СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Арт-кафе". Сценарий поэтического вечера, посвященного творчеству С.А.ЕСЕНИНА

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Арт-кафе". Сценарий поэтического вечера, посвященного творчеству С.А.ЕСЕНИНА»









«Я сердцем никогда не лгу».

АРТ- КАФЕ


Поэтический вечер,

посвященный творчеству С.А.ЕСЕНИНА













Подготовил учитель русского языка и литературы

МОУ «Шахтерская гимназия»

Белицкий А.Ф.















«Я сердцем никогда не лгу».


АРТ- КАФЕ

С. А. Есенину посвящается…


Цели:

  • формирование нравственно-эстетических ценностей, развитие творческих способностей детей;

  • осуществление в школьной практике современных подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности по литературе;

  • способствовать развитию литературного образования, воспитания и культуры школьников через обновление содержания, форм и методов внеурочной работы по литературе;

  • формировать у учащихся представления о значимости гуманитарного образования в современном мире; расширять историко-литературный контекст есенинской эпохи и выявлять ее эстетические тенденции.

Форма проведения: арт- кафе.

Оборудование: перед сценой столики, на них свечи, и другие предметы, имитирующие литературное кафе начала ХХ века; портрет С. Есенина.


«Мои стихи, спокойно расскажите про жизнь мою…»
С. Есенин

Дивлюсь, и плачу, и смеюсь

Твоей, Сережка, доле.

И принесла же людям Русь

Такой брильянт в подоле.


В едущий 1:                        
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синий рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
 
Ведущий 2:  Мы с вами поговорим о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине, прочитаем его стихи, прикоснемся к его творчеству.

Чтец 1: Я люблю Есенина такого…Стихотворение «Какая ночь! Я не могу…».

Чтец 2: Но Есенин мог быть совсем другим. Вот послушайте… Стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь…».

Чтец 3: А еще Есенин очень часто писал об одиночестве, размышлял о жизни и смерти. Звучит стихотворение «В этой могиле…»

Ведущий 2: Так кто же он – С. А. Есенин, самый народный, национальный поэт не только потому, что родился в самой что ни на есть российской деревне и писал о родной деревне, но и потому, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, надежды и сомнения.

Ведущий1: 1 В  самом  центре  России,  под  Рязанью,  на    берегу  реки  Оки,  привольно  раскинулось  старинное  село  Константиново – родина  Сергея  Александровича  Есенина.

Есенин. Я, Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября по старому стилю, в Рязанской губернии.  Моя мать, Татьяна Титова замуж была отдана помимо воли в 16 лет, а отец был беден и уехал на заработки - ему было 18, я воспитывался у бабушки и дедушки. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. 

Чтец 1

Матушка в Купальницу по лесу ходила.
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила.
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле,
Зори меня вешние в радугу свивали...


Ведущий 1: Крестьянский сын Сергей Александрович Есенин родился в день исторического для России события. 21 сентября 1895 года Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения.

Ведущий 2: Отец Есенина Александр Никитич Есенин, с детства был известен по всей округе своим прекрасным голосом. Он слыл немного чудаковатым, потому что не пил и любил читать книги. Женился на первой красавице Татьяне Федоровне Титовой.. Первый ребенок умер и второго долго ждали и вымолили у бога. Есенин был крещен в Константиновской церкви иконы Казанской Божией Матери и наречен Сергеем в честь Сергия Радонежского. 


Ведущий 1: Сережа Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался и учил его, как надо драться. Как кулак держать. В зрелые годы, оглядываясь на свой путь, Есенин признал, что никто не имел для него такого значения, как его дед, Федор Андреевич. Читать поэт научился в 5 лет под руководством деда. С тех пор чтение стало одним из самых любимых занятий. «Сколько я себя помню, помню и толстые книги, в кожаных переплетах», вспоминал он. С. Есенин любил слушать русские народные песни. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни.

Чтец 2

Дед мечтал: Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться...

Есенин. Не буду учителем.

Дед. А кем тогда?

Есенин. Никем, частушки буду сочинять!

Дед. Частушки... Пустое дело.

Чтец 3


Тогда  впервые
С  рифмой   я  схлестнулся.
От  сонма  чувств
Вскружилась  голова.
И  я  сказал:
Коль  этот  зуд  проснулся,
Всю  душу  выплещу  в  слова.


Года  далекие,
Теперь  вы  как  в  тумане.
И  помню,  дед  мне
С  грустью  говорил:
«Пустое  дело…
ну,  а  если  тянет –
пиши  про  рожь,
но  больше  про  кобыл».
Тогда  в  мозгу,
Влечением  к  музе  сжатом,
Текли  мечтанья
В  тайной  тишине,
Что  буду  я
Известным  и  богатым
И  будет  памятник
Стоять  в  Рязани  мне.



Песня “Всё живое особой метой...” исп. Никольский – 1-4 куплет.

Ведущий 1 : Стихи начал писать рано, лет девяти, но сознательно в 16-17 лет, когда приехал в Москву в 17 лет к отцу на заработки. Устроился помощником корректора в типографию Сытина. Женился.

Чтец 1.

Я  покинул  родимый  дом,
Голубую  оставил  Русь.
В  три  звезды  березняк  над  прудом
Теплит  матери  старой  грусть.
Золотою  лягушкой  луна
Распласталась  на  тихой  воде.
Словно  яблонный  цвет,  седина
У  отца  пролилась  в  бороде.

Чтец 2.

Я  не  скоро,  не  скоро  вернусь!
Долго  петь  и  звенеть  пурге.
Стережет  голубую  Русь
Старый  клен  на  одной  ноге.
И я  знаю,  есть  радость  в  нем
Тем,  кто  листьев  целует  дождь,
Оттого,  что  тот  старый  клен
Головой  на  меня  похож.


Ведущий : По  мнению  многих  критиков,  юноша  из  рязанского  села  заявил  о  себе,  как  о  самобытном  художнике  стихотворением  «Выткался  на  озере…» В этих  двенадцати  строчках  впервые  сверкнуло  золото  той  поэзии,  которую  теперь  мы  с  любовью  называем  есенинской.
Чтец 3.

Выткался  на  озере  алый  свет  зари.
На  бору  со  звонами  плачут  глухари.
Плачет  где-то  иволга,  схоронясь  в  дупло.
Только  мне  не  плачется – на  душе  светло.
Знаю,  выйдешь  к  вечеру  за  кольцо  дорог.
Сядем  в  копны  свежие  под  соседний  стог.
Зацелую  допьяна,  изомну,  как  цвет,
Хмельному  от  радости  пересуду  нет.
Ты  сама  под  ласками  сбросишь  шелк  фаты,
Унесу  я  пьяную  до  утра  в  кусты.
И  пускай  со  звонами  плачут  глухари,
Есть  тоска  веселая  в  алостях  зари.


Ведущий 2: Народ является неотделимой частью своей страны. И вот это главное и выделяет Сергей Есенин в своей поэзии.  «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве» –
 В одном из писем к другу поэт писал: «Знаешь, почему я поэт?.. У меня родина есть. У меня – Рязань. Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а приду туда же! Хочешь добрый совет получить?.. Нет поэта без родины…»

Ч тец 1

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Ведущий 1: Зинаида Николаевна Райх была известной актрисой, женой Есенина. В 1920 году они расстались, но все же Райх оставалась для Есенина близким и любимым человеком.

Сценка 1

Райх : Удивительные стихи, Серёжа. Только одно плохо, опять всё жалование на книги растратил, на что жить- то будем?

Есенин: Зина, как ты не понимаешь! Я - поэт! А этого никто не хочет понять! В редакции отказали, хорошие стихи, но печатать не будут. Отец бранится: “Делом надо заниматься, делом! Деньги зарабатывать!” А я делом и занимаюсь!

Райх: А семья, Серёжа? Деньги на журналы ушли! На книжки!

Есенин: Ты пойми, я же в народный университет Шанявского хожу, не могу же я ничего не знать, кроме церковных служб. А работу эту я брошу! Буду своё дело делать!

Райх: Как! Писать целый день, на кружок к Сурикову, к этим эссерам бегать, листовки нелегальные распространять, ты хоть Сибири побойся! Так жить нельзя!

Есенин: Нет, это того стоит! (Садится, пишет).



Разбуди меня завтра рано, 
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорого гостя встречать.

Разбуди меня завтра рано, 
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт...

Ведущий 2: В конце 1915-1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Но для того, чтобы стать “истинным” поэтом, Есенин хочет получить одобрение других, более известных литераторов.
 В марте 1915 года Есенин приехал в Петроград. Одним из первых, с кем он встретился, был Александр Блок, на его квартире Есенин читал свои стихи.  А.А. Блок в начале XX века – общепризнанный кумир молодежи. Он любим, уважаем. Не случайно за оценкой своих стихов, Есенин едет именно к нему.

Ведущий 1: Из дневника Блока: «Крестьянина Рязанской губернии, 19 лет, стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык.» Письмо Блока от 22 апреля 1915 года: «Путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый свой шаг рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее. Ваша «Песнь о собаке» очень тронула».

 «Песнь о собаке»

 Утром  в  ржаном  закуте,
Где  златятся  рогожи  в  ряд,
Семерых  ощенила  сука,
Рыжих  семерых  щенят.
До  вечера  она  их  ласкала,
Причесывала  языком,
И  струился  снежок  подталый
Под  теплым  ее  животом.
А  вечером,  когда  куры
О бсиживают  шесток,
Вышел  хозяин  хмурый,
Семерых  всех  поклал  в  мешок.
По  сугробам  она  бежала,
Поспевая  за  ним  бежать…
И  так  долго,  долго  дрожала
Воды  незамерзшей  гладь.
А  когда  чуть  плелась  обратно,
Слизывая  пот  с  боков,
Показался  ей  месяц  над  хатой
Одним  из  ее  щенков.
В  синюю  высь  звонко
Глядела  она,  скуля,
А  месяц  скользил  тонкий
И  скрылся  за  холм  в  полях.
И  глухо,  как  от  подачки,
Когда  бросят  ей  камень  в  смех,
Покатились  глаза  собачьи
Золотыми  звездами  в  снег.

Ведущий 2: Здесь в Петрограде Есенин знакомится со многими известными писателями: Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Николаем Гумилёвым, Анной Ахматовой, Андреем Белым, Алексеем Толстым. 
Всего двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов. Сборник «Радуница» вышел в свет в начале 1916 года. «Радуница» – восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в ней свежую струю.

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после битв, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом мёда и роз…

Ведущий 1: Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. С самого начала Русь предстаёт как нечто святое – сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах. Мир деревни – это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.

Поэт как бы говорит всем нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, оторвитесь от нашей повседневной «суеты сует», посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, возвещающую рождение нового дня, на звёздное небо

Я по первому снегу бреду…

В сердце ландыши вспыхнувших сил

Ведущий 2: Так начался литературный путь Есенина. Жизнь, “настоящая жизнь Руси” несла Есенина на “корабле современности” всё дальше. В разгаре Первая Мировая война, на фронте гибнут люди. Есенин служит санитаром в Царскосельском военном госпитале, читает свои стихи перед императрицей.

 А ведь не так давно, в 1916 году, здесь же, в Царском селе, Есенин читал свои стихи Анне Ахматовой.



Край любимый, сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться 
В зеленях твоих стозвонных.

Всё встречаю, всё приемлю.
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.


Поэтесса была поражена пророческим настроением этого стихотворения. И она не ошиблась – жизнь Есенина оказалась и скоротечной, и трагичной


Ведущий 1: И вот наступает самое страшное и кровавое время - 1917 год. В годы революции Есенин всецело на стороне Октября. Он ждал, что революция поможет построить крестьянский рай на земле.

Небо как колокол

Месяц- язык.

Мать моя –родина

Я- большевик.

Ведущий 2: 1918год, 3 ноября.  Канун первой годовщины  революции.  В Москве открываются  несколько  временных  памятников  литераторам.  У гипсовой  скульптуры  Алексея  Кольцова  выступает  молодой  поэт.

Чтец 1.

О ,  Русь,  взмахни  крылами,
Поставь  иную  крепь!
С  иными  именами
Встает  иная  степь.
По  голубой  долине,
Меж  телок  и  коров,
Идет  в  златой  ряднице
Твой  Алексей  Кольцов.

А  там,  за  взгорьем  смолым,
Иду,  тропу  тая,
Кудрявый  и  веселый,
Такой  разбойный – я.



Ведущий 1: В 1919г. С. Есенин прочитал свое первое стихотворение в Политехническом институте. Это стихотворение о революции. Оно называлось «Товарищ». Был поэт в отлично сшитом сером костюме, который как бы подчеркивал его цвета пшеницы буйные волосы и похожие на огромные незабудки глаза. Он читал просто, спокойно, и голос его был звучен и чист, без единой царапающей нотки. На площадке группа студентов подхватила Есенина на руки и стала его качать.

Голос Есенина

Ведущий 2: Долгое время Есенин жил в Москве и Петербурге. Стал уже известным поэтом. Много было друзей и недругов. Это было время надежд, мечтаний, первых потрясений и трагедий. Но оно подарило Есенину лучшего друга Анатолия Мариенгофа.

Сценка 2

Мариенгоф: Наслышан о том, что вы хотите создать новую поэтическую школу “образа”. Предлагаю работать вместе. У меня и программа готова, и название я придумал – “школа имажинизма”. Ваша поэзия в духе этой школы.

Есенин: А что значит “имажинизм”?

Мариенгоф: “Имаж” в переводе с французского – образ, более образной поэзии, чем ваша, в русской литературе на данный момент нет.Эти образы: «Зеленая прическа, Девическая грудь, О. тонкая березка, Что загляделась в пруд?»- или

«В саду горит костер рябины красной»

Есенин. Хорошо, я подумаю.

Ведущий 1: Так вскоре 2 совершенно разных во всём человека стали друзьями и соратниками, правда, только на очень короткое время. Они вместе жили, вместе замерзали в неотапливаемой квартире, вместе голодали и видели смерть других... Вместе наблюдали, как рушится прежний мир, как разруха шествует по стране, как начинается время “тёмное и беспощадное”.

 Ещё страшнее было видеть, как в поэзию приходит весьма разношёрстная публика, весьма далёкая от литературы, которая нередко появлялась в клубе имажинистов “Стойло Пегаса”. Представители разных литературных направлений сталкивались в этом клубе в поэтических баталиях.

Сценка 3

Мариенгоф: Серёжа, только не нервничай, к нам в “Стойло Пегаса” пожаловала Зина Райх, с ней режиссер театра конструктивизма – Всеволод Мейерхольд, кстати, он, как и я из Пензы.

Есенин: Да я спокоен, она же теперь ведущая актриса в его условном театре. Надеюсь, это её новый избранник.

Зина Райх : Сергей, я приняла решение, наши отношения зашли в тупик, у тебя одна жена – поэзия, о нас с детьми ты заботиться не можешь, не хочешь, я ухожу к другому. Он замечательный человек, он обожает наших детей, надеюсь, ты не против.

Мейерхольд : Здравствуйте, Сергей, прочитал вашу поэму “Пугачев”, хочу поставить в своём театре. Кроме того, у меня к вам есть личный разговор. Отойдёмте.

Есенин: Я так понимаю, речь пойдёт о Зине.

Мейерхольд: Я люблю вашу жену, мне кажется, я мог бы заботиться о ней гораздо лучше, чем вы, она этого достойна.

Есенин: Не имею ничего против, к тому же мы уже давно в разводе. «Детей по свету растерял, свою любовь отдал легко другому…»

Мейерхольд : Что? О чем вы?

Есенин : Да так, ни о чем…

Есенин читает стихотворение “Вы помните, Вы всё, конечно, помните...”

Ведущий 2: Зинаида Николаевна Райх была известной актрисой, женой Есенина. В 1920 году они расстались, но все же Райх оставалась для Есенина близким и любимым человеком. Ей же, Зинаиде Николаевне Райх, посвящено любимое многими стихотворение «Собаке Качалова».

Стихотворение «Собаке Качалова»

Ведущий 1: А животный мир у Есенина – часть природы, живой, разумной. У «братьев наших меньших» свои думы и заботы, свои горести и радости. Лошади пугаются собственной тени и задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит «грусть соломенную», «тихо воет покинутый пёс», старая кошка сидит у окошка и ловит лапой луну, «стрекуньи-сороки» накликали дождь…Есенин относится к животным не просто нежно, но уважительно и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности – к каждой корове, лошади, собаке.

В цикле «Москва кабацкая» он писал:

В переулке каждая собака

Знает мою лёгкую походку

и ли

Каждому здесь кобелю на шею

Я готов отдать мой лучший галстук

или

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне навстречу

или

Я хожу в цилиндре не для женщин…

В нём удобней,

Золото овса давать кобыле

Так Сергей Есенин открыл новую поэтическую «область», включив в границы поэзии всё многообразие животного мира.



Сценка 4

Есенин: Нет, Толя, ты посмотри, что в этой статейке газетной написано! Он же меня последними словами кроет – этот Олег Леонидов!

Мариенгоф: (Сминает газету). О Пушкине и Баратынском тоже писали, что они прыщи на коже вдовствующей российской литературы.

Есенин: Вот поэтому мы и приехали в Питер. Здесь Блок, может, ещё кто из прежней литературы остался. Хотя нет, пожалуй, я последний поэт...



Я последний поэт деревни, 
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берёз.

Догорит золотистым пламенем 
Из телесного воска свеча, 
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.



Мариенгоф: Пойдем к нам , Серёжа, в «Стойло Пегаса», сегодня у нас в гостях, ты не поверишь, известная танцовщица Айседора Дункан, её пригласило советское правительство обучать искусству танца детей пролетариев, говорят она красавица.

Есенин: Шутишь, да я мечтал об этом. Она танцует не на пуантах, а босяком…

На сцене – танец А.Дункан

Есенин: Браво!

Мариенгоф: Чувствуется Европа!

Есенин: Настоящее искусство! Богиня!

Песня «Я обманывать себя не стану»

Ведущий 2: Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком. Их отношения складывались непросто. Новые встречи и расставания приносили душевную боль и до бесконечности обсуждались окружающими. Но разница в возрасте – 18 лет – не мешала им любить друг друга. С первого мгновения они ощутили не просто взаимную близость – это была встреча людей одной человеческой породы. Оба, не колеблясь, жертвовали своим земным благополучием ради искусства, вне которого не мыслили своей жизни. Оба в это время были по-человечески одиноки. Оба искали то, «чего в мире нет», строили свою жизнь по образцу выстроенных ими воздушных замков. Есенин в кровавой революционной действительности пытался найти Инонию (иную страну), Дункан в прошлом мире буржуазной Европы – античную Грецию. И тянулись они друг к другу не столько, как мужчина и женщина, сколько как два человека сходного душевного склада.

Ведущий 1: Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию», но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки. В его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла «Москва кабацкая»:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут / Под гармоники желтую грусть...

Ведущий: Его стихи имели такой успех, что тут же было договорено о выпуске однотомника в Берлине. Благодаря Айседоре он позже договорился о возможности публикации своих стихов в русском издательстве в Париже. Сборник должен был иметь довольно подходящее название: "Исповедь хулигана".

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Я б на веки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень...



Ведущий 1: Из Европы и Америки Есенин писал своим друзьям и близким каждый день.

 Анатолию Мариенгофу. “Знаете ли Вы, милостивый государь, Европу? Нет! Вы не знаете Европы! Боже мой, такая гадость, однообразие, такая духовная нищета, что блевать хочется. Сердце бьётся с отчаяннейшей ненавистью... Лучше всего, что я видел в этом мире, это всё-таки Москва!”

 Анатолию Мариенгофу. “Милый мой, самый близкий, родной и хороший! Так хочется мне отсюда из этой кошмарной Европы обратно в Россию, к прежнему молодому нашему хулиганству... Боже до чего богата и прекрасна Россия в отношении поэзии...”

«Дорогие мои, хорошие! Ну что сказать вам об этом царстве мещанства? Здесь в страшной моде господин доллар. На искусство начхать. Пусть мы нищие, пусть у нас холод, голод, зато у нас есть душа, Которую здесь за ненадобностью сдали в аренду».


В едущий 2: Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России. 
Разочарование в любви, разочарование в окружающей действительности вылились в разочарование в жизни. Восхвалять Советскую власть, кривить душой  Есенин не мог. Сочинять ей гимны, даже из чувства собственного самосохранения не считал нужным, и не писать вовсе тоже не мог. По свидетельству современников, когда он впадал в отчаянье, то мог страшно "крыть" советскую власть. Сам себе он пытался объяснить свое состояние таким образом:

Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

Быть поэтом - значит петь раздолье,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поет - ему не больно,
У него одна и та же песня.

Канарейка с голоса чужого -
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка.

Магомет перехитрил в Коране,
Запрещая крепкие напитки,
Потому поэт не перестанет
Пить вино, когда идет на пытки.

И когда поэт идет к любимой,
А любимая с другим лежит на ложе,
Благою живительной хранимый,
Он ей в сердце не запустит ножик.

Но, горя ревнивою отвагой,
Будет вслух насвистывать до дома:
"Ну и что ж, помру себе бродягой,
На земле………….


Ведущий 1: Письмо, написанное Есениным в марте 1922 года: «…у нас сейчас в литературе просто дышать нечем. В Москве я себя чувствую отвратительно. Безлюдье полное. Рогачевские и Саккулины–(это литературные критики) больше ценят линию поведения, чем искусство. Лучше идти в кабак от сих праведников. Нравы у них миргородские.» 


Песня «Мне осталась одна забава»…

Ведущий 1: В 1922 г. появилась в печати стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», вскоре оно стало народной песней.


Сестра Есенина: Однажды вечером мы сидели за столом у окна нашей «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате ее гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Его положил на музыку композитор Пономаренко.

Исполнение песни «Отговорила роща золотая».

О тговорила роща золотая
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

Сестра Есенина: Я Александра, сестра Сережи. Как же вы не понимаете! Почему вы не хотите послушать его, вчитаться в строки, ведь все это выстрадано! Вы не знаете Есенина, если считаете его только гулякой!


Сценка из поэмы «Анна Снегина»

О днажды, вернувшись с тяги,
Я лег подремать на диван.
Разносчик болотной влаги,
Меня прознобил туман.
Трясло меня, как в лихорадке,
Бросало то в холод, то в жар
И в этом проклятом припадке
Четыре я дня пролежал.

М ой мельник с ума, знать, спятил.
Поехал,
Кого-то привез...
Я видел лишь белое платье
Да чей-то привздернутый нос.
Потом, когда стало легче,
Когда прекратилась трясь,
На пятые сутки под вечер
Простуда моя улеглась.
Я встал.
И лишь только пола
Коснулся дрожащей ногой,
Услышал я голос веселый:
"А!
Здравствуйте, мой дорогой!
Давненько я вас не видала.
Теперь из ребяческих лет
Я важная дама стала,
А вы - знаменитый поэт.
. . . . . . . . . . . . . . . .

Ну, сядем.
Прошла лихорадка?
Какой вы теперь не такой!
Я даже вздохнула украдкой,
Коснувшись до вас рукой.
Да...
Не вернуть, что было.
Все годы бегут в водоем.
Когда-то я очень любила
Сидеть у калитки вдвоем.
Мы вместе мечтали о славе...
И вы угодили в прицел,
Меня же про это заставил
Забыть молодой офицер..."

*

Я слушал ее и невольно
Оглядывал стройный лик.
Хотелось сказать:
"Довольно!
Найдемте другой язык!"

Н о почему-то, не знаю,
Смущенно сказал невпопад:
"Да... Да...
Я сейчас вспоминаю...
Садитесь.
Я очень рад.
Я вам прочитаю немного
Стихи
Про кабацкую Русь...
Отделано четко и строго.
По чувству - цыганская грусть".
"Сергей!
Вы такой нехороший.
Мне жалко,
Обидно мне,
Что пьяные ваши дебоши
Известны по всей стране.
Скажите:
Что с вами случилось?"
"Не знаю".
"Кому же знать?"
"Наверно, в осеннюю сырость
Меня родила моя мать".
"Шутник вы..."
"Вы тоже, Анна".
" Кого-нибудь любите?"
"Нет".
"Тогда еще более странно
Губить себя с этих лет:
Пред вами такая дорога..."
Сгущалась, туманилась даль...
Не знаю, зачем я трогал
Перчатки ее и шаль.
. . . . . . . . . . . . . . . .
Луна хохотала, как клоун.
И в сердце хоть прежнего нет,
По-странному был я полон
Наплывом шестнадцати лет.
Расстались мы с ней на рассвете
С загадкой движений и глаз...

Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас.



Ведущий 1: Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. Началось время темное и беспощадное...". И, от этого настроение приподнятости и надежд сменилось у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушился, голод и разруха шествовали по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, пришла весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.

Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней. Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери, Черный человек, Страна негодяев, Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать...

Чтец 1

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать. 
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.



Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть моей тоски.


Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.



М ного дум я в тишине продумал, 
Много песен про себя сложил, 
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.



Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших, 
Никогда не бил по голове.



Знаю я, что не цветут там чащи, 
Не звенит лебяжьей шеей рожь.
Оттого пред сонмом уходящих
Я всегда испытываю дрожь.



Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Ведущий 2: Сергей Есенин мечтает побывать в Персии, но туда его не пускают. Остановившись в Баку зимой 1924-25 годов, Есенин, занавешивал восточными шалями окно и электрическую лампочку в своей комнате, третья шаль оказывалось чалмой - и мир наполнялся приятными и сладкими ароматами, а симпатичная учительница Шаганэ Тальян, с которой познакомился Есенин, превращается в его стихах в персиянку, зовущую в очаровательную даль.

Одно за другим было написано 15 стихотворений, которые и составили цикл «Персидские мотивы». Послушаем некоторые из них…

Чтец 1 «Шаганэ»

«Я Галина Бениславская.Я была с ним в Баку. Собирала и складывала все , что Сергей там писал.В Есенине вся моя жизнь. Он называл меня лучшим другом, но никогда не любил. А я любила. И ждала. И когда была Райх, и Исидора, и Миклошевская , и Софья Толстая, внучка Льва Николаивича,- ждала. Хотелось уберечь и спасти, ведь ОГПУ открыли на Есенина 13 уголовных дел .Не могли простить ему поэму «Страна негодяев»

Пустая забава.

Одни разговоры.
Ну что же?

Ну что же мы взяли взамен?

Пришли те же жулики, те же воры

И вместе с революцией

Всех взяли в плен.

От преследований ОГПУ мы спрятали его в психиатрическую больницу. Он готовил полное собрание своих сочинений, говорил «Я этого собрания желаю до нервных судорог. Надо работать.» Когда Есенина не стало, я издала его последние стихи и назвала их «Персидские мотивы» . Без Есенина я жить не смогла.

В декабре 1926 года она покончила с собой (застрелилась) на могиле Есенина на Ваганьковском кладбище, оставив записку: «3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина… Но и ему, и мне это всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое…»



Ведущий 1 : Есенин всегда был очень привязан к своей семье, постоянно помогал родным материально.

Сестра Александра: Сергей замечательно писал о любви, потому что был любящим, нежным человеком. Он помогал нам, сестрам, и маме. Мама говорила о нем: «Сергей был нежным, мало ли что о нем мелют, а он был совсем не такой…»В 1924 году им было написано известное стихотворение «Письмо матери».
Письмо матери 
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,— 
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.


Ведущий 1 : Так каким же он был – Сергей Есенин?

Ведущий 2 :  Августа Миклошевская ,актриса, танцовщица, с которой у Есенина был короткий роман вспоминала: О Есенине пишут неправду Это был честнейший, светлый поэт. Он был нежным, очень добрым, любящим. Много работал. Я спросила его: « Когда же вы пишите стихи?»- и он ответил: «Всегда. Каждую минуту. Выше поэзии и искусства – нет в жизни ничего». Именно мне он посвятил стихотворение «Заметался пожар голубой».

Ведущий 1 : Жизнь Сергея Александровича Есенина трагически оборвалась 27 декабря 1925 года, в гостинице «Англетер» в Ленинграде в возрасте 30 лет. Было это самоубийство или убийство - остается загадкой.

Ведущий 2: Перед тем, как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, гроб с телом обнесли вокруг памятника А.С. Пушкина. Люди знали, что делали. Это был достойнейший преемник пушкинской славы.

 Сстихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

«До свиданья, друг мой, до свиданья.»

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Ведущий 1 :  После смерти Есенина Алексей Толстой о написал: «Умер великий национальный поэт. Он сжег свою жизнь, как костер. Он сгорел перед нами. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души. Считаю, что нация должна надеть траур по Есенину».
Поэт Николай Тихонов написал: « Поэзия Есенина-это Евангелие от Бога на русском языке.»



В едущий 2: Русский поэт Сергей Есенин так рано ушел из жизни, может быть, не допев своей самой важной, самой главной песни.
Улетел, растаял...

Улетел, растаял с белых яблонь дым,
И, поэт остался вечно молодым.
Кто же напророчил? Или, может, сам,
Коль, звездой вознесся к светлым Небесам.

Здесь, живой  как прежде, в песнях и стихах,
В звездах, в алых зорях, в белых облаках.
Ну, а там, в далекой, призрачной стране,
Скачет на игривом Розовом коне.

Ни тоски, ни боли там, конечно, нет,
Кружевом вплетает звуки лунный свет,
В ноты главной песни, той, что не допел,
Чтобы его голос до сих пор звенел.
Елена Фокина




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!