- работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию; -смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что - нет (небылицы); - формирование литературного образа по совокупности его признаков (загадки); - уточнение темы произведения путем выбора более точного заголовка; - нахождение главной мысли, сформулированной в тексте; - уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; - сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей. -осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству; -творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности. | - определять эмоциональный характер текста; - выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова; - опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; - определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных; - уметь прогнозировать содержание читаемого (так называемая антиципация); - осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; - формулировать тему небольшого текста; озаглавливание текста или рисунка, прогнозирование содержания по заголовку и составление высказывания по заданному заголовку; - выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; - находить главную мысль, сформулированную в тексте; - прогнозировать характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) перед чтением по обложке, заглавию, рисункам. - выявление роли авторского начала в произведении; - определение речевой цели создания писателем произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение; - выявление авторского отношения к персонажам; - определение, от чьего лица (автора, персонажа) ведется повествование; - характеристика персонажей, определение детьми собственного отношения к их поступкам; - выделение эпизода из текста; - озаглавливание иллюстраций и эпизодов; - восстановление деформированного картинного плана; - подбор эпизодов из текста к иллюстрациям; - последовательное перечисление картин или событий произведения как подготовка к составлению плана; - освоение чтения по ролям; - инсценирование прочитанного в форме живых картин и произнесение отдельных реплик за действующих лиц; | -Умение делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст. - Умение определять тему и главную мысль произведения. - Дальнейшее развитие способности к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе чтения, - Внимание к художественной стороне речи: умение соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором. - Выделение главного и второстепенного в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста). - Постановка вопросов к прочитанному. - осознание художественных особенностей сказок, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики, отличия сказки от рассказа; - освоение элементарных понятий: эпизод, олицетворение, сравнение; - активное накопление видо-жанровых представлений в эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения). - иллюстрирование - графическое и словесное; - освоение всех форм драматизации: чтение по ролям, "живые картины" (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутая драматизация, музыкальное иллюстрирование текста. | -умение составлять план и пользоваться им при пересказе; - практическое освоение особенностей лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка - рассказ, басня - сказка, рассказ - повесть, сказка - сказочная повесть, рассказ - стихотворение, пьеса - рассказ, пьеса - сказка, былина - сказка, миф - сказка; -элементарная классификация сказок, - накопление представлений о рассказах различных идейно-тематических групп: о животных, о детях, философские, юмористические, исторические; - знакомство со своеобразием лирики разного характера: пейзажной, юмористической, философской, романтической; - выявление специфики художественной и познавательной литературы на основе их практического сравнения; - знакомство с некоторыми приемами художественной композиции (без термина) в процессе анализа текста; - освоение всех используемых в начальной школе творческих видов интерпретации текста, умение выбирать их в соответствии со спецификой произведения; |