СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэма А.А.Блока "Двенадцать"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе "Поэма А.А.Блока "Двенадцать", 11-ый класс

Просмотр содержимого документа
«Поэма А.А.Блока "Двенадцать"»







Конспект интерактивного урока по литературе

Тема урока: А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

Цели урока:

Образовательные: совершенствовать умения и навыки анализа лиро-эпического произведения, написанного в стиле символизма;

Развивающие: развивать творческое и ассоциативное мышление учащихся;

Воспитательные: развитие чувства ответственности за свои поступки, за судьбу Родины.


Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска; презентация по теме урока, тест.

План урока:

  1. Организационный момент: приветствие, объявление темы и цели урока.

  2. Объяснение нового материала.

А) История создания поэмы. Отношение А. Блока к революции.

Б) Сюжет поэмы. Образы-символы.

В) Композиционные, стилевые и лексические особенности поэмы.

Г) Изображение «старого мира» в поэме.

Д) Образ Христа и его неоднозначная трактовка.

  1. Закрепление изученного материала: тестирование


Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве Александра Александровича Блока, а предметом нашего пристального внимания будет его поэма “Двенадцать”, которая стала первым значительным откликом в художественной литературе на события 1917 года.

К. Чуковский писал о Блоке: “Он внимательно вслушивался в чужие толкования этой поэмы, словно ожидая, что найдется же кто-нибудь, кто объяснит ему, что она значит. Но дать ей одно какое-нибудь объяснение было нельзя, так как писал ее сложный человек, со своим восприятием мира. Эту поэму будут толковать по-всякому, и будут толковать еще тысячу раз”.

И сегодня мы с вами попробуем дать свое толкование этой поэмы, внимательно исследуя текст в единстве его формы и содержания.

Но прежде познакомимся с историей создания этого произведения, а также определим, каково было отношение Блока к революции в тот момент, когда писалась поэма.

Выступление ученицы: (опережающее задание)


А. А. Блок работал над поэмой в течение трех недель, но большая часть была написана за два дня, о чем свидетельствуют дневниковые записи: «8 января. Весь день – «Двенадцать», «28 января. «Двенадцать» А 29 января, закончив работу над поэмой, Блок воскликнул: «Сегодня я – гений». Одновременно с поэмой вышла статья Блока «Интеллигенция и революция», которая позволяет понять, как Блок воспринимает и объясняет современникам русскую революцию. Во-первых, революция задумана и осуществляется русским народом, чтобы сделать жизнь прекрасной. Во-вторых, частными свойствами революции Блок считает жестокость и обман, а главным – размах и величие, обновление мира. И, в-третьих, Блок принимал и оправдывал революцию романтически – как возмездие старому миру, из которого должна родиться гармония будущего. Поэт понял и принял революцию как стихийный, неудержимый, «мировой пожар», в очистительном огне которого должен испепелиться весь старый мир без остатка.

Лекция учителя с элементами беседы:


«Россия гибнет», «России больше нет», «вечная память России» – слышу я вокруг себя…Стыдно сейчас… ухмыляться, плакать, ломать руки, ахать над Россией, над которой пролетает революционный циклон… России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой», - писал Блок в статье «Интеллигенция и революция».


А М.Бекетова, младшая сестра матери, писала: «Он ходил молодой, веселый бодрый, с сияющими глазами – и прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который беспрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству…»

Призыв поэта «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте Революцию», которым заканчивалась уже упомянутая статья, прозвучал на всю Россию. На эти слова откликнулось целое поколение русской интеллигенции, для которой Блок был совестью, и его слова заставили отбросить все колебания и сомнения.

Однако многие отвернулись от Блока, и прежде всего представители старших символистов - Мережковский, Гиппиус. Они обвинили его в кощунстве в измене. На Блока обрушился шквал бешеной ругани, грязной клеветы, прямых угроз. Но Блок не изменял никому и ничему – он сохранил верность своему пути, пути поисков и ошибок. С Октябрем поэт связывает время решающих перемен в жизни России. Для Блока в русской революции слышался голос нового мира, создаваемого на его глазах. И это обусловило как сильные, так и слабые стороны поэмы, которую читатели восприняли неоднозначно. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие - славу ей».

Действительно, в поэме не изображены революционные действия, вожди революции. Сюжет произведения прост: патруль из двенадцати человек идет по Петрограду зимней ночью, случайно убивает и оставляет на снегу бывшую подружку одного из них и идет дальше. Таким образом, в поэму о революции Блок вводит историю любовного треугольника: Петруха – Катька – Ванька и показывает взаимосвязь исторических событий и личных судеб людей. Но сюжет не исчерпывается бытовым планом, в поэме большое значение имеет символический план, потому она так интересна и объемна. Какие образы-символы можно увидеть в поэме? Что они позволяют понять?

Выступление учащейся: (опережающее задание с опорой на презентацию)

Образы-символы поэмы позволяют понять те чувства, которые испытывал поэт к описываемым событиям. Это прежде всего образ стихии (ветер, метель), который символизирует стихийность революции, уничтожающей все на пути; образ цвета (белый и черный) выражает классовый смысл революции, расстановку сил истории и одновременно соотношение добра и зла, света и тьмы, старого и нового мира; образ пса, по замыслу Блока, воплощает старый мир, да и само название поэмы «Двенадцать» также является символическим образом– это и реалистическая деталь, т.к. в то время патрули действительно состояли из 12 человек, и количество глав в поэме, и ассоциация с двенадцатью евангельскими апостолами – учениками Христа, которые несли в мир новую человеческую правду.

Учитель:

Надо сказать, что число 12 имеет и другие характеристики в бытовом сознании, связанные с отсчетом времени – год, меняющийся через 12 месяцев, наступление нового дня в полночь. Все это еще раз свидетельствует о том, что Блок видел в революции переломный момент в истории России.

От сюжета перейдем к композиции произведения. Композиционной особенностью поэмы является кольцевой принцип построения. Первая и последняя главы содержат сходные тематические мотивы: городской пейзаж, ночь, зима, вьюга, людские фигуры на улице, многоголосие. Причем художественное пространство в поэме представлено своеобразно: сначала перед читателями возникает образ вселенной, погруженной в хаос:

Ветер, ветер – на всем божьем свете!

Но постепенно в этом художественном пространстве начинает проглядывать город: улицы в сугробах, перекрестки и здания, (от здания к зданию протянут канат, на канате – плакат). И наконец, сквозь черно-белый фон проступают лица и фигуры людей, и сквозь вой вьюги начинают звучать отдельные фразы их речей, охов, вскриков, проклятий и угроз. Еще одной особенностью композиции является быстрая смена картинок. Поэма как будто составлена из отдельных зарисовок, быстро сменяющих друг друга. Такая динамичность и хаотичность сюжета передают неразбериху, которая царила на петроградских улицах и в умах людей. Кстати, хотелось бы отметить, что эту быструю смену городских зарисовок сумел очень точно передать художник Юрий Павлович Анненков, который впервые создал иллюстрации к поэме в 1918 году. В свое время Блок отчаянно сопротивлялся иллюстрированию поэмы. Он считал, что художник убьет все его прекрасные, отрывистые, порой едва намеченные образы. Но когда он увидел иллюстрации, он просто влюбился в них, и более не мыслил «Двенадцать» без этих рисунков.

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку Революции», - призывал Блок. И в поэме звучит эта музыка. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, а иногда и нерифмованным стихом. Какую же «музыку Революции» можно услышать в поэме?

Выступление ученицы (опережающее задание):

В поэме звучат интонации марша (В очи бьется красный флаг. Раздается мерный шаг); мелодия городского романса (Не слышно шуму городского, над невской башней тишина, и больше нет городового – гуляй, ребята, без вина…); встречаются залихватские частушки (Запирайте етажи, нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба – гуляет нынче голытьба!), и народные мотивы (Как пошли наши ребята в красной гвардии служить – в красной гвардии служить – буйну голову сложить!), звучат лозунги (Революцьонный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!), прямо цитируются революционные песни (Вперед, вперед, вперед, рабочий народ!). Кроме того, разнообразна и лексика поэмы: это и разговорный язык с просторечиями (что, дружок, оторопел?), и искажения слов (етажи, елекстрический), и «ругательная», сниженная лексика (Аль не вспомнила,холера? Али память не свежа? Гетры серые носила, шоколад Миньон жрала.), встречается и высокий слог. Все эти художественные приемы помогают автору отобразить стихию революции, передать её музыку.

Учитель:

Итак, «Двенадцать» - это мир, пронизанный ветром, вьюгой, пургой. Первые же строки поэмы строятся на контрасте: «Черный вечер. Белый снег». Черное и белое – самый явный, самый резкий контраст. И не только цветовой. В этом контрасте воплощена центральная антитеза старого и нового мира. «Старый мир» в поэме представлен неоднородно, через разные образы: сатирические, представленные поэтом в первой главе; неопределенные, создающие в поэме мотивы тревоги, напряжения, страха;

и, как не странно это звучит, образы самих красногвардейцев, которые тоже являются представителями старого мира. Вам необходимо найти эти образы и заполнить нижние элементы схемы: первая группа работает с первой главой и определяет сатирические образы; вторая группа должна найти образы, создающие мотивы напряжения и тревоги, а третья группа должна определить элементы, доказывающие принадлежность красногвардейцев к старому миру


Выступления учащихся: (при ответе учащиеся заполняют соответствующие графы схемы, размещенной на интерактивной доске)



  1. Сатирические образы: старушка, не понимающая происходящего, нелепая, словно курица (СТАРУШКА УБИВАЕТСЯ – ПЛАЧЕТ, НИКАК НЕ ПОЙМЕТ, ЧТО ЗНАЧИТ…); длинноволосый писатель, витийствующий на площади (ПРЕДАТЕЛИ! ПОГИБЛА РОССИЯ! ДОЛЖНО БЫТЬ ПИСАТЕЛЬ – ВИТИЯ); «барыня в каракуле», буржуй и поп, трусливо прячущиеся – один за сугроб, другой в воротник собственного пальто.

  2. Неопределенные образы: мрак (ЧЕРНОЕ, ЧЕРНОЕ НЕБО), выстрелы, они передаются звукоподражательными сочетаниями (ТРАХ-ТАХ-ТАХ), тени (КТО ТАМ ХОДИТ БЕГЛЫМ ШАГОМ, ХОРОНЯСЬ ЗА ВСЕ ДОМА?), сугробы (ВПЕРЕДИ СУГРОБ ХОЛОДНЫЙ, КТО В СУГРОБЕ – ВЫХОДИ), эхо (И ТОЛЬКО ЭХО ОТКЛИКАЕТСЯ В ДОМАХ), тьма (ПРИГЛЯДИСЬ-КА, ЭКА ТЬМА). Всем этим пронизаны главы поэмы.

  3. Красногвардейцы – анархичность (СВОБОДА! СВОБОДА!) , жестокость (КО ВСЕМУ ГОТОВЫ, НИЧЕГО НЕ ЖАЛЬ), сравнение с каторжниками (В ЗУБАХ – ЦЫГАРКА, ПРИМЯТ КАРТУЗ, НА СПИНУ Б НАДО БУБНОВЫЙ ТУЗ!). Их можно отнести к старому миру, так как они убивают Катьку, грозят убить и Ваньку, грабят, стреляют.


Учитель:


В рукописи поверх 10 главы Блок написал: «Жило 12 разбойников». А в 8 главе автор как бы проникает в нравственный мир героев. Восемь строк создают жуткую картину их бездуховности:

Ужь я времячко

Проведу, проведу…

Ужь я темячко

Почешу, почешу…

Ужь я семячки

Полущу, полущу…

Ужь я ножичком

Полосну,полосну!


Все эти явления предстают перед нами как явления одного порядка: лущить семечки, чесать темечко, проводить времечко и полоснуть ножичком. Таким образом, показано чудовищное пренебрежение к жизни другого человека. Но Блок не судит своих героев, так как прекрасно понимает, что революция не сделала людей хуже, она лишь «дозволила» проявиться в их поведении тому, что было постыдным.

Обобщающий (явный) образ – образ-символ старого мира – это образ пса. Но он тоже показан неоднородно. С одной стороны он - «голодный», «безродный», «шелудивый» - и в то же время у него «жесткая шерсть», он «скалит зубы», не отстает и прямо назван волком.


Итак, старый мир должен быть побежден. Для этого собственно и произошла революция. А как же быть в этой ситуации человеку, простому русскому человеку, волей судьбы ставшему свидетелем огромного преобразования в стране. И, наверное, неслучайно в 9 главе появляется еще один образ-символ. Это образ человека, стоящего на перекрестке .




Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

А рядом жмется шерстью жесткой

Поджавши хвост, паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.


Перекресток – это не только четыре дороги, это еще и крест. Крест, который несет герой, стоящий под ударами ветра. Это не революционер, не контрреволюционер. Это человек вообще, ему негде укрыться от всепроникающего ветра революции. Поэт показывает страшную в своей безысходности картину страданий человека, обреченного на гибель не в силу каких-то личных качеств, а потому что мир, в котором он мог быть человеком, разрушен. И человек не знает, что ему делать, куда и за кем идти.


А в 12 главе появляется тот, кого на протяжении всего пути 12 красногвардейцев решительно отвергали, открещивались от него, и поэтому его с ними нет и быть не может. Он «впереди», где-то там, за вьюгой.

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Исус Христос.

Появление этого образа нельзя считать неожиданным: начиная с первой строфы поэмы, образ Христа постоянно присутствует в ней. Русский народ искони считался религиозным, истинно верующим. И красногвардейцы постоянно упоминают господа «ГОСПОДИ! БЛАГОСЛОВИ…», - призывают красногвардейцы в 3 главе, когда мечтают, что они «НА ГОРЕ ВСЕМ БУРЖУЯМ, МИРОВОЙ ПОЖАР РАЗДУЮТ»; «УПОКОЙ, ГОСПОДИ, ДУШУ РАБЫ ТВОЕЯ…», - говорят они над телом невинной жертвы Катьки. С образом Христа у Блока было много сомнений. Этот образ получился таким, каким только и мог быть: неясным и многозначительным, как само время, когда создавалась поэма. Одни воспринимали образ Христа как попытку освятить дело революции, другие – как кощунство. Полемика о значении этого образа-символа продолжается до сих пор, о чем свидетельствуют приведенные записи:

«…Образ Христа – олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, новой морали – служил для Блока символом всеобщего обновления жизни и в таком значении появился в финале «Двенадцати» . (Вл. Орлов, 1962 г)

«Вероятнее всего, Иисус выступает здесь как Спаситель грешных душ заблудших в политическом мраке людей. Он надеется на раскаяние тех, которые «не ведают, что творят». Остановить дикий разгул, образумить и вернуть душегубов в лоно Божие – это истинное дело Христа, а не возглавить и благословить их на дальнейшие злодеяния» (Г. Яковлев, 1997 г)

Да и отношение самого Блока к образу Христа неоднозначно. В молодости Блок заявлял: «Никогда не приму Христа…», «Религия – грязь…». Об этом неприятии религии говорит и образ попа в поэме, который отождествляется со старым миром. «Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился, почему же Христос? Неужели Христос? Но чем больше я вглядывался, тем явственнее я видел Христа. И я тогда же записал у себя: к сожалению, Христос, именно Христос», - писал Блок вскоре после издания поэмы. А в 1921 Блок воскликнул: «А все таки Христа я не отдам!».

В контексте же всей поэмы в противопоставлении пес – Христос этот образ получает предельно обобщенное философское значение. Христос – это вечное добро, это созидание. Именно такое начало увидел Блок в революции. Несомненным остается одно – поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, так как революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить, не оправдать, а понять. Поэма осталась памятником эпохи, в котором отразилось настроение очень многих людей в очень небольшой временной период самого начала советской власти. Над вечными вопросами размышляет поэт: быть или не быть добру, любви, состраданию на земле. Поглотит тьма навсегда свет, или человек сомневающийся, озлобленный, растерявшийся сможет найти твердый, верный путь – путь « в тоске безбрежной», путь «сквозь кровь и пыль» к свету, к вере, ибо с верой приходят надежда и любовь, желание творить добрые дела.

А завершить наш урок я предлагаю небольшим тестом, вопросы которого позволят еще раз вспомнить то, о чем шла сегодня речь.

Тест:

  1. Художественной особенностью композиции поэмы А.Блока «Двенадцать» является ее посторенние на основе…

А) Противопоставления двух миров

Б) Событийности времени

В) Линейного последовательного изображения событий

  1. В поэме А.Блока число 12 появляется в разных контекстах, употребляется в разных значениях. Укажите значение, не использующееся в поэме.

А) 12 учеников-апостолов было у Христа.

Б) 12 месяцев длится шествие солдат.

В) 12 глав в поэме.

  1. С кем А.Блок сравнивает «старый мир» в поэме «Двенадцать»?

А) С Христом

Б) С «псом безродным»

В) С Катькой.

  1. Образ Христа в поэме А.Блока «Двенадцать» трактовали по-разному. Какую символистскую идею поэта воплощает этот образ?

А) Иисус Христос как символ великой справедливости.

Б) Иисус Христос как Сверхчеловек.

В) Иисус Христос как символ всеобщего обновления жизни.

  1. Поэма «Двенадцать» - это …

А) Попытка постижения противоречивой сути революции.

Б) Искажение сути революции.

В) Сатира на революцию 1917 года.

  1. Какой традиционный мотив русской поэзии использует поэт в поэме «Двенадцать»?

А) Холод.

Б) Ветер

В) Дорога

  1. Образ старушки в поэме А.Блока «Двенадцать» - это образ …

А) «Маленького» человека

Б) Обывателя.

В) Человека старого мира

  1. Почему в поэму о революции А.Блок вводит историю любовного треугольника Петруха – Катька – Ванька?

А) Чтобы показать взаимосвязь исторических событий и личных судеб людей.

Б) Чтобы показать предательство, свойственное людям.

В) Чтобы показать трудные дни революции.


Проверьте свои ответы. И если они совпадают с правильными вариантами, значит, мы сумели сегодня постичь некоторые художественные особенности этого непростого произведения, состоящего лишь из 335 строк. А дома я предлагаю письменно ответить на вопрос, на который и сам Блок не давал однозначного ответа. «Почему, по-вашему мнению, поэма заканчивается появлением образа Христа?»

На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!