Давно стало привычным выражение «сила слов»; известны поэтические строки В. Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена. К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова. Перед людьми, которые хотят совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно для этого? Быть может, необходим особый ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаивают словами Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Следует заметить, что Цицерон сказал это, защищая поэта Архия, которого хотели выселить из Рима за греческое происхождение. Цицерон подчеркнул редкость поэтического дарования и поставил его даже выше ораторского мастерства. Говоря же о возможности стать оратором, Цицерон отмечал значение природных данных, необходимых, впрочем, в любом деле, а в искусстве особенно: «Совершенство не дано никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, насколько вам позволит природа».
Так в чём же проявляется ораторское искусство?
Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях античной литературы, например, в греческих поэмах — «Илиада» и «Одиссея». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой— так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В творчестве античных поэтов и философов широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме — диалога. По объему диалогические части произведений намного превосходят повествовательные. Поэтому герои античного творчества кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество.
Сам характер античной литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредственный контакт с аудиторией, будь то ораторское красноречие торжественным или дидактическим, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффектна. Публичная речь — это всегда искусство.
Вся сущность искусства зиждится на таланте. Талант — это выдающиеся способности, которые развиваются, если человек трудолюбив и верен своему дару. Творчество талантливых мастеров искусства и слова на протяжении многих лет вдохновляет и впечатляет людей. Но ведь дары природы надо не только исчерпывать, но и приумножать. И это приумножение есть не что иное как саморазвитие личности, его преодоление преград (не сколь внешних, сколь внутренних).
Умение красиво говорить и уверенно держаться на публике считается одним из наиболее ценных и наиболее сложных навыков для человека. Те, кто обладает секретами ораторского искусства, имеют все шансы стать интересной личностью и достичь ошеломляющего успеха в любой сфере, в какой только пожелают.
Освоение ораторского искусства – задача не из простых. Но ни один музыкант не родился с умением играть на клавесине или скрипке, и ни один великий художник – с владением кистью. То же самое можно сказать и об умении говорить. Путь оратора – это преодоление собственных страхов и предрассудков. А еще это определенный уровень общения от сердца к сердцу.
Готовясь к выступлению оратор должен установить примат цели над содержанием и формой речи. Если выступающий не подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.
Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публичной речи.
Из всего сказанного ясно, что нельзя стать оратором без постоянной практики выступлений. И способности, и навыки, и умения оратора формируются на основе знаний в процессе его деятельности. Нужно развивать наблюдательность, копить и шлифовать впечатления, много читать, вдумываться в прочитанное, рассуждать и спорить, делиться своими мыслями и впечатлениями с друзьями, использовать любую возможность, чтобы выступить перед аудиторией, извлекать уроки из каждого выступления.
Совершенствование в ораторском искусстве, делая жизнь человека полнее и интереснее, способно принести величайшую радость. Но это и необходимость, ибо, как заметил еще более ста лет тому назад А.П. Чехов: «Дурно говорить должно бы считаться для интеллигентного человека таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следует считать неизбежным».