Поэма
«Мертвые души». Смысл названия. Сюжет и композиция «МЁртвых душ».
Цели: раскрыть смысл названия поэмы; рассказать об особенностях композиции I тома «Мертвых душ», о своеобразии сюжета и роли Чичикова.
I. «Мертвые души». Смысл названия поэмы.
Заглавие поэмы содержит в себе много значений.
1. Словосочетание «мертвые души» составлено из исключающих друг друга понятий, оно противоречиво. Его значение раскрывается постепенно.
2. Современник Гоголя М. П. Погодин отмечал: «…мертвых душ» в русском языке нет. Есть души ревизские, приписные, убылые, прибылые». Гоголь об этом хорошо знал, но употребил по отношению к купленным Чичиковым душам слово «мертвые». Но у Гоголя «Мертвые души» – умершие крестьяне, но которые по ревизским спискам числились как живые. «В этом образе уже видна мертвенность канцелярской формы, бюрократии, которой нет дела до реальных людей».
3. «Мертвые души» – это помещики-крепостники, чиновники, которые продают и покупают крестьян, осуществляют документальное оформление купли-продажи. Гоголь демонстрирует постепенное и все более глубокое омертвение их душ. Перед читателями раскрывается пугающая картина угасания человеческого в человеке.
4. Приобретатель Чичиков занимается куплей-продажей мертвых душ ; его авантюра построена на том, что в условиях крепостного права живых людей продают, словно вещи: в России «крестьянин в законе мертв». Еще один трагический смысл заглавия.
5. В словаре В. И. Даля значение слова «мертвый» определяется как «невозрождённый», «недуховный», «плотский или чувственный». «Невозрождённый» – не значит не могущий возродиться, но способный к возрождению. По всей вероятности, этот смысл автор тоже вкладывал в название.
Исследователи творчества Гоголя говорят и о «глубоком духовном смысле названия книги».
А. И. Герцен: «Гоголь чувствовал – и многие чувствовали с ним – позади мертвых душ души живые».
Таким образом, заглавие «Мертвые души» – это особый художественный образ, отражающий «диалектически противоречивую картину русской жизни». Герцен писал: «Самозаглавие книги несло в себе что-то наводящее ужас».
II. Композиция «Мертвых душ».
Все главы поэмы органически объединены сюжетообразующим героем – Чичиковым . Герой-путешественник, делец-приобретатель, ищущий выгодных ему связей , позволяет Гоголю изображать действительность во всех ее гранях: в социальных характерах, бытовых нравах, различных обстоятельствах.
Первая глава – экспозиционная, вводная. Павел Иванович Чичиков налаживает связи в городе N с влиятельными людьми. В обещании навестить Манилова намечается и завязка поэмы – противозаконная афера Чичикова.
Вторая – шестая главы – «портретные» главы . Гоголь посвятил их помещикам. Содержание их построено по плану : общий вид имения, описание хозяйства, господский дом, характеристика помещика, взаимоотношения с Чичиковым, купля-продажа «мертвых душ». «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого» (Гоголь).
В общении с помещиками вырисовывается и образ главного героя произведения – ловкого и наглого приобретателя Чичикова.
Седьмая – десятая главы – сатирическое изображение жизни губернского чиновничества.
Одиннадцатая глава – биография Чичикова.
Заключительные строки «Мертвых душ» посвящены родине. Н. В. Гоголь с гордостью говорит о России, верит в ее будущее. У Гоголя Россия будущего – прекрасная и могучая, живая, стремительно несущаяся в неведомую «сверкающую, чудную, незнакомую земле даль».
В поэме «Мертвые души» большое количество лирических отступлений, вставных эпизодов, сцен, рассуждений автора. Все это помогает всестороннему освещению жизни различных социальных слоев крепостнической России.