СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поэты пушкинского круга. Становление русского романтизма урок 8

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Поэты пушкинского круга. Становление русского романтизма урок 8»

Урок № 8

Тема: Поэты пушкинского круга. Становление русского романтизма.

Цель:

  • воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века, явлений общественной и литературной жизни, особенности романтизма как литературного направления;

  • формировать навык работы с учебником, составления вопросов к статье, конструирование диалога, лексической работы, работы с репродукциями картин художников;

  • развивать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления лексического значения слова «романтик».

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.


І. Орг. момент

ІІ. Проверка домашнего задания.


1.Заполнение второй части таблицы «Из литературы XIX века» (задание 1 рабочей тетради).


Из литературы XIX века

Явления общественной жизни России начала XIX века

Интерес к личности Наполеона, политике, открытие Лицея, необходимость преобразований, борьбы с крепостничеством, Отечественная война 1812 года («Философические письма» П.Чаадаева; возникновение тайных обществ, восстание 14 декабря 1825 г.)

События и явления в литературной жизни XIX века

Возникновение новых литературных журналов и альманахов, появление русского читателя, формирование общественного мнения. Интерес писателей к историческим событиям прошлого: к временам Ивана Грозного, движению Степана Разина, бунту Емельяна Пугачева.

Появление новых направлений в литературе - сентиментализма и романтизма. Борьба направлений, стилей, литературных жанров. Стремление А.С. Пушкина быть свободным в творчестве «от царя и от народа».


II. Изучение нового материала.


1.Выявление темы, цели


2. Работа над темой урока.


Первая треть XIX века - период расцвета русской поэзии. Именно она, а не проза (это произойдет позднее) определяла развитие русской литературы. Вместе с А.С. Пушкиным творили его современники - поэты пушкинской поры. Но прежде чем говорить о них, необходимо уяснить само понятие «пушкинская пора». Если границы определять формально, то все поэты, писавшие в период жизни А.С. Пушкина, 1799 - 1837, включаются в этот круг.

Но логика подсказывает, что период следует ограничивать тем временем, когда пушкинская поэзия стала известна читателям. Литературный дебют Пушкина состоялся в 1814 году. Стихи до последних дней жизни поэта были неотъемлемой частью его творчества. Таким образом, границы поэзии пушкинской поры определяются 1814 -1837 годами.


2.1. Слово учителя.

Послушайте строки Игоря Северянина:


Есть имена, как солнце! Имена

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине, поэте

Действительном в любые времена.


В 1859 году замечательный русский критик Аполлон Григорьев произнёс фразу, которая впоследствии стала крылатой: «Пушкин – наше всё…». Но в постановке и решении важнейших проблем в литературе начала 19 века Пушкин не был одинок. Наряду с ним и вокруг него действовала целая плеяда замечательных писателей: здесь и старшие по возрасту поэты: В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Д. В. Давыдов, у которых Пушкин многое воспринял и усвоил, здесь его ровесники, и совсем ещё юноши, вроде Дмитрия Веневитинова. Прежде чем приступим к знакомству с поэтами пушкинского окружения, выясним сначала, а что же это за время такое – эпоха пушкинской поры, послушаем историческую справку.


2.2. Историческая справка (слайд-фильм)


  • Давайте представим, что мы находимся в таком литературном салоне, и посмотрим, кто является его завсегдатаем.

Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:

– Здравствуйте, господа! Княгиня Волконская ждёт Вас!

– А кто сегодня будет?

– Разве Вы не знаете, ждут Пушкина!

Итак, появляется Пушкин, долгожданный, уважаемый, всегда непредсказуемый, очаровывающий всех своим буйным темпераментом… А вслед за ним … Впрочем, попробуйте сами догадаться, о ком идёт речь. Основоположник русского романтизма, переводчик, учитель, наставник Пушкина и будущего царя Александра II, певец Светланы, ему посвящены строки Пушкина: «Его стихов пленительная сладость // Пройдёт веков завистливую даль…». Так кого же мы можем встретить в литературном салоне княгини Волконской рядом с Пушкиным?

(Василий Андреевич Жуковский)

В это же время ещё пишет свои остроумные басни всеми почитаемый, тучный, в седых бакенбардах, начавший свою литературную деятельность ещё в 18 столетии великий русский баснописец … Иван Андреевич Крылов

А следующее имя, вероятно, вы услышите сегодня впервые: знакомьтесь, князь Пётр Андреевич Вяземский – язвительный интеллектуал, мастер эпиграмм, мадригалов, дружеских посланий, близкий друг Пушкина и соратник по журнальным схваткам.

Кто начал читать «Евгения Онегина», наверняка обратил внимание на эпиграф этого романа: «И жить торопится, И чувствовать спешит…». Эти строки принадлежат Петру Андреевичу Вяземскому.

Продолжаем путешествовать по литературному салону княгини Волконской. К числу старших современников Пушкина следует также отнести и этого замечательного писателя. Но сначала ответьте на вопрос, узнаёте ли вы музыкальное произведение (Приложение), которое является фоном нашего урока? Да, это «Вальс Грибоедова», «Ах, этот вальс Грибоедова… Сколько в нём музыки, чувств, нежности, жизни…». Так говорили современники поэта. Удивительно, но и в 21-м столетии этот вальс продолжает очаровывать, завораживать, волновать… Вы только вслушайтесь. (Александр Сергеевич Грибоедов)

Следующим именем в кругу старших современников великого поэта следует назвать имя Константина Николаевича Батюшкова.


2.3. Сообщение о возникновении декабризма (по материалам статьи учебника «Для вас, любознательные!»).


2.4 Обращение к иллюстрации в учебнике. Обложка альманаха «Полярная звезда» (1824,1825).


2.5. Лексическая работа: альманах.


Альмана́х — разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.).

В отличие от журнала, выходит обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 альманах — сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку.


2.6. Сообщение об альманахе «Полярная звезда».


2.7. Построение диалога по материалам статьи учебника «Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники». (рабочая тетрадь задание 2)


  • Назовите имена поэтов золотого века русской литературы.

  • Каковы особенности литературной жизни в Москве и Петербурге?

  • Что сыграло важнейшую роль в росте общественного сознания?

  • Назовите имена литераторов, принимавших самое деятельное участие в войне 1812 года.

  • Какая тема стала основной в творчестве этих литераторов?

  • Какую роль в судьбе В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, A.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева сыграли Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, С. Е. Раич?

  • Дайте определение романтизма.


2.8. Лексическая работа: романтика.


Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность.


  • Почему слова романтизм, романтический могут относиться не только к литературным явлениям, но и к нашей повседневной жизни?

  • Кого мы называем романтиком и как это связано с эстетическим направлением?

  • Назовите писателей, поэтов и художников-романтиков. (Джордж дон Байрон, Адам Мицкевич, Эжен Делакруа и Карл Брюллов, Орест Кипренский.)


2.9.Сообщение о романтизме в живописи.


2.10. Обращение к домашнему заданию.


Заполнить вторую часть таблицы «Романтизм» (задание 3 рабочей тетради).


2.11.Чтение статьи учебника «Для вас, любознательные!»


III. Подведение итогов урока.


  • В чем особенность романтизма в сравнении с классицизмом и сентиментализмом?


IV. Домашнее задание.


1.Составить вопросы к статье учебника, посвященной В.А. Жуковскому (задание 1 рабочей тетради).

2. Запишите признаки баллады (задание 2 рабочей тетради)



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!