиях современной школы.
Баскетбол – это игра, следовательно, к ней гораздо проще перейти после подвижных игр, чем после обычных учебных упражнений. Вниманию специалистов по физическому воспитанию предлагаются подвижные игры, которые можно использовать при обучении баскетболу для совершенствования отдельных элементов игры.
Подбирая подвижные игры для занятий баскетболом, надо исходить из того, что они должны максимально ему соответствовать и развивать необходимые качества. При этом игры должны быть такими, чтобы в них не было предусмотрено выбывание игроков, потому что первыми из игры выбывают, как правило, наиболее слабые учащиеся, которым как раз, наоборот, надо больше участвовать в играх и тренироваться. 
Многие из представленных ниже игр разработаны специально для обучения элементам баскетбола. Есть среди них и такие, которые публикуются впервые.
Данная работа охватывает лишь небольшую часть общей методики обучения баскетболу, но она будет полезна учителям физкультуры и всем специалистам, обучающим школьников игре в баскетбол.



Методика проведения подвижных игр

Подвижные и учебные игры используются на уроках и тренировках для:

– закрепления и совершенствования изучаемых приемов игры;
– совершенствования сочетания отдельных элементов игры;
– развития умения ориентироваться на площадке во время игры (видеть площадку);
– решения тактических задач;
– развития физических качеств;
– увеличения моторной плотности занятия по сравнению с обычной игрой, особенно на начальном этапе обучения.

Учебные игры

В общеобразовательной школе учебные и соревновательные игры проходят в условиях, несколько отличающихся от общепринятых. Основные отличия небольшие – они изложены в игре «Школьный баскетбол». 
Однако здесь следует отметить, что игры в школе не должны проводиться по так называемым упрощенным правилам, которые на практике сводятся к одному – разрешению нарушать общепринятые правила игры в баскетбол: например, разрешают пробежки или допускают грубую игру во время отбора мяча и т.п. Упрощенные правила должны лишь учитывать условия, в которых проводится игра, а в остальном общие правила должны соблюдаться неукоснительно. 
Кроме того, всегда надо помнить о том, что четкое соблюдение правил баскетбола во всех играх стимулирует обучение, заставляя школьников работать над техникой.



Описание игр и игровых упражнений

Перемещение игроков и ведение мяча

«Светофор»

Вариант 1. Все играющие выполняют ведение мяча, свободно перемещаясь по площадке в разных направлениях. Один учащийся с двумя флажками в руках («светофор») располагается в центре площадки или свободно перемещается по ней. Если он опустил руки с флажками вниз, то все игроки выполняют ведение мяча шагом, если вверх поднят красный флажок – ведение на месте, а если зеленый – ведение бегом. 
Если учащиеся слабо владеют ведением мяча, то перемещение выполняется в двух направлениях (по правой половине зала – в одном направлении, а по левой – в другом).

Вариант 2. Игроки получают штрафные очки за потерю мяча, за столкновение и за нарушение сигналов «светофора».

«Бегай, как я!»

Ученики делятся на пары. Первый номер бежит разными способами и с разной скоростью, используя остановки и повороты, а второй повторяет за ним. Через некоторое время игроки меняются ролями.

Числа

Вариант 1. Ученики свободно бегают по игровому полю. Когда учитель крикнет: «Четыре!» – ученики должны образовать группы по 4 человека в соответствии с заранее оговоренными условиями как можно быстрее: например, встать друг за другом, положив руки на плечи, или образовать круг, взявшись за руки, и т.п. Можно называть любые числа – от 0 до половины количества играющих.

Вариант 2 аналогичен первому, но все игроки выполняют ведение мяча, при образовании групп одной рукой продолжая ведение, а свободную руку положив на плечо впереди стоящего игрока.

«Быстро в строй!»

Участники делятся на две группы (например, мальчики и девочки).

Вариант 1. Играющие стоят на краю площадки в одну шеренгу, затем по команде разбегаются по всей площадке (залу) и свободно бегают в разных направлениях. По сигналу все стараются как можно быстрее встать в строй. Команда, построившаяся быстрее, получает 1 очко, после чего игра повторяется. 
Если учащиеся вместо бега по залу бегают рядом с местом построения, то можно просто бегать по кругу или до противоположной стены и обратно.

Вариант 2. Группы строятся на противоположных лицевых линиях. Игра проводится, как в варианте 1, но здесь дополнительно используется два сигнала. Если подается первый, то игроки строятся на своих местах, если второй – строятся на том месте, где стояла другая команда. В качестве первого и второго сигналов могут использоваться: один или два свистка; одна или две поднятые вверх руки; команды: «Становись!» или «Построились!» и т.п.

В обоих вариантах вместо произвольного бега можно использовать бег по заданию: например, лицом, спиной или боком вперед, а также их сочетания. Но в любом случае в строй надо бежать только лицом вперед, не задевая других играющих.

«Быстро в строй!» с ведением мяча

Игра аналогична игре «Быстро в строй!» (вариант 2), но все играющие выполняют ведение мяча. В данной игре учащиеся не строятся по росту, а лишь располагаются на лицевой линии с мячами в руках. В строй надо тоже бежать с ведением мяча.

Ловля парами

Двое играющих берутся за руки и начинают ловить остальных. Игрок считается пойманным, если его окружили руками, – за майку хвататься нельзя. Пойманного игрока отводят на скамейку и ловят следующего. Как только на скамейке окажутся два игрока, они тоже берутся за руки и начинают ловить других. Игра продолжается до тех пор, пока всех не переловят (все образуют пары), или в течение определенного времени. 
Если пара разорвалась, осаливание не засчитывается.

Ловля тройками

Игра аналогична игре «Ловля парами», но ловят по трое.

Тройки

Выбирают две тройки, которым дают номера – первая и вторая. Игроки в тройках берутся за руки. Каждая тройка бегает самостоятельно и старается осалить остальных играющих. Тот, кого осалили, садится на скамейку. Когда на скамейке окажутся три игрока, образуется новая тройка. Она получает номер три и вступает в игру, при этом первая тройка распадается. Таким образом, в игре всегда участвуют только две тройки, которые распадаются по очереди. 
Если тройка разорвалась, осаливание не засчитывается. 
Игра хорошо развивает умение видеть все поле.

Цепочка

Вариант 1. 4–6 учащихся берутся за руки, образуя цепочку, и начинают бегать по площадке за остальными игроками. Игрок, которого осалили, садится на скамейку. Салить могут только крайние игроки в цепочке. Как только на скамейке окажутся 4–6 человек, начинает водить новая цепочка, а старая распадается. 
Если цепочка разорвалась, осаливание не засчитывается.

Вариант 2. Начинают игру два человека (или один), но осаленный игрок встает в цепочку со стороны осалившего его участника, т.е. цепочка постоянно увеличивается.

Вариант 3 аналогичен первому, но все свободные игроки выполняют ведение мяча. Игрок, которого осалили, кладет мяч и садится на скамейку, а если только попытались осалить, и он потерял мяч, то этот игрок считается осаленным. Если за игроком никто не гнался, а он потерял мяч, то это не считается осаливанием, и он продолжает игру.

«Невод»

При проведении игры в школьном спортивном зале размером 12 х 24 м все договариваются, что волейбольная площадка – это пруд, а пространство от площадки до стен – берег. В зале размером 9 х 18 м весь пол – это пруд. 
Все играющие – «рыбки», которые располагаются в пруду и не имеют права выходить на берег. Двое водящих – «рыбаки»: они берутся за руки и начинают ловить «рыбу». Они имеют право выходить на берег, начиная там игру и вытаскивая невод на берег. Если «рыбакам» удается окружить «рыбу» (соединить руки вокруг нее), то этот игрок считается пойманным, встает между «рыбаками», образуя невод, и помогает ловить «рыбу». «Рыбаки» должны быть все время с краю. «Рыба» считается пойманной, если водящие образуют вокруг нее круг, взявшись за руки, а также если она выбросится на берег (коснется пола за пределами пруда) или специально начнет разрывать невод. «Рыбы» имеют право подныривать под руками водящих, но только до того момента, пока те не образовали круг. Если во время игры невод разорвался, то водящие должны остановиться, соединить руки, а затем продолжить игру. Если какую-либо «рыбу» вытеснили на берег, но при этом нарушили правила (например, когда невод разорвался), то она не считается пойманной. 
Игра продолжается до тех пор, пока всех «рыб» не переловят, или в течение определенного времени.

«Коршун и цыплята»

Игра проводится в группах по 4 человека: один – «коршун», остальные – «цыплята». «Цыплята» выстраиваются в одну колонну лицом к «коршуну» и держат руки на поясе впереди стоящих игроков. При этом первый держит сзади стоящего игрока за кисти. «Коршун» старается осалить последнего игрока в колонне, а «цыплята», перемещаясь, стараются помешать ему. Если водящий осалит последнего игрока, то встает на его место, а первый в колонне становится водящим. 
Игра может проводиться на время – в этом случае за каждое осаливание присуждаются очки. Побеждает тот, кто наберет больше очков.

«Пройди пару»

Вариант 1. Учащиеся распределены за тройки, которые располагаются друг за другом у лицевой линии за пределами площадки. Два игрока из первой тройки выходят вперед и берутся за руки, свободная рука на поясе. Они располагаются спиной к противоположному кольцу и играют роль защитников. Третий игрок (нападающий) старается пройти пару и выйти к кольцу. Нападающий должен все время двигаться вперед, а защитники – держаться на расстоянии 2–3 м от нападающего. Если нападающему это удается, он получает 1 очко. 
После того как первая тройка забежит за среднюю линию, в игру вступает вторая тройка, и т.д. Затем игроки возвращаются шагом обратно за боковыми линиями площадки, а при следующей попытке повторяют упражнение, предварительно поменяв нападающего. 
Побеждает игрок, который при равном количестве попыток наберет больше очков.

Вариант 2 аналогичен первому, но нападающий выполняет ведение мяча.

Свободные перебежки с ведением мяча

Вариант 1. Игра аналогична игре «Свободные перебежки», но все игроки выполняют ведение мяча. По сигналу учителя они останавливаются, кладут на пол мяч и выполняют упражнения, затем продолжают ведение мяча.

Вариант 2. Общеразвивающие упражнения могут быть заменены упражнениями с мячами (например, вращение мяча вокруг туловища, имитация броска и т.п.).

Вариант 3 аналогичен варианту 2, но учащиеся не знают заранее, какое упражнение они будут выполнять. Сигналом для начала является показ выполнения учителем.

«Смотри на мяч!»

Вариант 1. Игра аналогична игре «Свободные перебежки», но учитель держит мяч. Если мяч в руках, учащиеся выполняют перебежки, а если его нет, то они должны присесть, коснувшись руками пола, и сидеть до тех пор, пока он его опять не возьмет. Вместо приседания можно использовать любые упражнения.

Вариант 2 аналогичен первому, но игроки выполняют разные варианты перемещений: мяч в правой руке – бег лицом вперед, в левой руке – спиной вперед, в двух руках – боком вперед.

Вариант 3 аналогичен первому, но игроки выполняют разные задания в зависимости от действий учителя: ускорение – если мяч подброшен вверх, глубокое приседание с касанием руками пола – если мяч брошен в пол или в стену. После приседания или короткого ускорения продолжается выполнение упражнения.

Вариант 4. Вместо учителя на поле располагаются 5 игроков, которые выполняют передачи мяча друг другу. Перебегающие игроки должны все время видеть мяч и не забывать смотреть под ноги, а передающие – выполнять передачи так, чтобы мяч не касался перебегающих.

«День и ночь баскетболистов» с ведением мяча

Игра аналогична игре «День и ночь баскетболистов», но в исходном положении у каждого игрока в руках мяч. Убегать и догонять можно только с ведением мяча. Если убегающий игрок потерял мяч или допустил ошибку при ведении, то он считается осаленным. Если мяч потерял догоняющий игрок, то осаливание не засчитывается. 
В зависимости от уровня подготовки игроков и их количества убегать можно в штрафную зону или за лицевую линию – это заранее определяет учитель.

«День и ночь» по сигналам

Игра аналогична двум предыдущим, но проводится по зрительным или звуковым сигналам: например, левая рука в сторону – убегает команда, находящаяся слева, правая – команда справа; при хлопке в ладоши убегает «Ночь», при топании ногой – «День». 
В игре могут использоваться любые сигналы, о которых сообщается заранее. Кроме того, можно неожиданно подавать и другие сигналы, на которые игроки реагировать не должны.

«Зеркало»

Вариант 1. Два игрока с мячами в руках стоят лицом друг к другу на расстоянии 3–4 м. Один выполняет разнообразные варианты ведения мяча на месте, второй как можно точнее и быстрее повторяет их (как отражение в зеркале). По команде учителя игроки меняются ролями.

Вариант 2. То же, но в движении по площадке (ходьба или медленный бег).

«Дирижер»

Два игрока стоят лицом друг к другу на расстоянии 3–4 м. Один (без мяча) выполняет имитацию различных вариантов ведения мяча на месте, второй (с мячом) как можно точнее повторяет их, выполняя ведение. По команде учителя игроки меняются ролями.

Салки с ведением мяча

Вариант 1 напоминает обычную игру «Салки», но при этом все играющие выполняют ведение мяча. Водящий игрок поднимает руку вверх на 2–3 сек. и начинает водить. Он может салить других свободной рукой, однако при этом не должен терять мяч и допускать ошибок при ведении, так как в этом случае осаливание не будет засчитано. Осаленный игрок поднимает руку вверх на 2–3 сек. и начинает водить. Новый водящий не имеет права салить игрока, который его осалил, – это можно делать только спустя некоторое время. Если игрок, за которым гнался водящий, теряет мяч или допускает ошибку при ведении, то он становится водящим. Однако подобные нарушения не относятся к другим игрокам. Никаких сигналов водящий не подает, кроме поднятой руки перед началом своих действий. Поэтому все остальные играющие должны внимательно следить за происходящим на площадке.

Вариант 2. Игра проводится в двух группах (например, мальчики и девочки), которые играют на площадке одновременно, но отдельно друг от друга либо каждая на своей половине.

Вариант 3 аналогичен первому, но участники играют в парах (один убегает, а второй догоняет).





Салки баскетболистов (парные)

Вариант 1. Игра проводится в парах (без мяча). Один игрок убегает, а второй (водящий) старается его догнать и осалить. Убегать можно только спиной или боком вперед. При этом водящий должен осалить убегающего касанием за спину. Если убегающий игрок хоть немного пробежит грудью (лицом) вперед, то он считается осаленным. В этом случае игроки меняются ролями и продолжают играть, но новый водящий должен дать партнеру возможность отбежать на некоторое расстояние.

Вариант 2 аналогичен первому, но водящий игрок выполняет ведение мяча и может салить свободной рукой за любую часть тела. Если водящий при осаливании потеряет мяч, то оно н е засчитывается. После осаливания водящий должен передать мяч игроку, и только тогда они меняются ролями.

Салки баскетболистов (групповые)

Игра аналогична парной игре «Салки баскетболистов» (вариант 2), но играет весь класс одновременно. Выбирают 2–4 водящих, которые, ведя мяч, начинают салить остальных. Убегать можно только спиной или боком вперед. Игрок, которого осалили, меняется ролями с водящим. Новый водящий не имеет права салить игрока, который его осалил. 
Игра может проводиться в двух группах (например, мальчики и девочки), которые играют на площадке одновременно, но отдельно друг от друга.

Салки приставными шагами

Вариант 1. Игра аналогична парной игре «Салки баскетболистов» (вариант 1), но оба игрока перемещаются только приставными шагами. Если убегающий игрок сделает хоть один обычный шаг, то он считается осаленным. Если во время осаливания ошибку допустит водящий, то осаливание не засчитывается.

Вариант 2. Играет весь класс одновременно. Выбирают 2–4 водящих, которые с набивным мячом в руке (для отличия) начинают салить остальных. После осаливания водящий должен передать мяч игроку, и только тогда они меняются ролями. Новый водящий не имеет права салить игрока, который его осалил.

«Нападение акулы»

Вариант 1. Из числа наиболее сильных учащихся выбирается «акула» (водящий). Все остальные учащиеся («рыбки») разбегаются по площадке: «акула» – с мячом в руках, «рыбки» – без мячей. По сигналу: «Акула!» начинает ловить «рыбу». При этом она может перемещаться только с ведением мяча, а салить – свободной рукой, не теряя мяч. «Рыбки», до которых дотронется «акула», превращаются в «акулят», берут мячи и тоже начинают ловить «рыбу». Игрок без мяча не имеет права салить «рыб». Игра заканчивается, когда поймают последнюю «рыбку», либо проводится в течение определенного времени.

Вариант 2 аналогичен первому, но здесь, наоборот, у «акулы» мяча нет, а «рыбки» выполняют ведение мяча. «Акула» старается выбить мяч или спровоцировать его потерю. Если ей это удалось или «рыбка» его потеряла, когда за ней гналась «акула», то она кладет мяч и превращается в «акуленка».



«Охота на волка»

Вариант 1. Класс делится на группы по 4 (3) человека, которые играют одновременно на всей площадке. Каждая группа имеет 3 (2) мяча. Один играющий из группы играет роль волка, остальные (с мячами) – охотников. «Волк» свободно бегает по площадке, не выходя за ее пределы, в течение 1 мин. «Охотники», ведя мяч, стараются догнать и осалить «волка». Если им это удается, тот не выходит из игры, а лишь получает штрафные очки. По окончании установленного времени «волк» меняется с одним из «охотников». Такая смена проводится по очереди, пока каждый игрок не побывает в роли волка. Выигрывает участник, набравший меньше штрафных очков.
В зависимости от уровня подготовленности игроков салить можно свободной рукой или мячом, держа его в руках. В последнем случае можно сделать не более двух шагов, не выпуская мяч из рук. Кроме того, «волк» может бегать от 30 сек. до 1 мин.

Вариант 2 аналогичен первому, но у троих «охотников» только один мяч, и вести его запрещается. Осалить «волка» можно только мячом, удерживая его двумя руками.

«Выбей мяч!»

Играющие выполняют ведение мяча, стараясь при этом свой мяч не терять, а чужой выбить. Если игроку это удается, он получает 2 очка, а игрок, у которого выбили мяч, – минус 1 очко. Игрок, который не дал выбить свой мяч, но и не пытался выбить его у других, получает в конце игры минус 10 (20) очков. Игра проводится в течение определенного времени.

«Отними мяч!»

Вариант 1. Играющие выполняют ведение мяча, свободно перемещаясь по площадке. Один игрок (2 или 3 – в зависимости от количества играющих и их возможностей) без мяча – водящий. Он должен отобрать мяч у любого игрока, при этом не касаясь его. Если ему это удается, то он продолжает игру с мячом, а игрок, потерявший мяч, ищет себе другой. Отнимать мяч у игрока, отобравшего его, нельзя. Если игрок, за которым гнался водящий, теряет мяч или допускает ошибку при ведении, то он должен отдать мяч и искать себе другой. Если водящий коснулся игрока, он должен оставить его и переключиться на других участников.

Вариант 2 аналогичен первому, но игра проводится парами (один игрок убегает с мячом, а другой старается его отнять).

«Мастер ведения»

Вариант 1. Учащиеся играют в паре. Один игрок ведет мяч, не сходя с места и не делая поворотов. Второй старается осалить мяч, при этом любое касание игрока с мячом является ошибкой. Салить можно только рукой. Если водящий осалит мяч, то получает 1 очко, а если коснется соперника, то 1 штрафное очко (минус 1 очко). После 3 (5) касаний игроки меняются ролями.

Вариант 2. Игра может проводиться на время со сменой ролей через 30 сек. или 1 мин. Побеждает тот, кто в итоге наберет больше очков.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!