Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального
образования Плавский район «Горбачёвская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ: |
на заседании педсовета | Директор МБОУ МО Плавский район |
«___»__________2014___г. | «Горбачёвская СОШ»____________Г.В.Кутепова |
| Приказ №____от «___»__________20___г. |
Рабочая программа кружка
Поэты и писатели Тульского края |
(наименование учебного предмета) |
внеурочная деятельность 5 класс |
(уровень, ступень образования) |
1 год |
(срок реализации программы) |
|
|
Авторская программа руководителя кружка, |
учителя русского языка и литературы Молотковой Натальи Юрьевны |
|
|
|
модифицированная |
(тип программы) |
п. Горбачево
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание… становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна».
Д.С. Лихачев
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Программа кружка
для 5 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей среднего школьного возраста.
Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеучебной деятельности, среди которых следует выделить литературное краеведение.
Оно имеет большое значение в расширении литературного кругозора учащихся, развитии у них интереса к художественной литературе прошлого и наших дней, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений, приобщении к творчеству местных писателей и поэтов.
Одной из форм организации внеурочной деятельности в 5-ых классах является кружок литературного краеведения.
Программа кружка разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности»
Программа опирается на некоторые понятия и навыки, которые учащиеся получили на уроках. Она является наглядным примером применения тех или иных знаний на практике. Прослеживается непосредственная связь с такими предметами, изучаемыми в школе, как литература, русский язык, ИЗО, музыка. В свою очередь краеведческий материал находит применение на уроках при изучении творчества М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, на уроках внеклассного чтения, в системе письменных работ учащихся.
Занятия кружка планируется проводить в форме бесед, групповой работы, встреч с интересными людьми, походов с осмотром литературно-краеведческих объектов, экскурсий в библиотеки, литературные музеи.
Практическим результатом работы кружка планируются доклады, презентации, проекты, подготовленные школьниками, конкурсы и выставки по литературному краеведению.
В ходе завершающего этапа работы кружка планируется проведение игры- викторины «Край родной, навек любимый» с целью выявления уровня знаний детей по литературному краеведению
Занятия в кружке позволяют раскрыть организаторские, творческие, музыкальные способности учащихся, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Благодаря индивидуальной работе глубже изучается материал, успешнее проходит адаптация учащихся 5-го класса в среднем звене.
Программой предусматривается 35 занятий в год (одно занятие в неделю). Время одного занятия 45 минут. Учитель организует работу в группах, что создает комфортную, благоприятную для творчества обстановку.
Цели программы:
знакомство с творчеством авторов, родившихся и живших на Тульской земле, писавших о ней, о событиях, людях и природе ее;
повышение интереса к творчеству земляков, расширение кругозора, воспитание патриотизма и гражданской позиции.
Задачи курса «Литературное краеведение» :
- привлечь внимание учащихся к обширному литературному наследию Тульской земли;
- показать взаимосвязь литературы родного края с общим развитием литературы страны;
- систематизировать сведения учащихся о жизни и творчестве писателей и поэтов своей малой родины;
- стимулировать познавательную активность детей через изучение литературы родного края;
- воспитывать уважение к памяти прошлого и традициям своего народа
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРУЖКЕ:
1. Вид кружка: переменного состава.
2. Год занятий кружка: 1 год.
3. Количество членов кружка: 15 человек.
4. Возраст членов кружка: 5 классы
5. Количество часов занятий в неделю:1час, в год-35 часов.
6. Место занятий: МБОУ МО Плавский район «Горбачевская СОШ» (кабинет русского языка, школьная библиотека), районный краеведческий музей, музей , районная библиотека, просторы родного края
7. Режим занятий: 14.10-14.55, каждую среду в течение учебного года.
Содержание программы включает пять основных блоков:
1. Фольклорные традиции области.
2. Классики русской литературы – уроженцы Тульской области.
3.Писатели и поэты, связанные с Тульским краем
4. Мастера слова нашего района и области.
5.Практические занятия (экскурсии, литературные гостиные, конкурсы, игры)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№ | Тема занятия | количество часов |
всего | В т.ч. практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | - |
2 | Фольклорные традиции Тульской области. | 3 | 1 |
3 | Классики русской литературы – уроженцы Тульской области. | 5 | 1 |
4 | Писатели и поэты, связанные с Тульским краем | 5 | 1 |
5 | Мастера слова нашего района и области. | 5 | 2 |
6 | Практические занятия | 15 | |
| Литературная гостиная , посвященная творчеству И..В.Пархоменко «И хочется в ладони осень взять» | | 2 |
7 | Посещение школьной библиотеки . Писатели земли Горбачевской. | | 2 |
| Посещение школьного краеведческого музея. Местные краеведы. | | 2 |
8 | Посещение городской библиотеки . Книга «Тульские древности» | | 2 |
| Посещение районной библиотеки . Освобождение г.Плавска от фашистских захватчиков. | | 2 |
9 | Посещение районного краеведческого музея. Таланты земли Плавской | | 2 |
10 | «Неделя русского языка», посвящённая родному краю. Местные пословицы и поговорки. | | 2 |
11 | Презентация новой книги Корнеева. | | 1 |
18 | Итоговое занятие | 1 | |
Тематическое планирование занятий кружка « Литературное краеведение» (35 часов)
| | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводное занятие. Введение. Роль литературного краеведения. Планирование работы. | 1 | - |
2-4 2-3 4 | Фольклорные традиции Тульской области. «О Великом побоище, которое было на Дону, и о том, как князь великий бился с ордою» Народные обряды и традиции жителей села. | 3 | |
5-7 8 9 10 | Классики русской литературы – уроженцы Тульской области. Л.Толстой «Липунюшка», «Петр I и мужик» , «Филипок» И.А.Бунин «Святогор и Илья» В.А.Жуковский «Летний вечер» А.А.Фет «На заре ты её не буди» | 6 | |
11 12-13 14 15 | Писатели и поэты, связанные с Тульским краем А.А.Дельвиг «Русская песня» М.Ю.Лермонтов «Воздушный корабль», «Два великана» З.Н.Гиппиус «Знайте» Андрей Белый «В полях» | 5 | |
16 17 18 19 | Мастера слова нашего района и области. И.А.Брагин «Иван-озеро и его сыновья» Ф.Д.Поленов «Голос сверчка» В.С.Суворов «Облако» Н.П.Акулиничев «Ручная мельница» | 4 | |
| Практические занятия | 15 | |
20-21 | Литературная гостиная , посвященная творчеству И..В.Пархоменко «И хочется в ладони осень взять» | 2 | |
22-23 | Посещение школьной библиотеки . Писатели земли Горбачевской. | 2 | |
24-25 | Посещение школьного краеведческого музея. Местные краеведы. | 2 | |
26-27 | Посещение детской городской библиотеки . Книга «Тульские древности» | 2 | |
28-29 | Посещение районной библиотеки . Освобождение г.Плавска от фашистских захватчиков. | 2 | |
30-31 | Посещение районного краеведческого музея. Таланты земли Плавской | 2 | |
32-33 | Игра- викторина «Пословица недаром молвится» . Местные пословицы и поговорки. | 2 | |
34 | Презентация новой книги Корнеева. | 1 | |
35 | Итоговое занятие | 1 | |
Литература
Тульский край в литературе и искусстве. Хрестоматия. Составитель В.Ф.Пахомов. Тула: Пересвет, 2001. – 528 с. +36 с. (вкл.)
Литература. Хрестоматия для учащихся 5-7 классов . Тульский региональный компонент. Тула: Издательский Дом «Пересвет», 2004. – 224 с., илл.
Литература. Региональный компонент Тульской области. 1-4 классы. 5-11 классы.