СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэтапная работа над развитием аналитических способностей учащихся на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поэтапная работа над развитием аналитических способностей учащихся на уроках литературного чтения»

Поэтапная работа над развитием аналитических способностей учащихся
на уроках литературного чтения


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс


- работа над пониманием читаемого с помо­щью вопросов по содержанию;

-смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действи­тельности, что - нет (небылицы);

- формирование литературного образа по со­вокупности его признаков (загадки);

- уточнение темы произведения путем выбора более точного заголовка;

- нахождение главной мысли, сформулирован­ной в тексте;

- уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно вы­ражает главную мысль;

- сравнение произведений на основе их содер­жательно-тематических особенностей.

-осознание принадлежности литературного про­изведения к народному или авторскому творчеству;

-творческая интерпретация читаемого посред­ством интонационной выразительности.



- определять эмоциональный характер текста;
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
- опираться на авторские ремарки для харак­теристики персонажей;

- определять мотивы поведения героев пу­тем выбора правильного ответа из ряда пред­ложенных;

- уметь прогнозировать содержание читаемо­го (так называемая антиципация);
- осознавать авторское и собственное отноше­ние к персонажам; - формулировать тему небольшого текста;

озаглавливание текста или рисунка, прогно­зирование содержания по заголовку и составле­ние высказывания по заданному заголовку;

- выявлять смысловой и эмоциональный под­текст;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте;

- прогнозировать характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) перед чтением по об­ложке, заглавию, рисункам.

- выявление роли авторского начала в произ­ведении;
- определение речевой цели создания писате­лем произведения: сообщение информации, вы­ражение переживаний, поучение;
- выявление авторского отношения к персонажам;

- определение, от чьего лица (автора, персо­нажа) ведется повествование;
- характеристика персонажей, определение детьми собственного отношения к их поступкам;
- выделение эпизода из текста;
- озаглавливание иллюстраций и эпизодов;

- восстановление деформированного картин­ного плана;

- подбор эпизодов из текста к иллюстрациям;
- последовательное перечисление картин или событий произведения как подготовка к состав­лению плана;

- освоение чтения по ролям;
- инсценирование прочитанного в форме жи­вых картин и произнесение отдельных реплик за действующих лиц;



-Умение делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст.
- Умение определять тему и главную мысль произведения.

- Дальнейшее развитие способности к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе чтения,
- Внимание к художественной стороне речи: умение соотносить содержание произведения с языковыми средствами, с помощью которых оно выражено автором.

- Выделение главного и второстепенного в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста).

- Постановка вопросов к прочитанному.

- осознание художественных особенностей сказок, их структуры (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексики, отличия сказки от рассказа;

- освоение элементарных понятий: эпизод, олицетворение, сравнение;

- активное накопление видо-жанровых пред­ставлений в эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения).

- иллюстрирование

- графическое и словес­ное;

- освоение всех форм драматизации: чтение по ролям, "живые картины" (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использо­ванием мимики, развернутая драматизация, музыкальное иллюстрирование текста.


-умение составлять план и пользоваться им при пересказе;

- практическое освоение особенностей лирики, эпоса и драмы в сравнении: сказка - рассказ, басня - сказка, рассказ - повесть, сказка - ска­зочная повесть, рассказ - стихотворение, пьеса - рассказ, пьеса - сказка, былина - сказка, миф - сказка;

-элементарная классификация сказок,

- накопление представлений о рассказах раз­личных идейно-тематических групп: о животных, о детях, философские, юмористические, истори­ческие;

- знакомство со своеобразием лирики разного характера: пейзажной, юмористической, фило­софской, романтической;

- выявление специфики художественной и познавательной литературы на основе их прак­тического сравнения;

- знакомство с некоторыми приемами ху­дожественной композиции (без термина) в про­цессе анализа текста;

- освоение всех используемых в начальной школе творческих видов интерпретации текста, умение выбирать их в соответствии со специфи­кой произведения;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!