СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены материалы для организации самостоятельной работы обучающихся с литературоведческой и критической статьями. Данный вид работы служит формированию метапредметных умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики»

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в оценке литературной критики

1 Прочти статью и запиши ответы на вопросы:

1.1.Какова роль литературной критики?

1.2. Какой вклад внёс Белинский в развитие литературной критики?

1.3. Каково отношение В.Г. Белинского к Гоголю к творчеству Гоголя?

«Самовластная царица современного мира" - так называл В.Г. Белинский литературную критику, т.к. она была для "неистового Виссариона", как его называли, активной и чрезвычайно важной формой общественной деятельности.

Ведь в те времена свежий номер журнала "Телескоп", "Отечественные записки" или "Современник" начинали читать именно с раздела критики и библиографии. Там ставились главные вопросы жизни. Там читатель искал и чаще всего находил ответы на них.

До Белинского критика была недостаточно зрелой и напоминала, по выражению Белинского, "надписи учителя на тетрадках школьника: недурно, порядочно, изрядно, хорошо, очень хорошо, отлично, прекрасно, превосходно!..

А В.Г. Белинский создал совершенно новый тип литературной критики - боевой, политически целеустремленной. Он обосновал социально-исторический взгляд на художественное творчество. Он отстаивал такую критику, которая, как и искусство, давала бы «ответы на вопросы времени». Белинский боролся за критику, которая воспитывала бы в читателе патриотическою любовь к своей родине, к ее народу.

Критика Белинского теоретически обобщила художественный опыт отечественной и зарубежной литературы и, прежде всего - Пушкина, Лермонтов

Огромную роль играл критик в творческой судьбе Гоголя. Он написал около 20 статей и рецензий, специально посвященных его творчеству.

  В «Литературных мечтаниях" (1834 г.) Белинский утверждал, что Гоголь «принадлежит к числу необыкновенных талантов». В статье «Что такое Н. Гоголь в нашей литературе?» (1835) критик увидел в авторе «Миргорода» «главу литературы, главу поэтов». В том же году в статье «О русской повести и повестях Н. Гоголя». Белинский назвал Гоголя так: «поэт, поэт жизни действительной». А за несколько месяцев 1842 года критик написал и опубликовал одну за другой 5 статей о «Мёртвых душах», т. к. поэма Гоголя представлялась ему событием исторического значения.

2 Прочитай выдержки из критических статей В.Г. Белинского о поэме Гоголя «Мертвые души» и запиши ответ на вопрос:

2. Каковы, по мнению Белинского, достоинства и недостатки поэмы Гоголя?

(В. Г. Белинский, статья "Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова или мертвые души, 1842 г.)

"...мы сами считаем Гоголя великим поэтом, а его "Мертвые души" - великим произведением. нельзя не дивиться его умению оживлять все, к чему ни прикоснется, в поэтические образы, - его орлиному взгляду, которым он проникает во глубину тех тонких и для простого взгляда недоступных отношений и причин, где только слепая ограниченность видит мелочи и пустяки, не подозревая, что на этих мелочах и пустяках вертится, увы! - целая сфера жизни..."

Столь же важный шаг вперед со стороны таланта Гоголя видим мы и в том, что в "Мертвых душах" он совершенно отрешился от малороссийского элемента и стал русским национальным поэтом во всем пространстве этого слова. При каждом слове его поэмы читатель может говорить:

Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!

Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой силе чувств, и в лиризме отступлений, и в пафосе всей поэмы, и в характерах действующих лиц, от Чичикова до Селифана и «подлеца чубарого» включительно, — в Петрушке, носившем с собой свой особенный воздух, и в будочнике, который при фонарном свете, впросонках, казнил на ногте зверя и снова заснул...»

"...Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге; в действительности же избави боже с ними встречаться, - а не встречаться с ними нельзя, потому что их-таки довольно в действительности, следовательно, они представители некоторой ее части . Тем-то и велико создание "Мертвые души", что в нем сокрыта и разанатомирована жизнь до мелочей, и мелочам этим придано общее значение. Конечно, какой-нибудь Иван Антонович, кувшинное-рыло, очень смешон в книге Гоголя и очень мелкое явление в жизни; но если у вас случится до него дело, так вы и смеяться над ним потеряете охоту, да и мелким его не найдете... Почему он так может показаться важным для вас в жизни, - вот вопрос!..

Гоголь гениально (пустяками и мелочами) пояснил тайну, отчего из Чичикова вышел такого рода "приобретатель"; это-то и составляет его поэтическое величие, а не мнимое сходство с Гомерами и Шекспирами..."

"Мертвые души" стоят выше всего, что было и есть в русской литературе, ибо в них глубокость живой общественной идеи неразрывно сочеталась с бесконечною художественностию образов, и этот роман, почему-то названный автором поэмою, представляет собою произведение, столь же национальное, сколько и высокохудожественное.

В нем есть свои недостатки, важные и неважные. К последним относим мы неправильности в языке, который вообще составляет столь же слабую сторону таланта Гоголя, сколько его слог (стиль) составляет сильную сторону его таланта.

Важные же недостатки романа "Мертвые души" находим мы почти везде, где из поэта, из художника силится автор стать каким-то пророком и впадает в несколько надутый и напыщенный лиризм...      Но, к несчастию, эти мистико-лирические выходки в "Мертвых душах" были не простыми случайными ошибками со стороны их автора, но зерном, может быть, совершенной утраты его таланта для русской литературы... Все более и более забывая свое значение художника, принимает он тон глашатая каких-то великих истин, которые в сущности отзываются не чем иным, как парадоксами человека, сбившегося с своего настоящего пути ложными теориями и системами, всегда гибельными для искусства и таланта К счастию, число таких лирических мест незначительно в отношении к объему всего романа, и их можно пропускать при чтении, ничего не теряя от наслаждения, доставляемого самим романом..."

Вообще, ни один поэт на Руси не имел такой странной судьбы, как Гоголь: в нем не смели видеть великого писателя даже люди, знавшие наизусть его творения; к его таланту никто не был равнодушен: его или любили восторженно, или ненавидели. И этому есть глубокая причина, которая доказывает скорее жизненность, чем мертвенность нашего общества. Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность, и если к этому присовокупить его глубокий юмор, его бесконечную иронию, то ясно будет, почему ему еще долго не быть понятным и что обществу легче полюбить его, чем понять... Впрочем, мы коснулись такого предмета, которого нельзя объяснить в рецензии. Скоро будем мы иметь случай поговорить подробно о всей поэтической деятельности Гоголя, как об одном целом, и обозреть все его творения в их постепенном развитии5. Теперь же ограничимся выражением в общих чертах своего мнения о достоинстве "Мертвых душ" — этого великого произведения.


3 Какую оценку поэме Гоголя дал критик Плетнёв?

П. А. Плетнев, критик и поэт, знакомый Гоголя: "...несомненно тут сокрыта высочайшая деятельность таланта..." "...У Гоголя никто не смешон, потому что в жизни и действиях каждого есть истина, убеждающая читателя. Перейдешь по всем отделениям вещей и лиц, не только начиная от Селифана, но и от самого Чубарого, до легковоздушной институтки и ее отца, и ни в чем не откроешь тени подложного или сомнительного: все возникает из закона внутренней жизни, следовательно, все появляется не для потехи, не от умыслу на забаву, а по назначению, по призванию природы: и так все серьезно, все важно, все внушает естественное участие..." "...В языке поэмы есть недосмотры. Гоголь воображением своим так сливается с образом вещей и лиц, что удобство или красоту размещения слов совсем опускает из виду . У Гоголя есть положительные совершенства языка, красоты, вечно сияющие у гениальных писателей: сжатость выражений, меткость и точность слов и неразъединяемость их от понятий..." (П .А. Плетнев, статья "Чичиков, или «Мертвые души» Гоголя", 1942 г.)

4 Как Герцен оценил произведение Гоголя?

Критик Герцен посчитал «Мертвые души» удивительной книгой, которая своим прямолинейными обвинениями потрясла всю Россию.

Он выделяет, прежде всего, целесообразность поэмы и ее реалистичность, которая напоминает крик ужаса и стыда, который испытывает Гоголь за свою Отчизну.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!