СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры в физическом воспитании школьников

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается возможность использования подвижных игр с элементами ориентирования на местности в физическом воспитании детей младшего школьного возраста для всестороннего, гармоничного развития дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры в физическом воспитании школьников»

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Магомедханова Арув Анварбековна

преподаватель физической культуры МБОУ многопрофильная гимназия №38 г. Махачкала



Аннотация. Рассматривается возможность использования подвижных игр с элементами ориентирования на местности в физическом воспитании детей младшего школьного возраста для всестороннего, гармоничного развития дошкольников.

Ключевые слова: подвижные игры с элементами ориентирования, произвольность, поведение, дети младшего школьного возраста.

Введение.

Сегодня большинство школ и дошкольные учреждения пытаются отойти от традиционной системы, частично изменяя формы и содержание образовательного процесса.

Происходит переход к инновационному типу образовательного процесса, новым педагогическим технологиям и новому содержанию учебной и воспитательной работы (В.К.Бальсевич 2000).

Становится очевидно, что сегодня необходим научный взгляд на деятельность образовательных учреждений не только с точки зрения решения задач обучения, но и целенаправленного воспитания здорового поколения (В.А.Кикотя, И.Г.Барчукова 2007).

В обобщенной форме произвольность поведения можно рассматривать как сознательную активность индивида, приведения собственных внутренних резервов в соответствие с условиями внешней среды для достижения значимой цели. Произвольность поведения рассматривается нами как самостоятельное обеспечением ребенком адекватности собственных действий и поступков, их соответствия принятой программе, требованиям определенных принципов и правил.

Важнейшим источником развития произвольного поведения в дошкольном возрасте является игра, на что указывала Н.Аксенова, 2000. Значение игры было также экспериментально подтверждено в работах (В.С.Астафьева, В.В.Борисова, 2008; Л.Д.Глазирина, В.Овсянкин, 2000).

Игра всегда выступает одновременно как бы в двух измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она представляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворением назревших актуальных потребностей. С другой стороны, игра всегда направлена на будущее, так как в ней прогнозируются и моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для физической закалки развивающего организма.

Вместе с тем, широкие возможности подвижных игр в практике работы школ используются недостаточно, тогда, как они содержат условия, облегчающие формирование произвольного поведения.

Необходимо заметить, что игры приобретают подлинно воспитательно-образовательное значение только тогда, когда они специально отбираются, уточняются по содержанию и оформляются в педагогических целях.

При подборе подвижных игр необходимо учитывать, прежде всего то, что возрастные особенности младших школьников характеризуются недостаточностью развития мышечной силы, некоторой неустойчивостью сердечной деятельности, повышенным обменом веществ, несовершенством в координации, силе и быстроте движений, относительно быстрой утомляемостью, недостаточным уровнем волевых качеств, малым запасом знаний о своих двигательных возможностях.

Также для школьников является не только участие в игре, но и победа в ней. Поэтому и становится возможным использование подвижных игр, основанных на элементах спортивного ориентирования в старшем дошкольном возрасте.

Подвижные игры с элементами ориентирования в практике физического воспитания детей младшего школьного возраста выделяются обычно в отдельную группу в связи с тем, что ребенок не всегда умеет играть с кем-либо. В своих сверстниках он видит не партнеров по совместной игре, а конкурентов, претендентов на общие игрушки, и, как следствие – постоянные конфликтные ситуации.

Сюжетно-ролевые игры и подвижные игры с правилами либо проводятся без специального оборудования, либо инвентарь дети должны получить по определенно установленному порядку, что исключает конфликты.

В подвижных играх с элементами ориентирования дети должны не только ориентироваться сначала на территории садика, в дальнейшем парковой зоне под наблюдением воспитателя, но и осуществлять истинную произвольность поведения. В ходе игры ребенок должен понимать, что он один должен действовать без видимых конкурентов, полагаться только на самого себя.

На основании данных научно-методической литературы, нами был реализован формирующий педагогический эксперимент, направленный на формирование произвольности поведения в игровой деятельности.

В качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что формирование произвольного поведения детей младшего школьного возраста будет успешным, если в качестве средств физического воспитания использовать подвижные игры с элементами спортивного ориентирования. С этой целью, нами была подготовлена схема территории садика, где были отмечены все объекты хорошо заметные и выделяющиеся на местности. В первое время, проводились прогулки со схемой местности на руках и запоминая все объекты – здания, деревья, песочницы, скамейки, игровые площадки, навесы, качели, лестницы и т.д. В начале проводились соревнования по выбору, т.е за определенное время дети должны были найти как можно больше игрушек спрятанных возле выше указанных ориентиров и нанесенных на план территории садика, находящийся на руках у ребенка. В дальнейшем задача усложнялась, показывали ребенку место нахождения предмета на схеме и он должен был, по памяти найти (КП), принести воспитателю. Через четыре недели сокращалось время запоминания (КП) контрольного пункта и фиксировалось время возвращения.

Существенно, что при этом ориентирование – не самоцель, а являлся средством всестороннего развития ребенка, способ привить ему любовь к спорту, заложить основы здорового образа жизни. С самого начала перед ними ставится цель: овладеть этим увлекательным видом, имеющей высокий рейтинг во «взрослом» мире в результате каждого занятия приобретает значимость очередного шага на пути ее достижения.

Апробация элементов программы показала, что гибкая система обучения и дифференцированный подход в подборе игрового материала благотворно влияют на показатели физической подготовленности и формирование культуры движений. Так, качественные и количественные показатели в беге, прыжках в длину и метании у детей, участвовавших в эксперименте, выросли на 16-18%, по сравнению с дошкольниками, в работе с которыми используются традиционные формы физического воспитания. А двигательная активность в режиме дня увеличилась на 14% за счет повышения интереса к ориентированию и использования ее во время самостоятельной двигательной деятельности.

Анализ результатов тестирования произвольности поведения в стандартных тестах позволил установить улучшение способности выполнять задания по наглядному образцу, точно выполнять указания взрослого и ориентироваться на местности с помощью простейшей карты местности.

Таким образом, проведенные исследования подтверждают как целесообразность содержательной части программы, так и ее многоцелевую направленность, в ходе которой, игра и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, изобретают и творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Литература

Лисина Е.А. Форомирование физического здоровья школьников в контексте современных требовний к организации ДОУ /Физическая культура и спорт в системе воспитания юных петербуржцев. Материалы научно-практической конференции. Е.А.Лисина, СПб, ЦПИ, 2006 – с.15-17./.

Лисовская И.Т., Аксельрод А.Е. Оценка состояния нервно-мышечного аппарата и ее использования при употреблении процессом скоростно-силовой подготовки спортсменов /И.Т.Лисовская и др. М.: «Теория и практика физической культуры», 2005, №10, с.25-27/.

Кикотя В.А., Барчукова И.С. Физическая культура и физическая подготовка /В.А.Кикотя, И.С.Барчукова. М.: 2007, с.429./

Гостев Г.Р. Физическая культура в субъектах Российской федерации: монография /Г.Р.Гостев, А.В.Лотоненко. ПП Струк. – М.: Теория и практика физической культуры, 2004 – с. 360./

Информация о развитии физической культуры и спорта в Российской федерации /Сб.официальных документов и материалов. М.: Советский спорт. 2005- с.80./

Аксенова А.М. Роль скелетных мышц в жизнедеятельности организма. /А.М.Аксенова, Л.ФК и массаж. 2007 №7(43) – с.42-45./.

Ушников А.И. Реализация задач нравственного воспитания в работе подростковых спортивных клубов. /А.И.Ушников, А.Ю.Молофеев. / Интеграция инновационных систем и технологий в процессе воспитания молодежи. Сб.материалов Всероссийской научно-практической конференции /г.Ульяновск, 8 февраля 2008 г., с.328-331/.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!