СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по литературе в 8 классе на тему "Поэма М.Ю. Лермонтова "Мцыри". Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению" содержит описание следующих этапов урока: Организационный момент. Постановка учебной задачи. Практическое применение знаний. Подведение итогов урока. Домашнее задание (сочинение в формате ОГЭ)

Предполагается, что данный урок будет заключительным в череде уроков по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри".

Просмотр содержимого документа
««Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»»

Технологическая карта хода урока

Литература, 8 класс

«Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Подготовка к сочинению»

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лилия Валентиновна, и сегодня я проведу у вас урок литературы.


Мизансцена. Чтение учителем строк из поэмы. слайд 1

Учащиеся заранее разделены на группы.


Настраиваются на урок.

- проявляют активное желание к саморазвитию, потребность в достижении поставленных целей

ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

Определение темы урока. Как вы думаете, о каком произведении будет идти речь на сегодняшнем уроке? слайд 2

Кто его автор? слайд 3

А кто такой Мцыри?



Из каких деталей, по вашему мнению, складывается образ лирического героя?

Каким образом Михаил Юрьевич создавал портрет Мцыри? Это были холст и краски?

Лермонтов просто описал послушника, используя разговорный стиль речи?

А как вы это поняли? Каковы особенности художественной речи?

Сегодня мы с вами поговорим, какими именно средствами художественной выразительности Лермонтов нарисовал портрет своего лирического героя.

слайд 4

Итак, тема нашего урока « Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Портрет и речь героя как средство выражения авторского отношения.»

Предположите, какой цели мы должны достигнуть?



слайд 5

Цель сегодняшнего урока: обнаружить в поэме «Мцыри» средства художественной выразительности и определить их роль в создании образа лирического героя.

Давайте вспомним, какие средства художественной выразительности вы знаете?

слайд 6



«Мцыри»


М.Ю. Лермонтов


Послушник, вымышленный персонаж, лирический герой


Портрет, речь и т.п.



Словами.




Он использовал художественный стиль.


Использование тропов, средств художественной выразительности.














Выяснить, какими средствами воспользовался М.Ю. Лермонтов для создания образа Мцыри










Ответы.





-формируются учебные и познавательные мотивы для дальнейшего знакомства с произведением

-учащиеся умеют искать и выделять нужную информацию и передавать собственные мысли через текст-рассуждение

-выделяют и формулируют познавательную цель

- выдвигают гипотезы

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

Практическая работа. Для того, чтобы найти в поэме «Мцыри» средства художественной выразительности и определить их роль в создании образа лирического героя, вы будете работать в группах. Каждая группа будет анализировать те главы, которые для неё определены.

Раздача бланков. Ознакомьтесь с содержимым бланков.

Итак, задача работы групп: найти в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» заданные главы, найти в них средства художественной выразительности и определить, какие элементы образа Мцыри эти средства выражают.

Результат своей работы отразите в раздаточном материале. Можете приступать к исследованиям.


Ребята, завершайте свою работу, определяйте представителя для выступления.

Выслушаем каждую группу, а потом будем обобщать результаты ваших исследований.


Ребята, с какие же средства художественной выразительности вы встретили? (указывать на презентации те, что называют учащиеся)


Давайте собирать портрет Мцыри. Для этого проанализируем, какие элементы образа вы выявили?

(слайд 7)


Что же можно сказать о человеке, которому присущи эти черты? Кто он?














Работа в группах.










Выступление групп.














Борец.

-владеют коллективными формами работы.

-владеют навыками поиска и выделения нужной информации.

-умеют формулировать выводы.

-умеют выполнять самооценку и оценивать работу других, аргументировать свою точку зрения.




ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Итак, создавая образ героя Мцыри, М.Ю. Лермонтов описывает его как свободолюбивого, сильного духом, с чувством собственного достоинства, независимого, душевно богатого человека, способного понимать прекрасное. Герой этот гордый, волевой, мужественный. Он – герой-борец и протестует против насилия над человеком, как над личностью.


Основная идея поэмы заключается в прославлении воли, мужества, вечного стремления к свободе и борьбе, к каким бы трагическим результатам они ни приводили человека.



Учитель сообщает учащимся о д/з: слайд 8

Ребята, я предлагаю вам дома написать сочинение-рассуждение, в котором я хотела бы увидеть ваш ответ на вопрос «Я – герой-борец?»


Вы сегодня хорошо поработали, пришла пора выставить оценки.





















Записывают домашнее задание в дневники.




- активно включается в диалогическое общение, отстаивает свое мнению доброжелательно и толерантно;

- осуществляет оценку познавательной деятельности и её результатов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!