СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэтическая страница "Я для вас звезда" (Велимир Хлебников).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский поэт, прозаик, основатель футуризма в России  Велимир Хлебников был крупнейшим представителем авангардизма и реформатором поэтического языка.

Просмотр содержимого документа
«Поэтическая страница "Я для вас звезда" (Велимир Хлебников).»

Поэтическая страница «Я для вас звезда»

(В. Хлебников).

Хлебников — поэт сложной и трудной литературной судьбы. Провозглашенный своими соратниками по футуризму гением, величайшим новатором и ниспровергателем традиций, он был встречен непониманием и насмешками критики. В глазах читателей он оставался «заумником» и, в лучшем случае, «поэтом для поэтов», понятным лишь немногим избранным.

Будущий поэт родился 9 ноября 1885 года в Калмыкии. Уже к четырем годам Виктор (так его нарекли от рождения) бойко читал по-русски и по-французски, неплохо рисовал. В семье, кроме него, было еще два брата и две сестры. Мать дала всем пятерым детям блестящее образование, сумела привить им любовь к литературе, языкам, истории. Отец был орнитологом и часто брал сына с собой в степь. Ребенок мог часами слушать пение птиц и наслаждаться им, смотреть на небо, наблюдать ход облаков.

Увлеченно, даже одержимо Виктор учился в Симбирской гимназии, а затем в Казанском и Петербургском университетах. Казалось, он пытается объять необъятное. Увлечение математикой сменялось любовью к химии и кристаллографии. Санскрит и восточные языки способствовали рождению интереса к славянскому корнесловию.

В 1903 году Хлебников принимает участие в студенческой антиправительственной демонстрации. Следуют арест, исключение из университета и месяц тюрьмы, ПОСЛЕ ЧЕГО ОН РЕЗКО ИЗМЕНЯЕТСЯ КАК ЧЕЛОВЕК.

Облакини плыли и рыдали

Над высокими далями далей.

Облакини сени кидали

Над печальными далями далей.

Облакини сени роняли

Над печальными далями далей…

Облакини плыли и рыдали

Над высокими далями далей.

Во время событий японской войны Хлебников изучает японский язык и ездит в экспедиции для изучения поведения птиц (птицы один из главных векторов в его творчестве). Это время поэт назовёт как «бросок в будущее» - именно в этот период он решает связать свою жизнь с литературой навсегда. К слову, поэт верил в судьбу и таинственные знаки, которые сопровождают человека всю его жизнь.

Я всматриваюсь в вас, о, числа,

И вы мне видитесь одетыми в звери, в их шкурах,

Рукой опирающимися на вырванные дубы.

Вы даруете единство между змееобразным движением

Хребта вселенной и пляской коромысла,

Вы позволяете понимать века, как быстрого хохота зубы.

Мои сейчас вещеобразно разверзлися зеницы

Узнать, что будет Я, когда делимое его — единица.

Хлебников приезжает в Москву. Он дает себе обет – найти законы времени. Известность Хлебникова начинается после того, как он приезжает для продолжения учебы в Петербург.

ВНАЧАЛЕ НАЧИНАЮЩИЙ АВТОР ВХОДИТ В КРУГ СИМВОЛИСТОВ. Хлебников бывал на знаменитой «Башне» Вячеслава Иванова. Здесь, кстати, его и нарекли новым именем - Велимир. Затем, вместе с Маяковским, Крученых, Бурлюком Хлебников публикует стихи в сборнике «Садок судей», с которого начинается русский футуризм.

Однако творчество самого Хлебникова с самого начала не укладывалось в рамки футуризма. Его стремление к примитиву, к природе, идеализация языческой Руси и прошлого славянства знаменовали иные тенденции, чем у его сотоварищей по футуризму. Даже вместо термина «футуристы» он создал термин на основе русского словообразования — «будетляне».

Хлебников чрезвычайно много занимался изобретением новых слов, но мало что прижилось и осталось в языке – разве что «самолет» (и то некоторые исследователи считают автором этого неологизма другого поэта-футуриста – Василия Каменского). Рассеянный чудак в быту, углубленный в свои думы и вычисления, привыкший к одиночеству и житейским лишениям, Хлебников своей неприспособленностью и непрактичностью отличался от своих товарищей по футуризму, задиристых, энергичных.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево!

Усмей, осмей, смешики, смешики!

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Хлебников, не смотря на все его многочисленные знакомства и связи, был человек нелюдимый. Он мог пропадать на месяц или два, а потом внезапно появиться на пороге весь в рваной одежде и мокрый с головы до ног. Он бродяжничал. Но бродяжничал масштабно – по всей России. Передвигался, как только мог, и пешком, и на товарных поездах. Все свои стихи он носил с собой в наволочке. Иногда терял всё что написал и вновь начинал создавать. Друзья футуристы переписывали его тексты, чтобы уж если и потеряет, то хотя бы копии останутся.

Чудовище — жилец вершин,

С ужасным задом,

Схватило несшую кувшин,

С прелестным взглядом.

Она качалась, точно плод,

В ветвях косматых рук.

Чудовище, урод,

Довольно, тешит свой досуг.

Поэма «Зангези» В. Хлебникова - некий синтез всего, что только можно вставить в текст. Синтез науки, поэзии, прозы, заклинаний и пророчеств.

Мне, бабочке, залетевшей
В комнату человеческой жизни,
Оставить почерк моей пыли
По суровым окнам, подписью узника,
На строгих стеклах рока.
Так скучны и серы
Обои из человеческой жизни!
Окон прозрачное «нет»!
Я уж стер свое синее зарево, точек узоры,
Мою голубую бурю крыла — первую свежесть.
Пыльца снята, крылья увяли и стали прозрачны и жестки.
Бьюсь я устало в окно человека.
Вечные числа стучатся оттуда
Призывом на родину, число зовут к числам вернуться.

 Велимир Хлебников никогда не был женат, он так и не устроил свою личную жизнь, несмотря на многочисленные влюбленности. Велимир безответно любил Анну Ахматову, а она видела в нем лишь «безумного, но изумительного» поэта.

Футуристу очень нравились сестры Синявские, его харьковские коллеги, а также Вера Будберг и Ксана Богуславская. Он написал несколько стихов о любви – «Тело кружева изнанка…», «Люди, когда они любят», «Опыт жеманного».

Тело — кружева изнанка,

Одинока и легка,

Ты срываешь спозаранку

Колыбели мотылька.

Вся — жизни радуги присуща,

Малиновому рту.

Кругом осокоревые кущи

И всё поет: цвету!

Север, запад, все сторонки

Замкнуты суровым садом.

Нехотя, но вперегонки

Я бегу с тобою рядом…

Бездомный, нищий и неустроенный Хлебников так и не нашел женщину, которая смогла бы его искренне полюбить. У него было много поклонниц, они видели в нем исключительно чудака и гения, но, ни одна из них не связала с ним свою судьбу.

Он скитался по каким-то комнатушкам, все время без средств, без сколько-нибудь налаженного быта, перебиваясь на весьма скромную и далеко не постоянную поддержку семьи или на грошовые уроки. Неприятие Хлебниковым буржуазно-мещанского быта, его бунтарский пафос, хотя и политически неопределенный, неоднократно прорывается и в его стихах, особенно позднего периода.

Свою смерть поэт предвидел. Однажды он сказал, что люди его задачи зачастую оканчивают жизненный путь в 37 лет.

Все так и произошло. Скитания по стране и вечная нищета сильно подорвали здоровье поэта. Он уже не мог сам позаботиться о себе, и на помощь ему пришел Петр Митурич, супруг его младшей сестренки Веры. Велимир мечтал добраться до Астрахани, чтобы воссоединиться с родными, однако отсутствие денег и сил не давало ему отправиться в путь. Петр доставил Хлебникова в небольшую деревушку Санталово, близ Новгорода. Поэт должен был там поправить здоровье перед путешествием в Астрахань.

Но по приезду в деревню у него внезапно отнялись ноги, и поэт слег. Велимира погрузили на подводу и повезли в сельскую больницу, однако местные доктора не взялись его лечить в силу безнадежного состояния больного. Его просто отправили домой умирать. Сердце поэта остановилось 28 июня 1922 года, он умер от пареза.

Местом упокоения Велимира Хлебникова стало кладбище в соседнем селе Ручьи, и только в 1960-м было принято решение о его перезахоронении. С тех пор его могила находится на Новодевичьем кладбище, с ним рядом покоятся мать и сестра. В 1975-м на могиле поэта появилась «каменная баба», как символ места, где он родился и память об истоках.

Перед самой смертью Хлебников написал стихотворение «Еще раз, еще раз», которое звучало, как предупреждение всем его недоброжелателям. Он говорил, что недруги тоже разобьются о камни, которые будут смеяться над ними, как в свое время они (критики), смеялись над ним. Ведь настоящий поэт и должен быть загадочен и никогда не разгадан. В этом и заключается сила настоящей поэзии.

Еще раз, еще раз,
Я для вас
Звезда.
Горе моряку, взявшему
Неверный угол своей ладьи
И звезды:
Он разобьется о камни,
О подводные мели.
Горе и вам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьетесь о камни,
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались
Надо мной.

НЕОБЫЧНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА:

  • В силу рассеянного характера и скитальческого образа жизни Хлебников не берег написанное. Однажды он даже поддерживал собственными рукописями огонь костра, ночуя в голой степи, чтобы не замерзнуть окончательно.

  • Во второй половине 60-х гг. прошлого века прах Хлебникова был перенесен на одно из московских кладбищ с погоста глухой деревушки Санталово, где он окончил свои земные дни, убитый недоеданием и параличом ног в 1922 году. Этот факт нашел отражение в одном из стихотворений поэта Бориса Слуцкого.

  • Хлебникова по праву причисляют к поэтам-пророкам. Он предвидел Первую мировую войну.

  • С точностью до года в «Досках судьбы» он предсказал дату Октябрьского переворота. Маяковский и тот ошибся на год…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!