СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игрв - это один из методов формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физкультуры.

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников.»

Подвижные игры как средство формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках физической культуры



Одним из   методов современной педагогики является игровой метод, который направлен не только на получение знаний, но и на формирование коммуникативных УУД. Игра – это искусственно создаваемая жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность. По мнению психологов - игра, на сегодняшний день, является одним из главнейших средств развития коммуникативных способностей.

В младшем школьном возрасте игра сохраняет свою значимость. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовать и углублять свои знания и умения. Как известно, для ребят младшего школьного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего.

Игры отличаются большим разнообразием. Наиболее распространенное в педагогике деление игр на сюжетные (творческие игры) и бессюжетные игры.

Рассмотрим виды игр для развития коммуникативных умений:
1. Сюжетные игры – направлены на раскрепощение обучающихся, которые выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Игры этого вида строятся с учётом опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Основой для развёртывания сюжета и установления правил игры служат некоторые особенности поведения животных (хитрой лисицы, повадки хищников-волка, щуки, быстрота движений зайцев, заботливость наседки и т. п.), наиболее характерные моменты выполнения трудовых действий людьми разных профессий, особенности движения различных машин.

Сюжет и правила обуславливают характер движений играющих. В одном случае  учащиеся, подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо влезть на лестницу, как пожарным и т. д. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих. В некоторых играх действия играющих определяются текстом (У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волки»).

Сюжетные игры коллективны, количество играющих может быть различным, и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. Основная масса детей в таких играх изображает птичек, зайчиков, а один ребёнок или учитель становится исполнителем роли-волка, лисы, совы. Действия всех персонажей игры взаимосвязаны. Действия волка заставляют быстрей двигаться зайцев. Однако каждый игрок проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в меру своих возможностей. Дети приучаются к согласованным коллективным действиям в определённых условиях, учатся  изменять характер движений по сигналам и в соответствии с правилами.

2. Бессюжетные игры. К ним относятся подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют коммуникативному, познавательному, двигательному развитию. Основной компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. В совместной деятельности используют различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Каждый играющий, выполняя задание, действует самостоятельно и в то же время вместе со всеми. В играх, таких как «Береги предмет», «Не опоздай» развивается взаимопомощь, взаимовыручка. Дети играют в бессюжетные игры с удовольствием. Это объясняется тем, что с ними играет учитель, который объясняет правила, показывает детям, как надо выполнять задания, сам выполняет ответственную роль, направляет ход игры, эмоционально настраивает детей: одних надо подбодрить, убедить в собственных возможностях, успокоить, других сдержать от излишнего рвения, третьих заинтересовать, показывает своим примером в ходе игры как надо взаимодействовать внутри своей группы и командой противника, делает необходимые выводы о качествах каждого ученика (смелый, ловкий, открытый, замкнутый, доброжелательный, честно выполняющий правила или игнорирующий их, оказывающий помощь товарищам или стремящийся выделиться сам) и целой группы (как распределяют свои роли ученики в парах, тройках, четвёрках, договариваются спокойно, на равных или утверждают своё превосходство), тем самым развиваются коммуникативные умения между учителем – детьми и детьми – детьми.

Для реализации своих игровых целей ребенок отбирает необходимые ему средства: товарищей, совершает действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими. Дети договариваются о теме и содержании игры, распределяют роли, планируют свою игровую деятельность. Это свидетельствует о целенаправленном, осознанном характере игры. Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивости и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью. Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. Складываются организаторские и коммуникативные умения.

На уроках физической культуры в процессе обучения для формирования коммуникативных УУД младших школьников я применяю подвижные игры, которые позволяют активизировать познавательный интерес обучающихся, развивать коммуникативные умения, их творческие способности, стимулировать умственную деятельность.

  Основным условием успешного внедрения подвижных игр на уроках физической культуры, я считаю, всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, я пробуждаю у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры привлекаю внимание ребят к её содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой нагрузки, делает краткие замечания, указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. В конце игры я вместе с детьми оцениваем поступки тех ребят, кто проявил определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь и взаимовыручку и указываем на ошибки действиях некоторых ребят.

При проведении сюжетной игры вначале рассказываю о сюжете игры, поясняю роль водящего, даю прослушать диалог, если он имеется («Гуси – лебеди», «Два мороза», «Ястреб и утки»), затем перехожу к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путём назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребёнка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким; отклонить просьбу самоуверенного и включиться в игру самой с целью показать ответственность роли водящего, от действий которого зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков). Моя задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среде, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

С помощью подвижных игр на уроках физической культуры у младших школьников я формирую следующие коммуникативные УУД:

Умение слушать и слышать друг друга:

  • Игра «Словесный волейбол»

  • Игра «Паровозик»

Умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться:

  • Игра «Нос к носу», «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху»

  • Игра «Паровозик»

  • Игра «Дотянуться до…»

  • Игра«Дружба начинается с улыбки»

  • Игра «Змея»

  • Игра«Поварята»

Игры, направленные на формирование чувства дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма:

  • «Гонка мячей по кругу»

  • «Передал - садись»

  • «Вороны и воробьи»

  • «Перемена мест»

  • «Защищай ворота»

 Заключение

ФГОС второго поколения выдвигает требования сформировать коммуникативные умения младшего школьника: научить принимать решения быть коммуникабельным, мобильным, уметь самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, сотрудничать со сверстниками и взрослыми, иметь стойкую мотивацию к учению и познавательной деятельности, иметь систему значимых социальных и межличностных отношений.

Включение подвижных игр в процесс обучения способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем коммуникации. Участие учащихся в игровой деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Кроме того учащиеся приобретают опыт общения, организации взаимодействия в команде, распределять роли, договариваться друг с другом, усовершенствуют способность точно выражать свои мысли. Значит, можно смело утверждать, что применение подвижных игр способствуют развитию коммуникативной компетентности школьников.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!